5.1. Процедура отбора и реализации проектов в сфере
информационных технологий в формате
государственно-частного партнерства и концессии
5.1.1. Основные принципы отбора и реализации проектов
1. Инклюзивность - равный доступ к системе отбора всех желающих реализовать проект вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, размера бизнеса, места регистрации организации-заявителя, использующихся налоговых режимов и т.д. Проекты отбираются не по характеристикам инициирующей компании, а на основе объективного анализа самого проекта, его качественных, технологических характеристик и степени общественной значимости.
2. Снижение уровня дискреционных полномочий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в пользу сетевой системы сдержек и противовесов, а также введения обязательных этапов общественного контроля и экспертного обсуждения на этапах рассмотрения, реализации и мониторинга эффективности проектов в сфере информационных технологий в формате государственно-частного партнерства и концессии.
3. Меритократия. При определении лиц, принимающих решения на всех этапах процедуры отбора и реализации проектов, признается тот факт, что любое должностное лицо не может обладать исчерпывающим уровнем экспертизы по всем вопросам в силу многообразия концепции "Умного города", включающей различные, а порой и очень далекие друг от друга отрасли знания, и потому у экспертного сообщества должно быть право "вето" на принятие решений в случае, если будет обнаружено явное противоречие с интересами города и региона.
4. Межведомственное взаимодействие и коллегиальность. В силу того, что проекты в сфере "Умного города" часто затрагивают сферу ответственности целого ряда органов государственной власти и местного самоуправления, система отбора и реализации проектов должна базироваться на активном использовании всех имеющихся инструментов межведомственного взаимодействия, а решения, затрагивающие сферу компетенции нескольких органов государственной власти и местного самоуправления, должны приниматься коллегиально, на основе совместного выработанного плана, а в случае невозможности достичь договоренности, проект выносится на дополнительное экспертное и общественное обсуждение.
5. Опора на запросы и превентивно выявленные "боли" населения. В первую очередь необходимо реализовывать проекты, основанные на запросах населения, выявить которые возможно, как в результате изучения общественного мнения, так и с помощью анализа жалоб, предложений и обращений, поступающих в органы государственной власти и местного самоуправления, изучения социальных сетей, городских порталов, форумов, групп и публичных страниц, а также на этапах тестового запуска, пилотирования проекта. В связи с этим, актуальной и уместной методикой является LeanStartup, которая позволит избежать нерациональных капиталовложений, не приводящих к улучшению качества жизни жителей города и региона. Инициативы, прошедшие тестирование, должны накапливаться в очереди на выделение ресурсов. Принципиальным является заблаговременное (до выделения ресурсов) тестирование и общественное обсуждение идеи.
6. Взаимосвязь с ключевыми показателями эффективности, определенными в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, стратегиями, принятыми на уровне муниципальных образований, Перечнем показателей для оценки IQ городов Российской Федерации, участвующих в реализации ведомственного проекта "Умный город", по 10 направлениям цифровой трансформации городского хозяйства, разработанным Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации. Как приоритетные направления развития, так и конкретные реализуемые проекты должны соответствовать нормативным актам, определяющим стратегическое развитие города и региона, а также определяющим формат мониторинга участников проекта "Умный город".
7. Максимальное использование альтернатив для проектов. В том случае, если проект по той или иной причине невозможно включить в реализацию концепции "Умный город", ему предлагаются альтернативные варианты развития, в том числе, если проект имеет перспективы, осуществляется помощь по поиску партнеров и предоставляются рекомендации для институтов развития, осуществляющих свою деятельность на территории региона. То есть "воронка" проектов должна использоваться эффективно и иметь высокий уровень конверсии. Это соответствует принципам Открытых инноваций о возможности не только заимствовать проекты извне, но и отдавать вовне нерелевантные перспективные проекты.
5.1.2. Модернизация межведомственной рабочей группы по реализации
в Нижегородской области проектов направления "Умный город" в Совет
по реализации в Нижегородской области проектов направления
"Умный город" при Правительстве Нижегородской области
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 29 июня 2018 г. № 693-р была создана межведомственная рабочая группа по реализации в Нижегородской области проектов направления "Умный город", объединяющая представителей ряда органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области и трех компаний: государственной корпорации "Росатом" (далее - Росатом), публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее - Ростелеком) и государственной корпорации "Ростех" (далее Ростех). Данный факт прямо противоречит принципам инклюзивности, т.к. предоставляет заранее преимущественное положение именно этим трем компаниям. Общие интересы бизнес-сообщества в достаточной мере отражает наличие в межведомственной рабочей группе представителей Международного ИТ-кластера Нижегородской области, но также возможно дополнение участниками из числа профильных ассоциаций, НКО, университетов и т.д. Необходима модернизация межведомственной группы, связанная как с обеспечением независимости, так и расширением полномочий, в том числе за счет следующих мер:
1. Предоставление полномочий по рассмотрению проектов в сфере информационных технологий в формате государственно-частного партнерства и концессии, контролю проведения соответствующих конкурсов для заключения соглашений о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве и концессионных соглашений, и принятию решений по вопросам отбора, реализации и оценки эффективности реализуемых проектов.
