ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 24 декабря 2015 года № 869


О внесении изменений в Концепцию управления
государственным долгом Нижегородской области
на период до 2020 года, утвержденную постановлением
Правительства Нижегородской области
от 12 октября 2011 года № 817



В целях приведения в соответствие с действующим федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Нижегородской области, а также в соответствии с условиями соглашения о предоставлении бюджету Нижегородской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Нижегородской области от 13 октября 2015 года № 01-01-06/06-175 Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в Концепцию управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 12 октября 2011 года № 817, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.



Губернатор                                                                   В.П.Шанцев

     

     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к постановлению Правительства
     Нижегородской области
     от 24 декабря 2015 года № 869


      "УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 12 октября 2011 года № 817
     (в редакции постановления Правительства
     Нижегородской области
     от 24 декабря 2015 года № 869)

     

Концепция
управления государственным долгом
Нижегородской области
на период до 2020 года

     (далее - Концепция)

     1. Основные положения

1.1. Разработка настоящей Концепции проведена на основе:

1) федерального законодательства и законодательства Нижегородской области в части управления государственным долгом (далее - государственный долг, долг);

2) рекомендаций и методических материалов по управлению долгом в сфере государственных и муниципальных финансов (далее - международные рекомендации по управлению долгом), в том числе:

- методических рекомендаций по управлению государственным и муниципальным долгом для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подготовленных Экономической экспертной группой и международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в рамках проекта МБРР "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне";

- Кодекса лучшей практики в сфере управления региональными финансами и аналитического обзора международного опыта применения принципов кодекса лучшей практики, подготовленные международным рейтинговым агентством Standard & Poor's в рамках проекта МБРР "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне";

- рекомендаций по управлению государственным долгом, подготовленных Международным валютным фондом и Всемирным банком;

3) основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации;

4) обобщения опыта управления государственным долгом как Нижегородской области, так и других российских регионов.

1.2. Настоящая Концепция разработана в целях:

- определения основных направлений управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года;

- обеспечения последовательности и согласованности деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области по планированию потребности в долговых заимствованиях и предоставлению гарантий, соответствующей возможностям областного бюджета по обслуживанию и погашению привлеченного долга;

- придания публичности деятельности по управлению государственным долгом Нижегородской области.

1.3. Под управлением государственным долгом Нижегородской области в рамках настоящей Концепции понимается комплекс процедур, методик и мероприятий по планированию, привлечению, погашению и обслуживанию долговых обязательств.

Основной целью управления государственным долгом является обеспечение финансирования расходов областного бюджета за счет заемных источников при:

- поддержании объема долговых и условных обязательств на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков;

- обеспечении исполнения долговых и условных обязательств в полном объеме при исполнении всех других расходных обязательств;

- обеспечении минимально возможной стоимости обслуживания прямых обязательств.

Управление государственным долгом включает три взаимосвязанных направления:

- планирование объема, сроков погашения и структуры государственного долга;

- осуществление операций с государственным долгом: заимствований, предоставления гарантий, обслуживания и погашения долга и др.;

- осуществление учета и формирование отчетности по долговым обязательствам.

Основными задачами управления государственным долгом Нижегородской области являются:

- разработка системы ограничений на долговые параметры Нижегородской области в целях удержания объема долга на экономически безопасном уровне;

- определение принципов и методов моделирования долговой политики при формировании бюджета, бюджетной стратегии;

- обеспечение принятия решения о заимствованиях с учетом потребностей областного бюджета в привлечении заемных средств и возможностями бюджета по погашению и обслуживанию долга;

- оптимизация структуры долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;

- мониторинг консолидированного долга Нижегородской области;

- обеспечение прозрачности управления долгом Нижегородской области;

- проведение последовательной политики улучшения имиджа Нижегородской области на финансовом рынке, взаимодействие с рейтинговыми агентствами.

     2. Дополнительные определения

2.1. В рамках управленческого учета в системе управления долгом вводятся такие дополнительные понятия как:

- прямые и условные обязательства;

- долговая емкость областного бюджета;

- свободная долговая емкость областного бюджета.

2.2. Прямые долговые обязательства Нижегородской области - это совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга должником кредитору в определенные даты в будущем.

В целях полноты определения долговой емкости бюджета в составе прямых обязательств учитываются обязательства, определенные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением государственных гарантий, а также обязательства организаций Нижегородской области, по которым Нижегородская область несет субсидиарную ответственность.

Под обязательствами, по которым Нижегородская область несет субсидиарную ответственность, понимаются:

- просроченная задолженность государственных казенных учреждений Нижегородской области;

- просроченная кредиторская задолженность государственных бюджетных учреждений Нижегородской области.

Также при расчете учитывается задолженность Нижегородской области, возникшая по решениям судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условные долговые обязательства Нижегородской области - это совокупность обязательств по таким формам соглашений и договоров, финансовая ответственность по которым может возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных событий. В целях полноты определения долговой емкости областного бюджета в составе условных обязательств учитываются государственные гарантии Нижегородской области, а также обязательства организаций (за исключением учитываемых в объеме прямых обязательств), по которым в соответствии с федеральным законодательством Нижегородская область может нести ответственность по их исполнению.

2.3. Долговая емкость областного бюджета (ДЕ) - это превышение доходов областного бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств.

