Недействующий

Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики города Нижнего Новгорода на 2015-2019 годы» (с изменениями на 15 июля 2016 года)

3.1. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» (далее - Подпрограмма-1)

       3.1.1. Паспорт Подпрограммы-1.

(изложен в новой ред. постановлением администрации города Н.Н. от 12.04.2016 № 984 - см. предыдущую редакцию)

Ответственный исполнитель Подпрограммы-1

Департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода

Соисполнители Подпрограммы-1

Администрации районов города Нижнего Новгорода

Цели Подпрограммы-1

Формирование благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории города

Задачи Подпрограммы-1

Создание благоприятных условий для развития СМСП.

Обеспечение надежного функционирования инфраструктуры поддержки СМСП.

Создание благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства.

Увеличение числа занятого населения в малом и среднем предпринимательстве

Этапы и сроки реализации Подпрограммы-1

Подпрограмма-1 реализуется в 1 этап.

Сроки реализации: 2015 - 2019 годы

Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы-1 за счет средств города Нижнего Новгорода

руб.

Ответственный исполнитель (соисполнители)

2015

2016

2017

2018

2019

Всего, в том числе:

1 048 335,03

300 000,00

0,0

0,0

0,0

ДЭРИиП

1 048 335,03

300 000,00

<*> Объем бюджетных ассигнований определяется в очередном финансовом году при наличии дополнительных поступлений в бюджет города Нижнего Новгорода.

Дополнительная потребность в финансовых ресурсах составляет 18100000,00 руб., в том числе:

2016 г. - 700 000,00 руб.,

2017 г. - 5300000,00 руб.,

2018 г. - 5800000,00 руб.,

2019 г. - 6300000,00 руб.

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов Подпрограммы-1

Количество субъектов СМСП в расчете на 10000 человек населения - 495,3 ед.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) СМСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций - 48,8%;.

Объем налоговых поступлений от СМСП в бюджет города - 1010,0 млн. руб.

         

3.1.2. Текстовая часть Подпрограммы-1.

     3.1.2.1. Характеристика текущего состояния, описание основных проблем и прогноз развития сферы реализации Подпрограммы-1.

Малое и среднее предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие города - это насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения путем создания новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет города. Именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, занимать невостребованные крупными предприятиями ниши. Предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, социальной мобильности общества, и выступает основным инструментом для создания цивилизованной конкурентной среды.

По состоянию на 01.01.2014 в городе Нижнем Новгороде насчитывалось 12345 малых предприятий, 232 средних предприятия и 37573 индивидуальных предпринимателя без образования юридического лица.

В секторе малого и среднего производства занято более одной трети всего экономически активного населения - 37,8%. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях (с учетом микропредприятий) в 2013 году составила 106577 человека, на средних предприятиях - 22344 человек. Среднесписочная численность работников у индивидуальных предпринимателей составила 78573 человек. Общее количество занятых в малом и среднем предпринимательстве составило 207494 человек.

Общий объем налоговых поступлений  за 2013 год от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет города составил 918,3 млн.руб.

В перспективе выдвинута задача не только сохранения числа субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных на них рабочих мест, но и увеличения этих показателей в 2015 - 2019 года на 13%.

Анализ сложившейся отраслевой структуры малого предпринимательства свидетельствует, что наибольшее количество малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания - 39,2%, что объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом, операции с недвижимостью - 25,6%, строительство - 10,8%, и обрабатывающие производства - 9,4%.

За 2013 год общий оборот малых предприятий  составил  384,2  млрд. руб. (за 2012 год - 375,1 млрд.руб.).

В оптовой и розничной торговле занято 31,8% от общего числа работающих на малых предприятиях, в сфере операций с недвижимостью - 27,0%, в обрабатывающих производствах - 14,5 %, в строительстве - 12,5%.

Размер среднемесячной заработной платы работников списочного состава организаций малого бизнеса за 2013 год составил 15108,0 руб. (за 2012 год - 13925,4 руб.), работников средних предприятий - 25197,6 руб. (за 2012 год - 23622,1руб.).

В целом показатели деятельности предприятий малого и среднего бизнеса за период 2012 - 2013 годов демонстрируют положительную динамику развития.

Однако, несмотря на положительную динамику развития предпринимательства, анализ состояния малого и среднего предпринимательства в городе обозначил основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса, а именно:

нехватка собственных оборотных средств;

ограниченный доступ к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного, имущественного обеспечения);

постоянный рост цен на энергоносители и сырье;

нехватка нежилых помещений;

усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний федерального уровня;

низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, сложность в подборе необходимых кадров;

невысокий уровень осведомленности о существующих формах муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Необходимость решения указанных проблем программно-целевым методом обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что ведет к скоординированному выполнению мероприятий Подпрограммы-1.

В соответствии с целями реализации государственной политики Нижегородской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определенной Федеральным  от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и  Нижегородской области от 5 декабря 2008 года № 171-З "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области", на территории города Нижнего Новгорода реализуется широкий спектр мероприятий  по следующим направлениям:

а) имущественная поддержка.