Возможной формой модернизации является преобразование в структуру, аналогичную ныне действующему Совету по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области, созданному постановлением Правительства Нижегородской области от 19 июля 2018 г. № 531 (далее Совет по земельным и имущественным отношениям), с передачей преобразованной структуре функций, связанных с рассмотрением и принятием решения по проектам сфере информационных технологий в формате государственно-частного партнерства и концессии.
2. Внесение соответствующих изменений в законы и подзаконные акты Нижегородской области, в том числе в Закон Нижегородской области от 31 августа 2016 г. № 134-З "О государственно-частном партнерстве в Нижегородской области", постановление Правительства Нижегородской области от 27 октября 2016 г. № 722 "О подготовке и реализации проектов на основе концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, а также проведении оценки эффективности проекта муниципально-частного партнерства и определении его сравнительного преимущества", а также принятия постановления Правительства Нижегородской области "О создании Совета по реализации в Нижегородской области проектов направления "Умный город при Правительстве Нижегородской области". Изменения, связанные как с передачей функций, связанных с рассмотрением и принятием решения по проектам сфере информационных технологий в формате государственно-частного партнерства и концессии Совету по реализации в Нижегородской области проектов направления "Умный город" при Правительстве Нижегородской области, так и с детализацией определения объекта государственно-частного партнерства и концессии в сфере информационных технологий.
3. Исключение из числа членов межведомственной рабочей группы (Совета по реализации в Нижегородской области проектов направления "Умный город" при Правительстве Нижегородской области) представителей бизнеса и введения в ее состав представителей ведущих нижегородских университетов и НКО для координации экспертной оценки проектов с правом только совещательного голоса по общим вопросам текущей деятельности межведомственной группы (Совета по реализации в Нижегородской области проектов направления "Умный город" при Правительстве Нижегородской области (далее также - Совет)), но с правом "вето" на принятие решений в случае обнаружения противоречия интересам города и региона.
Также следует привлечь к участию в Совете глав муниципальных образований Нижегородской области с численностью населения более 100 тысяч человек.
Схема 1
Организационная структура взаимодействия по реализации
проектов в сфере "Умный город"
Ориентировочная "Дорожная карта" по первоначальному запуску работы Совета по реализации в Нижегородской области проектов направления "Умный город" при Правительстве Нижегородской области состоит из следующих этапов:
1. Подготовка нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Совета и организационно-технический этап (2019-2020 годы).
2. Определение стратегии, приоритетных направлений в рамках концепции "Умный город/регион", а также формирование перечня возможных объектов ГЧП/МЧП и концессионных соглашений для реализации проектов в сфере "Умный город" с их размещением на портале инноваций (далее также - Портал) (2020 год).
3. Формулировка и нормативное закрепление общих требований к проектам (2020 год).
4. Продвижение Совета и Портала как "единого окна" для реализации ГЧП/МЧП-проектов и концессионных соглашений в области "Умный город/регион" (2020-2021 годы).
5.1.3. Алгоритм деятельности по отбору и реализации
проектов в сфере информационных технологий в формате
государственно-частного партнерства и концессии
Первым этапом алгоритма деятельности по отбору и реализации проектов в сфере информационных технологий в формате государственно-частного партнерства и концессии является определение приоритетных областей для реализации проектов в сфере информационных технологий в формате государственно-частного, муниципально-частного партнерства и концессии с дальнейшей формализацией в виде объектов, в отношении которых можно заключать соответствующие соглашения.
Лучшие отечественные практики работы концепции "Умный город" (например, в Санкт-Петербурге) показывают, что наиболее эффективной на данном этапе является скоординированная работа общественности (которая может заявить о своих запросах), органов государственной власти и местного самоуправления (которые, в том числе отслеживают выполнение стратегии региона и города и могут приоритизировать сферы в связи с ними), подведомственных им организаций (которые также могут предоставить информацию о своих приоритетах), а также экспертного сообщества (способного сопоставить нынешнее состояние города и региона с технологическими трендами, выявить перспективы и зоны роста и т.д.).
Ниже следует таблица, отражающая содержание этапа определения приоритетных областей для реализации проектов в сфере информационных технологий в формате государственно-частного, муниципально-частного партнерства и концессии.