НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 3 февраля 2010 года № 9-З
(с изменениями на 1 марта 2023 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 06.05.2010 № 67-З;
Законом Нижегородской области от 12.03.2012 № 26-З№;
Законом Нижегородской области от 31.03.2014 № 30-З;
Законом Нижегородской области от 16.05.2022 № 71-З;
Законом Нижегородской области от 01.03.2023 № 24-З
------------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием 28 января 2010 года
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере охраны труда в Нижегородской области.
1. Правовое регулирование отношений в сфере охраны труда в Нижегородской области (далее также - область) в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Нижегородской области, настоящим Законом, а также законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований области имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
3. Отношения в сфере охраны труда в Нижегородской области регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
1) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; (п. 1 в ред. Закона области от 31.03.2014 № 30-З - см. предыдущую редакцию)
2) условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
3) государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;
4) требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда. (п. 4 изложен в новой ред. Законом области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)
5) Пункт утратил силу на основании Закона области от 31.03.2014 № 30-З - см. предыдущую редакцию
6) Пункт утратил силу на основании Закона области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию
(Статья 4 изложена в новой ред. Законом области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)
Государственное управление охраной труда на территории Нижегородской области осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики в области охраны труда (далее - орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление охраной труда), в пределах их полномочий.
Статья 5 утратила силу в соответствии с Законом области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию
1. В целях государственного управления охраной труда орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление охраной труда:
1) обеспечивает реализацию на территории Нижегородской области государственной политики в области охраны труда;
2) разрабатывает государственные программы Нижегородской области по улучшению условий и охраны труда или мероприятия по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы (подпрограммы) Нижегородской области, обеспечивает контроль за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности;
3) координирует проведение на территории Нижегородской области в установленном порядке обучения по охране труда;
4) осуществляет на территории Нижегородской области в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
5) организует и проводит мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Нижегородской области;
6) взаимодействует по вопросам государственного управления охраной труда с органами государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, иными органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований области, объединениями работодателей, профессиональными союзами и их объединениями, иными уполномоченными работниками представительными органами, региональными отделениями Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, общественными организациями; (пункт 6 в ред. Закона Нижегородской области от 01.03.2023 № 24-З - см. предыдущую редакцию)
7) осуществляет методическую помощь в обеспечении охраны труда иным органам исполнительной власти области, органам местного самоуправления муниципальных образований области, работодателям и организациям, осуществляющим деятельность на территории Нижегородской области;
8) направляет представителей для включения в состав комиссий по расследованию групповых несчастных случаев с числом погибших пять человек и более;
9) исполняет иные полномочия в области охраны труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
(Часть 1 изложена в новой редакции Законом области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)
2. Должностные лица органа исполнительной власти области, осуществляющего государственное управление охраной труда, в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления своих функций любых работодателей (организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) и безвозмездно получать от них необходимые документы и другие материалы по охране труда.
(наименование изложено в новой редакции Законом области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)
Органы исполнительной власти Нижегородской области в области охраны труда обеспечивают:
(абзац первый изложен в новой редакции Законом области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)
1) участие в реализации государственной политики в области охраны труда в координируемых видах экономической деятельности; (п. 1 изложен в новой редакции Законом области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)
2) участие в реализации государственных программ Нижегородской области по улучшению условий и охраны труда или мероприятий по улучшению условий и охраны труда государственных программ (подпрограмм) Нижегородской области в координируемых видах экономической деятельности; (п. 2 изложен в новой редакции Законом области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)
3) разработку и реализацию профилактических мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников в организациях по координируемым видам экономической деятельности;
4) определение специалистов для осуществления управления охраной труда по координируемым видам экономической деятельности;
5) представление в орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление охраной труда, необходимой информации и материалов для анализа состояния условий и охраны труда и подготовки управленческих решений по их улучшению;
6) участие в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом), произошедших в подведомственных государственных унитарных предприятиях Нижегородской области и государственных бюджетных и казенных учреждениях Нижегородской области; (п. 6 в ред. Закона области от 31.03.2014 № 30-З - см. предыдущую редакцию)
7) исполнение иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
1. Органы местного самоуправления муниципальных образований области, решая задачи социально-экономического развития муниципальных образований, обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований области в пределах своих полномочий могут принимать в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области муниципальные программы улучшения условий и охраны труда, обеспечивая их выполнение. (ч. 2 в ред. Закона области от 31.03.2014 № 30-З - см. предыдущую редакцию)
3. Представители органов местного самоуправления муниципальных образований области включаются в состав комиссии по расследованию несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая со смертельным исходом (в том числе группового, за исключением случаев с числом погибших пять человек и более). (Часть 3 введена Законом области от 16.05.2022 № 71-З )
(Статья 9 изложена в новой редакции Законом области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)
1. Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
2. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
3. Примерное положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
1. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (Часть 1 в ред. Закона области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)
2. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу об охране труда коллективного договора и (или) соглашения. (Часть 2 в ред. Закона области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)
3. Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. (абзац первый изложен в новой редакции Законом области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)
Работа комитета (комиссии) по охране труда строится на принципах социального партнерства.
1. Для обеспечения взаимодействия и координации деятельности по охране труда на территории Нижегородской области создается областная межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве Нижегородской области.
2. В состав областной межведомственной комиссии по охране труда включаются представители органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Нижегородского регионального отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, работодателей, профсоюзных организаций и иных общественных объединений. (Часть 2 в ред. Закона Нижегородской области от 01.03.2023 № 24-З - см. предыдущую редакцию)
3. Положение об областной межведомственной комиссии по охране труда и ее состав утверждаются Правительством Нижегородской области.
(Сатья 12 изложена в новой редакции Законом области от 16.05.2022 № 71-З - см. предыдущую редакцию)