ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 февраля 2016 года № 152-р
Об организации безаварийного пропуска
весеннего половодья на территории
Нижегородской области в 2016 году
(с изменениями на 30 августа 2016 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Нижегородской области от 30.08.2016 № 1376-р
-----------------------------------------------------------------------
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях организации безаварийного пропуска весеннего половодья на территории Нижегородской области, своевременного проведения противопаводковых мероприятий по защите населения, жилых, хозяйственных и промышленных объектов от воздействия паводковых вод и сохранения нормальной экологической обстановки на территории Нижегородской области:
1. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области (далее - КЧС и ОПБ Нижегородской области):
в феврале 2016 года рассмотреть вопросы организации работы по подготовке к половодью и утвердить комплексный план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области, связанных с прохождением весеннего половодья 2016 года (далее - Комплексный план);
в марте 2016 года рассмотреть вопросы готовности к весеннему половодью 2016 года сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемых к выполнению противопаводковых мероприятий, проведению аварийно-восстановительных работ, вызванных паводковыми явлениями, включая вопрос о реализации Комплексного плана.
2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области обеспечить организации, эксплуатирующие нецентрализованные источники водоснабжения и канализационные системы, запасом средств дезинфекции воды каптажей, скважин и общественных колодцев, разработать схемы альтернативного водоснабжения населения в районах возможного затопления.
(Пункт 2 в ред. распоряжения Правительства области от 30.08.2016 № 1376-р - см.предыдущую редакцию)
3. Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, государственному казённому учреждению Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" организовать проверку готовности водопропускных сооружений, мостов к пропуску весеннего половодья.
4. Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области принять участие в работе комиссий по оценке готовности к пропуску паводковых вод муниципальных образований Нижегородской области, территории которых наиболее подвержены риску затопления, организованной Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.
5. Министерству здравоохранения Нижегородской области предусмотреть наличие запаса медицинских изделий и лекарственных препаратов, в том числе препаратов, необходимых для иммунизации и фагирования населения по эпидемиологическим показаниям.
6. Комитету государственного ветеринарного надзора Нижегородской области обеспечить контроль за состоянием сибиреязвенных захоронений, попадающих в зоны возможного затопления, в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469.
7. Управлению по обеспечению деятельности гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области:
7.1. Организовать взаимодействие с федеральным государственным бюджетным учреждением "Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС") и другими органами и организациями с целью прогнозирования и постоянного контроля за развитием паводковой обстановки и своевременного принятия адекватных мер при её осложнении, в том числе заключить государственный контракт на оказание услуг по предоставлению специализированной гидрологической информации в центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области" в период половодья 2016 года по водным объектам Нижегородской области с финансированием расходов из средств, предусмотренных Законом Нижегородской области от 22 декабря 2015 года № 196-З "Об областном бюджете на 2016 год" на противопаводковые мероприятия.
7.2. В случае возникновения чрезвычайной ситуации во время прохождения весеннего половодья обеспечить финансирование из целевого финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с Положением о порядке формирования и расходования целевого финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11 апреля 2006 года № 116.
8. Оперативно-распорядительному управлению Правительства Нижегородской области:
- организовать контроль оперативно-диспетчерского управления на территории Нижегородской области, эффективности деятельности и организации взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и организаций, связанных с обеспечением нормальных условий жизнедеятельности населения во время паводка;
- в условиях чрезвычайных ситуаций организовать контроль круглосуточного функционирования муниципальных оперативных штабов по обеспечению безаварийного пропуска паводковых вод, контролю за паводковой обстановкой, предупреждению и ликвидации последствий паводка, с целью координации деятельности этих штабов давать оперативные поручения и принимать соответствующие доклады по результатам их деятельности; привлекать в необходимых случаях по согласованию с руководителями органов исполнительной власти Нижегородской области специалистов этих органов для ликвидации последствий паводка, а также для решения оперативных вопросов и подготовки необходимых документов;
- принять участие в работе комиссий по оценке готовности к пропуску паводковых вод муниципальных образований Нижегородской области, территории которых наиболее подвержены риску затопления, оказать Главному управлению МЧС России по Нижегородской области содействие в организации работы указанных комиссий.
9. Сбор и обобщение информации о паводковой обстановке в Нижегородской области осуществлять через орган повседневного управления территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области" (далее - ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области"); телефон (831) 437-47-18, факс (831) 437-47-77, адрес электронной почты: cuks@mchs.nnov.ru.
10. Государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области":
10.1. Во взаимодействии с ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области" обеспечить сбор, анализ информации о паводковой обстановке, формирование в период паводка ежедневных сводок о паводковой обстановке в Нижегородской области и доведение этих сводок до органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и заинтересованных организаций.