Под текущими расходами областного бюджета понимается разность общего объема расходов и расходов капитального характера, включающих в себя:

- увеличение стоимости основных средств;

- увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

- субсидии муниципальным образованиям на софинансирование объектов капитального строительства;

- и другие аналогичные расходы капитального характера.

Под обслуживанием и погашением существующих прямых и условных долговых обязательств, учитываемых в расходах областного бюджета в рамках настоящей Концепции, понимаются:

- расходы на обслуживание действующих прямых долговых обязательств;

- объем ассигнований на погашение урегулированных обязательств, по которым Нижегородская область несет субсидиарную ответственность;

- объем ассигнований на возможное исполнение обязательств по государственным гарантиям и другим условным обязательствам, учитываемым в расходах бюджета.

Долговая емкость областного бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (на очередной финансовый год в случае формирования бюджета на 1 год), а также при его уточнении. Плановый период не может быть короче длительности среднесрочного финансового плана, а период расчета принимается равным году.

Долговая емкость определяет сумму средств, находящуюся в распоряжении областного бюджета, после исполнения текущих расходов без учета обслуживания долга. Именно данной суммой ограничивается возможный объем средств, направляемых на исполнение долговых обязательств для каждого года планового периода.

Свободная долговая емкость бюджета (СДЕ) - разница между объемом платежей по обслуживанию и погашению прямых и условных долговых обязательств и долговой емкостью бюджета.

Свободная долговая емкость определяет объем средств, находящихся в распоряжении бюджета, после исполнения текущих расходов и всех выплат по исполнению долговых обязательств.

Положительное значение свободной долговой емкости в каком-либо году показывает дополнительный объем заимствований, который можно было осуществить в предшествующие периоды времени с погашением в рассматриваемом году.

Отрицательное значение свободной долговой емкости в каком-либо году показывает объем заимствований для погашения долговых обязательств,  которое можно было провести в предыдущие периоды.

2.4. Под субъектами государственного сектора экономики Нижегородской области понимаются:

- органы государственной власти Нижегородской области;

- государственные учреждения Нижегородской области;

- государственные унитарные предприятия Нижегородской области (государственные предприятия Нижегородской области и казенные предприятия Нижегородской области);

- а также юридические лица, в уставных капиталах которых в соответствии с законодательством доля Нижегородской области превышает 25 процентов.

     3. Политика управления государственным долгом
     Нижегородской области до 2020 года

3.1. Основными рисками в сфере управления государственным долгом для Нижегородской области в долгосрочной перспективе являются:

3.1.1. Сильная зависимость российской экономики от экспортных доходов. Это может вызвать последовательный спад экономики Нижегородской области и/или резкое снижение трансфертов из федерального бюджета, что повлечет за собой уменьшение бюджетных поступлений.

В целях снижения данного риска Нижегородской областью:

- используется методологический подход, в соответствии с которым часть свободной долговой емкости не используется для распределения графика погашения новых заимствований, а остается свободной для страхования возможного снижения бюджетных поступлений;

- используется и совершенствуется система по планированию бюджетных расходов, основанная на принципе деления расходов на действующие и принимаемые обязательства. Использование данной методологии позволит проводить более гибкую систему сдерживания расходов в случае снижения бюджетных доходов.

3.1.2. Нестабильность на мировых фондовых рынках, наблюдающаяся с 2011 года, может повысить в будущем риск рефинансирования долговых обязательств.

Снижение данного риска будет проводиться путем удержания уровня долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, а также проведением работы по поддержанию положительной кредитной истории Нижегородской области.

Мероприятия по минимизации приведенных рисков позволят более обоснованно и маневренно реагировать на возникающие кризисные явления.

3.2. Управление государственным долгом в перспективе до 2020 года будет включать следующие направления:

- стабилизация объема государственного долга и удержание его объема на экономически безопасном уровне;

- продолжение практики выпуска облигационных займов Нижегородской области как наиболее удобного (в плане гибкости управления - по срокам размещения, объемам эмиссии, а также возможности досрочного выкупа) и выгодного (наиболее долгосрочного и обладающего низкой стоимостью) инструмента финансирования программ развития Нижегородской области;

- продолжение и совершенствование практики заключения договоров на открытие кредитных линий;

- совершенствование механизмов предоставления гарантий;

- проведение мониторинга консолидированного долга Нижегородской области в целях предупреждения роста просроченной задолженности организаций государственного сектора экономики Нижегородской области;

- поддержание позитивной кредитной истории путем проведения политики информационной открытости в части всех существенных событий, касающихся кредитоспособности Нижегородской области;

- совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы управления государственным долгом.

     

     4. Долговая политика Нижегородской области
      на 2015 - 2018 годы

4.1. Долговая политика Нижегородской области на 2015 - 2018 годы будет нацелена на достижение следующих результатов:

4.1.1. Сохранение дефицита областного бюджета в 2015 году на уровне, утвержденном на 2015 год, по состоянию на 1 января 2015 года (с возможным превышением на сумму изменения остатков средств областного бюджета) и обеспечение  дефицита областного бюджета в 2016, 2017 и 2018 годах на уровне не более 10 процентов от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (с возможным превышением на сумму изменения остатков средств областного бюджета);

4.1.2. Поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств, в том числе по государственным ценным бумагам и по кредитам, полученным от кредитных организаций:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»