РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 августа 2016 года № 1325-р
Об утверждении Методических рекомендаций и
типовых форм документов по осуществлению
ведомственного контроля за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права
(с изменениями на 5 мая 2022 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.10.2020 № 1171-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 05.05.2022 № 455-р
------------------------------------------------------------------------
В соответствии со статьей 14 Закона Нижегородской области от 22 декабря 2015 г. № 198-З "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" и статьей 6 Закона Нижегородской области от 3 февраля 2010 г. № 9-З "Об охране труда в Нижегородской области":
(преамбула в ред. распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.10.2020 № 1171-р - см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образовани Нижегородской области по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Методические рекомендации). (пункт 1 в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 05.05.2022 № 455-р - см. предыдущую редакцию)
3. Органам исполнительной власти Нижегородской области обеспечить, органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области рекомендовать обеспечить:
- утверждение и применение регламентов ведомственного контроля на основании Методических рекомендаций и типовых форм документов по осуществлению ведомственного контроля, утвержденных настоящим распоряжением; (абзац второй изложен в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 05.05.2022 № 455-р - см. предыдущую редакцию)
- размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" утвержденных регламентов ведомственного контроля и ежегодных планов проведения проверок в срок до 31 декабря года, предшествующего проведению плановой проверки; (абзац третий в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 05.05.2022 № 455-р - см. предыдущую редакцию)
- представление в управление по труду и занятости населения Нижегородской области информации о проведении ведомственного контроля за отчетный год ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
(пункт 3 в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 23.10.2020 № 1171-р - см. предыдущую редакцию)
4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего распоряжения.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Бетина А.А. (пункт 5 изложен в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 05.05.2022 № 455-р - см. предыдущую редакцию)
Губернатор В.П.Шанцев
(Рекомендации в ред. распоряжений Правительства Нижегородской области от 23.10.2020 № 1171-р; от 05.05.2022 № 455-р )
Методические рекомендации
для органов исполнительной власти Нижегородской области
и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области
по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права
(наименование в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 05.05.2022 № 455-р
- см. предыдущую редакцию)
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Законом Нижегородской области от 22 декабря 2015 г. № 198-З "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Закон № 198-З). В Рекомендациях используются основные понятия в соответствии со статьей 2 Закона № 198-З. (пункт 1.1 в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 23.10.2020 № 1171-р - см. предыдущую редакцию)
1.2. Руководитель органа ведомственного контроля с учетом настоящих Рекомендаций и типовых форм документов по осуществлению ведомственного контроля, утвержденных Правительством Нижегородской области, утверждает регламент ведомственного контроля, содержащий информацию о:
- подразделении (должностном лице), ответственном(ых) за координацию и проведение ведомственного контроля;
- распределении направлений ведомственного контроля между структурными подразделениями (отдельными должностными лицами);
- конкретных требованиях к осуществлению в подведомственных организациях ведомственного контроля и формах документов ведомственного контроля с учетом особенностей деятельности подведомственных организаций.
1.3. В качестве периода времени, относительно которого осуществляется проверка, устанавливается предшествующий календарный год и истекший период текущего года, а по охране труда - три предшествующих полных года и истекший период текущего года.
1.4. Список должностных лиц, уполномоченных руководителем органа ведомственного контроля на проведение мероприятий по ведомственному контролю, определяется распоряжением (приказом) органа ведомственного контроля с учетом следующих условий:
- должностные лица должны иметь квалификацию, соответствующую направлениям проверки, указанным в пункте 2.1 настоящих Рекомендаций;
- к проверкам по направлению "Охрана труда" следует допускать лиц, имеющих квалификацию специалиста в области охраны труда в соответствии с требованиями действующего профессионального стандарта; (абзац третий изложен в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 05.05.2022 № 455-р - см. предыдущую редакцию)
- при назначении должностных лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по ведомственному контролю, должны приниматься меры по предотвращению конфликта интересов в соответствии с действующим законодательством о борьбе с коррупцией.