10.2. Спланировать участие подразделений государственной противопожарной службы Нижегородской области и аварийно-спасательных формирований в проведении аварийно-спасательных и ликвидационных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением половодья.
10.3. Уточнить списки оповещения членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области.
11. Рекомендовать:
11.1. Органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в рамках своих полномочий:
11.1.1. Разработать и утвердить планы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организовать их выполнение.
11.1.2. Организовать работу противопаводковых комиссий (в случае возникновения чрезвычайных ситуаций - муниципальных оперативных штабов) по обеспечению безаварийного пропуска паводковых вод, контролю за паводковой обстановкой, предупреждению и ликвидации последствий паводка под руководством председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района (городского округа) (далее - КЧС и ОПБ муниципального района (городского округа)) с привлечением представителей контрольных, надзорных, правоохранительных органов и других профильных подразделений и структур.
11.1.3. Уточнить планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части организации пропуска паводковых вод в период весеннего половодья, эвакуации населения, материальных ценностей, скота из мест возможного затопления.
11.1.4. Уточнить планы мероприятий по снижению рисков, реагированию на чрезвычайные ситуации в период прохождения паводка и смягчению их последствий.
11.1.5. Уточнить зоны возможного затопления и подтопления; утвердить планы подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления и карт (планов) объектов землеустройства в соответствии с Правилами определения границ зон затопления, подтопления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, и Графиком определения границ зон затопления, подтопления, утверждённым Федеральным агентством водных ресурсов.
11.1.6. Организовать постоянный контроль (мониторинг) за развитием ледовой и паводковой обстановки.
11.1.7. Определить состав сил и средств, привлекаемых на выполнение противопаводковых мероприятий, проведение спасательных и аварийно-восстановительных работ по сценариям наихудшего развития обстановки, предусмотреть наличие автомобильной, специальной и инженерной техники (в том числе строительной и водооткачивающей), а также плавательных средств, при необходимости заключить договоры (соглашения) на использование сил и средств.
11.1.8. Спланировать и изучить с личным составом подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований кратчайшие маршруты объезда возможных или подверженных затоплению участков дорог к населенным пунктам. В населенных пунктах, которые могут быть отрезаны паводковыми водами (в соответствии с прогнозом и по многолетним показателям):
- создать двухнедельный запас продуктов питания и предметов первой необходимости для населения;
- обеспечить противопожарную защищенность населенных пунктов, совместно с начальниками гарнизонов пожарной охраны организовать передислокацию и дежурство автоцистерн подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований;
- организовать передислокацию и дежурство подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований с учетом размещения личного состава и техники в отапливаемом помещении, а также обеспечить данные подразделения постоянной связью с гарнизоном пожарной охраны муниципального образования;
- в местах дислокации подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований обеспечить доставку личного состава при приёме-сдаче дежурства;
- организовать профилактическую работу по предупреждению пожаров силами подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований;
- обеспечить фельдшерско-акушерские пункты необходимыми медикаментами;
- организовать переправы с использованием плавательных средств, выставить информационные аншлаги об объезде и о порядке организации и функционирования переправ.
11.1.9. В животноводческих комплексах сельхозпредприятий, которые могут быть отрезаны паводковыми водами, создать запас кормов для скота.
11.1.10. Усилить контроль за безопасностью людей при эксплуатации ледовых переправ, особенно на стадии окончания эксплуатации.
11.1.11. Принять все меры по своевременному закрытию ледовых переправ, пешеходных переходов в случаях уменьшения прочности льда, при разрушении льда у съездов, при появлении на льду колеи, заполненной на большом расстоянии водой, или сквозных трещин шириной более 15 см большой протяженности (пункт 7.26 Инструкции по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ ("Отраслевые дорожные нормы" ОДН 218.010-98, утвержденные приказом Федеральной дорожной службы от 26 августа 1998 года № 228)).
11.1.12. Осуществить мероприятия по выявлению мест несанкционированного образования ледовых переправ и по запрещению движения по ним, выставив аншлаги и запрещающие знаки и заблокировав выезды на лёд в местах подъездов к водоёмам.
11.1.13. Установить запрещающие аншлаги в местах массового выхода рыбаков на лёд.
11.1.14. Проверить состояние потенциально опасных гидротехнических сооружений (далее - ГТС), находящихся в муниципальной собственности, их готовность к пропуску половодья, исправность оборудования водосбросных и водовыпускных сооружений ГТС, находящихся в муниципальной собственности, состояние откосов и несущих конструкций дорог, мостов, других сооружений инженерной инфраструктуры и их готовность к пропуску паводковых вод.
