В сфере образования региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295, и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и имеет целью развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, модернизацию образовательных программ, в том числе за счет использования информационных технологий в учебном процессе, повышение эффективности управления на всех уровнях образовательной системы Российской Федерации.
Для этого рекомендуется обеспечить на региональном уровне использование дистанционных форм подачи заявлений, постановки на учет и зачисления в организации дошкольного, среднего, профессионального, высшего, а также дополнительного образования, дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, результатам экзаменов, аттестаций. При обращении за услугами в сфере образования в электронной форме для сокращения временных затрат граждан, а также для упрощения получения указанных услуг целесообразно обеспечивать предусмотренное законодательством межведомственное и межуровневое взаимодействие с органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, социальной защиты и другими органами и организациями.
В целях модернизации образования для достижения современного качества учебных результатов и результатов социализации рекомендуется развитие на региональном уровне инструментов электронного, в том числе дистанционного, образования с возможностью видеоприсутствия для лиц с ограниченными возможностями. Для повышения качества управления образованием необходимо формирование информационных систем учета обучающихся в образовательных учреждениях. Для снижения затрат на создание и эксплуатацию однотипных информационных систем в сфере образования целесообразно рассматривать возможность использования "облачных" технологий.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, рекомендуется осуществлять корректировку правовых актов в целях использования электронных форм ведения журналов и дневников и представления отчетных форм.
4.2. Сфера здравоохранения
В сфере здравоохранения региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 294, Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и имеет целью повышение качества оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, развитие и внедрение современных методов диагностики, профилактики и лечения, повышение эффективности управления системой здравоохранения.
Для этого рекомендуется создание и развитие на региональном уровне информационных систем поддержки принятия врачебных решений и контроля за исполнением стандартов медицинской помощи, в том числе получения медицинскими работниками и пациентами дистанционных медицинских консультаций, информационных систем учета оказываемой пациентам медицинской помощи, информационных систем, обеспечивающих дистанционную запись на прием к врачу и предоставляющих пациентам удаленный доступ к их медицинской информации (истории) и сведениям о полученных медицинских услугах.
Целесообразно обеспечивать доступ граждан к информации об услугах здравоохранения, оказываемых в Нижегородской области, о квалификации медицинских работников, результатах деятельности лечебно-профилактических учреждений в регионе. Эффективным механизмом контроля объемов оказанных медицинских услуг является информирование граждан через их личные кабинеты на Едином портале о поступивших в органы управления здравоохранением фактах получения гражданами медицинских услуг, а также сопоставление в рамках действующего законодательства данных медицинских карт, ведение которых осуществляется в электронной форме, с данными системы обязательного медицинского страхования и отчетными данными лечебно-профилактических учреждений.
Оперативность принятия управленческих решений рекомендуется достигать путем развития аналитических инструментов, опирающихся на сведения, содержащиеся в региональном компоненте единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Для повышения эффективности работы медицинского персонала целесообразно создание эргономичных автоматизированных рабочих мест, снижающих число ручных операций, отнимающих значительное время. В частности, рекомендуется внедрение систем электронных назначений лекарственных препаратов, интегрированных с системами поддержки принятия решений в области рациональной фармакотерапии, ведения электронной медицинской карты пациента и электронной истории болезни.
В медицинских учреждениях региона целесообразно обеспечить комплексную автоматизацию процессов управления медицинским учреждением и предоставления медицинских услуг, а также интеграцию информационных систем медицинских учреждений с региональными и федеральными информационными системами в сфере здравоохранения, в том числе обеспечить медицинский персонал сертификатами ключей проверки электронных подписей, необходимыми для ведения медицинской документации в электронной форме.
Для снижения затрат на создание и эксплуатацию информационных систем в сфере здравоохранения актуально использование "облачных" технологий с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе о защите персональных данных и медицинской тайны.
1 июля 2015 года подписано Соглашение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Нижегородской области о взаимодействии в сфере развития Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015 - 2018 гг., предметом которого является их взаимодействие по реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") в сфере развития Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015 - 2018 годы, изложенного в приложении к Соглашению и утвержденного сторонами.
Цель - дальнейшее развитие региональной информационной системы здравоохранения, направленной на рост качества жизни населения РФ за счёт:
- повышения эффективности и качества медицинского обслуживания, а также перевода системы здравоохранения на новые информационные технологии;
- повышения доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между учреждениями и организациями системы здравоохранения, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения;
- повышения эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления;
- повышения качества оказания медицинской помощи населению на основе совершенного информационного обеспечения.
Дорожной картой Министерства здравоохранения Российской Федерации по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения РФ (далее - ЕГИСЗ) поставлены первоочередные задачи:
- расширение мощностей Центра обработки данных здравоохранения Нижегородской области;
- дооснащение каналами связи, компьютерным оборудованием и включению в ведомственную защищенную сеть территориально обособленных филиалов учреждений с целью развития Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения РФ;
- ведение электронной медицинской карты на всех пациентов во всех медицинских организациях, оказывающих лечебно-профилактическую помощь;
- расширение телемедицинской сети: создание дополнительных телемедицинских центров с оснащением соответствующим оборудованием и системным программным обеспечением, увеличением мощности серверного оборудования телемедицинской системы;
- автоматизация выписки и передачи в аптечные организации рецептов льготного лекарственного обеспечения;
- подключение оборудования, закупленного в рамках региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 15 марта 2011 года № 174, к серверному телематическому комплексу, а также оснащение программным обеспечением, позволяющим выполнять функции мониторинга, управления и диспетчеризации санитарного транспорта;
- организация взаимодействия и передача актуальных данных в федеральные системы:
интегрированная электронная медицинская карта;