1.5. Необходимое время на документарную проверку одной подведомственной организации, включая оформление итогов проверки, рассчитывается в зависимости от количества работников и типа подведомственной организации, с учетом требований статьи 3 Закона № 198-З:
|
| Направления документарной проверки / | |||
кадры и работа с персоналом | оплата и нормирование | социальное партнерство | охрана труда | ||
Организации, занятые производственной деятельностью | до 50 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
50 - 150 | 1,5 | 1 | 0,5 | 1 | |
более 150 | 2,0 | 1,5 | 0,5 | 1,5 | |
Организации, | до 50 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
50 - 150 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
более 150 | 2,0 | 1,5 | 0,5 | 1 |
Для выездной проверки дополнительно выделяется один день.
2. Объем документарной проверки
2.1. Документарная проверка осуществляется по направлениям:
- кадры и работа с персоналом;
- оплата и нормирование труда;
- социальное партнерство;
- охрана труда.
2.2. При документарной проверке рассматриваются документы:
- устав (положение) подведомственной организации;
- приказ (распоряжение) уполномоченного должностного лица о назначении на должность руководителя подведомственной организации;
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- номенклатура дел подведомственной организации;
- коллективный договор;
- штатное расписание и структура подведомственной организации;
- информационная справка о состоянии условий и охраны труда;
- иные документы, указанные в разделе 2 "Объем документарной проверки" настоящих Рекомендаций, в соответствии с запросом органа ведомственного контроля.
Документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при наличии) и подписью руководителя подведомственной организации. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа ведомственного контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение требований трудового законодательства, орган ведомственного контроля направляет в подведомственную организацию мотивированный запрос о представлении иных необходимых документов.
2.3. Содержание проверки по направлению "Кадры и работа с персоналом".
2.3.1. Заключение трудовых договоров в соответствии с требованиями действующего законодательства:
- содержание трудового договора и срок, на который он заключен;
- наличие работников, с которыми трудовой договор не оформлен в письменной форме в течение трех дней со дня фактического допущения его к работе (статья 67 ТК РФ);
- соблюдение оснований для заключения срочного трудового договора (статья 59 ТК РФ);
- оформление совместительства, установление совмещения, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, расширение зон обслуживания и увеличение объема работ;
- наличие и содержание документов, определяющих обязанности работников в соответствии с занимаемой должностью и выполняемой работой, ознакомление с ними работников;
- соблюдение возраста работников, с которыми допускается заключение трудового договора;
- соблюдение формы трудового договора, организация учета заключенных трудовых договоров и изменений в них.
- порядок ведения, хранения и заполнения трудовых книжек работников, сделавших выбор о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, ведение книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них; (абзац девятый в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 23.10.2020 № 1171-р - см. предыдущую редакцию)
- наличие приказа о назначении лица, ответственного за ведение, заполнение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек;
- оформление приема на работу в соответствии с действующим законодательством;
- издание приказов по личному составу и их регистрация, ведение личной карточки в соответствии с унифицированными формами;
- ведение личных дел руководителей и специалистов в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- обязательное проведение медицинских осмотров в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- установление испытания при приеме на работу и его результаты, порядок прохождения испытательного срока;
- соблюдение порядка осуществления постоянных и временных переводов, перемещений и их оформления, временного перевода работника на дистанционную работу; (абзац шестнадцатый в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 05.05.2022 № 455-р - см. предыдущую редакцию)
- своевременность и порядок внесения изменений в трудовой договор;
- основания и соблюдение порядка отстранения работника от работы;
- порядок и оформление прекращения трудового договора, в том числе соблюдение требований ТК РФ при определении оснований прекращения трудовых договоров и обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя;
- наличие в отчетном периоде исков к подведомственной организации от уволенных работников о восстановлении на работе, а также случаев незаконных увольнений.
- формирование в электронном виде основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представлении ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации. (абзац введен распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.10.2020 № 1171-р )
2.3.2. Рабочее время и время отдыха:
- содержание правил внутреннего трудового распорядка;
- соблюдение нормальной продолжительности рабочего времени;
- ведение табеля учета рабочего времени;
- соблюдение продолжительности ежедневной работы (смены), работы накануне праздничных и выходных дней, в ночное время;
- соблюдение в отношении отдельных категорий работников сокращенной продолжительности рабочего времени, ограничений по привлечению к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, при направлении в командировки; (абзац шестой изложен в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 05.05.2022 № 455-р - см. предыдущую редакцию)