3.1.1. Паспорт Подпрограммы-1.
(изложен в новой ред. постановлением администрации города Н.Н. от 12.04.2016 № 984 - см. предыдущую редакцию)
Ответственный исполнитель Подпрограммы-1 | Департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода | ||||||||||
Соисполнители Подпрограммы-1 | Администрации районов города Нижнего Новгорода | ||||||||||
Цели Подпрограммы-1 | Формирование благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории города | ||||||||||
Задачи Подпрограммы-1 | Создание благоприятных условий для развития СМСП. Обеспечение надежного функционирования инфраструктуры поддержки СМСП. Создание благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства. Увеличение числа занятого населения в малом и среднем предпринимательстве | ||||||||||
Этапы и сроки реализации Подпрограммы-1 | Подпрограмма-1 реализуется в 1 этап. Сроки реализации: 2015 - 2019 годы | ||||||||||
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы-1 за счет средств города Нижнего Новгорода | руб. | ||||||||||
Ответственный исполнитель (соисполнители) | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | ||||||
Всего, в том числе: | 1 048 335,03 | 300 000,00 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||||
ДЭРИиП | 1 048 335,03 | 300 000,00 | |||||||||
<*> Объем бюджетных ассигнований определяется в очередном финансовом году при наличии дополнительных поступлений в бюджет города Нижнего Новгорода. Дополнительная потребность в финансовых ресурсах составляет 18100000,00 руб., в том числе: 2016 г. - 700 000,00 руб., 2017 г. - 5300000,00 руб., 2018 г. - 5800000,00 руб., 2019 г. - 6300000,00 руб. | |||||||||||
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов Подпрограммы-1 | Количество субъектов СМСП в расчете на 10000 человек населения - 495,3 ед. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) СМСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций - 48,8%;. Объем налоговых поступлений от СМСП в бюджет города - 1010,0 млн. руб. |
3.1.2. Текстовая часть Подпрограммы-1.
3.1.2.1. Характеристика текущего состояния, описание основных проблем и прогноз развития сферы реализации Подпрограммы-1.
Малое и среднее предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие города - это насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения путем создания новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет города. Именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, занимать невостребованные крупными предприятиями ниши. Предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, социальной мобильности общества, и выступает основным инструментом для создания цивилизованной конкурентной среды.
По состоянию на 01.01.2014 в городе Нижнем Новгороде насчитывалось 12345 малых предприятий, 232 средних предприятия и 37573 индивидуальных предпринимателя без образования юридического лица.
В секторе малого и среднего производства занято более одной трети всего экономически активного населения - 37,8%. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях (с учетом микропредприятий) в 2013 году составила 106577 человека, на средних предприятиях - 22344 человек. Среднесписочная численность работников у индивидуальных предпринимателей составила 78573 человек. Общее количество занятых в малом и среднем предпринимательстве составило 207494 человек.
Общий объем налоговых поступлений за 2013 год от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет города составил 918,3 млн.руб.
В перспективе выдвинута задача не только сохранения числа субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных на них рабочих мест, но и увеличения этих показателей в 2015 - 2019 года на 13%.
Анализ сложившейся отраслевой структуры малого предпринимательства свидетельствует, что наибольшее количество малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания - 39,2%, что объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом, операции с недвижимостью - 25,6%, строительство - 10,8%, и обрабатывающие производства - 9,4%.
За 2013 год общий оборот малых предприятий составил 384,2 млрд. руб. (за 2012 год - 375,1 млрд.руб.).
В оптовой и розничной торговле занято 31,8% от общего числа работающих на малых предприятиях, в сфере операций с недвижимостью - 27,0%, в обрабатывающих производствах - 14,5 %, в строительстве - 12,5%.
Размер среднемесячной заработной платы работников списочного состава организаций малого бизнеса за 2013 год составил 15108,0 руб. (за 2012 год - 13925,4 руб.), работников средних предприятий - 25197,6 руб. (за 2012 год - 23622,1руб.).
В целом показатели деятельности предприятий малого и среднего бизнеса за период 2012 - 2013 годов демонстрируют положительную динамику развития.
Однако, несмотря на положительную динамику развития предпринимательства, анализ состояния малого и среднего предпринимательства в городе обозначил основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса, а именно:
нехватка собственных оборотных средств;
ограниченный доступ к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного, имущественного обеспечения);
постоянный рост цен на энергоносители и сырье;
нехватка нежилых помещений;
усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний федерального уровня;
низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, сложность в подборе необходимых кадров;
невысокий уровень осведомленности о существующих формах муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевым методом обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что ведет к скоординированному выполнению мероприятий Подпрограммы-1.
В соответствии с целями реализации государственной политики Нижегородской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определенной Федеральным от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Нижегородской области от 5 декабря 2008 года № 171-З "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области", на территории города Нижнего Новгорода реализуется широкий спектр мероприятий по следующим направлениям:
а) имущественная поддержка.