Основные направления
бюджетной политики в Нижегородской области
на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Основные направления бюджетной политики в Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и государственной программой "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 296.
1. Основные итоги реализации бюджетной политики
Нижегородской области в 2013 - 2015 годах
В 2011 - 2014 годах развитие Нижегородской области характеризовалось ростом большинства социально-экономических, а также бюджетных показателей.
Правительством Нижегородской области проводилась ответственная и прозрачная бюджетная политика в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленная на эффективное использование бюджетных средств в рамках приоритетных задач государственной политики, обеспечение устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2014 году получены в объеме 149,3 млрд. рублей и увеличились за 2011 - 2014 год на 39,0 млрд. рублей или на 35%.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2014 году исполнены в объеме 161,0 млрд. рублей и увеличились за 2011 - 2014 годы на 41,8 млрд. рублей или на 35%.
Динамика основных показателей
консолидированного бюджета Нижегородской области
за 2011 - 2014 годы
млн. рублей
2011 год | 2012 год | % к пред. году | 2013 год | % к пред. году | 2014 год | % к пред. году | |
Доходы | 125,0 | 130,2 | 104,2 | 139,3 | 107,0 | 149,3 | 107,2 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 100,5 | 108,5 | 108,0 | 118,9 | 109,6 | 124,0 | 104,2 |
Безвозмездные поступления | 24,5 | 21,7 | 88,3 | 20,4 | 94,2 | 25,4 | 124,3 |
Расходы | 132,1 | 142,9 | 108,2 | 150,0 | 105,0 | 161,0 | 107,3 |
Дефицит | -7,1 | -12,7 | -10,7 | 11,7 |
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно около 65% в общем объеме расходов.
С целью сохранения социальной и экономической стабильности в Нижегородской области в 2011 - 2014 годах осуществлены следующие меры:
- своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение всех принятых расходных обязательств перед населением по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы;
- обеспечено повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года достигнуты все целевые значения по повышению заработной платы, утвержденные в "дорожных картах";
- обеспечены ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет;
- осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых;
- осуществлена поэтапная реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта жилья и обеспечения жильем отдельных категорий граждан;
- обеспечено софинансирование с федеральным бюджетом мероприятий по развитию здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства;
- осуществлена поддержка реального сектора экономики, посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления государственных гарантий Нижегородской области;
- реализуется План мероприятий Правительства Нижегородской области по реализации отдельных указов Президента Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 2 ноября 2012 года № 2417-р, План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2013 года № 2707-р.
В целях повышения результативности и эффективности использования средств в 2011 - 2014 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- осуществлен комплекс мероприятий в целях более гибкого управления ликвидностью областного бюджета, в том числе за счет оперативного управления остатками на счете областного бюджета, а также за счет рефинансирования дорогих кредитных ресурсов на более дешевые, привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий;
- с целью недопущения роста кредиторской задолженности финансирование расходов осуществляется с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал, кассовый план по отдельным видам расходов составлялся по дням;