11.1.15. Обеспечить готовность ГТС, находящихся в муниципальной собственности, к пропуску весеннего половодья. При необходимости устранить дефекты дамб, плотин, водозаборных сооружений, организовать ремонт оборудования водосбросных и водовыпускных сооружений ГТС, находящихся в муниципальной собственности; произвести предпаводковую сработку уровней прудов и водохранилищ и другие мероприятия в соответствии с пунктами 15 - 17 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 августа 2010 года № 330.
11.1.16. Организовать очистку входных и выходных отверстий водопропускных труб, дождеприемных решеток от снега, наледи и других предметов; расчистку водоотводных канав, ливнеприемников, промывку труб ливневой канализации и водоотводов, обследование оползнеопасных склонов и родников, при необходимости - прочистку имеющихся или установку дополнительных каптажей и водоотводных лотков.
11.1.17. Провести ревизию и устранить дефекты трансформаторных подстанций, подземных коммуникаций, отмостков зданий и жилых домов.
11.1.18. В соответствии с Положением об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии, гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 237:
- при выявлении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался (далее - бесхозяйное ГТС), в 5-дневный срок со дня выявления направлять данные о нем в Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области для решения вопроса об обеспечении безопасности этих гидротехнических сооружений;
- направить в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области по всем бесхозяйным ГТС, находящимся на территории соответствующего муниципального образования, предложения, составленные с учётом документов территориального планирования, о необходимости проведения капитального ремонта; ликвидации гидротехнического сооружения либо о возможности и целесообразности дальнейшей эксплуатации гидротехнических сооружений без проведения дополнительных мероприятий;
- оказать содействие министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области в проведении обследования бесхозяйных ГТС;
- обеспечить ликвидацию бесхозяйности ГТС путем закрепления бесхозяйных ГТС за ответственными лицами и оформления на указанные ГТС права муниципальной собственности в соответствии с порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, и статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, с передачей их в эксплуатацию на правах оперативного управления или хозяйственного ведения либо сдачей в аренду с обеспечением их безопасной эксплуатации.
11.1.19. Организовать в период прохождения половодья постоянное дежурство должностных лиц на потенциально опасных ГТС, находящихся в муниципальной собственности.
11.1.20. Организовать работу по обследованию возможных источников загрязнения и объектов экономики, расположенных в водоохранных зонах и зонах прогнозируемого затопления, которые могут оказать негативное воздействие на качество водных ресурсов, обратив особое внимание на опасные объекты (производства и склады токсичных веществ, химических удобрений, ядохимикатов и пестицидов, горюче-смазочных материалов, нефтебазы, накопители сточных вод и жидких отходов, шламонакопители, очистные сооружения, иловые площадки, навозохранилища, скотомогильники, объекты размещения отходов, несанкционированные свалки). При необходимости провести комплекс инженерных мероприятий по возведению или усилению оградительных дамб.
11.1.21. Уточнить на случай паводкового подтопления жилого и хозяйственного фонда планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения с расчетом привлекаемых сил и средств по сценариям максимального затопления:
- подготовить районы (пункты) эвакуации населения и сельскохозяйственных животных и маршруты выдвижения к ним;
- спланировать мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения в условиях чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним половодьем; организовать первоочередное обеспечение пострадавшего населения теплом, продовольствием, медикаментами; сельскохозяйственных животных - кормами;
- вопросы обеспечения эвакуируемого населения питьевой водой, а также места размещения эвакуируемого населения согласовать с управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области либо с его территориальными отделами.
11.1.22. Организовать уточнение объемов и состава резервных запасов горючих и смазочных материалов, продовольствия, медикаментов, плавсредств и предметов первой необходимости.
11.1.23. Создать запасы материально-технических средств и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
11.1.24. Создать необходимый запас инертных материалов (песок, щебень, гравий и подобное) для укрепления ГТС (плотин, дамб) на случай возникновения аварийных ситуаций и проведения инженерных мероприятий (создание защитных дамб, насыпей и др.) в целях защиты населённых пунктов от воздействия паводковых вод. При получении информации (в том числе прогноза) о подъеме уровня воды на водном объекте, являющемся источником затопления близлежащего населённого пункта (объекта), своевременно принимать меры по снижению воздействия паводковых вод на данный населённый пункт (объект) путем проведения различных инженерных мероприятий (возведение временных дамб, плотин, водопропускных каналов, активная работа водооткачивающей техники и т.д.).
11.1.25. Организовать доведение до населения через размещение в средствах массовой информации, сайты органов местного самоуправления, и распространение памяток среди населения:
- информации о складывающейся паводковой обстановке;
- информации о принимаемых мерах по минимизации последствий (смягчению риска) прохождения паводка, имеющихся в распоряжении силах и средствах, а также правилах безопасного поведения;
- информации о правилах безопасного поведения на водных объектах и об опасности выхода на лёд с извлечениями из Правил охраны жизни людей на водных объектах в Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 14 мая 2005 года № 120.