Государственная программа
"Развитие социальной и инженерной инфраструктуры
как основы повышения качества жизни населения
Нижегородской области на 2014-2016 годы"
(далее - Программа, ГП "Развитие ...")
Паспорт Программы
1.1. Наименование Программы | государственная программа "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2014-2016 годы" | ||||||
1.2. Основание для разработки Программы | 1) постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"; 2) постановление Правительства Нижегородской области от 27 июня 2013 года № 412 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" | ||||||
1.3. Государственный заказчик Программы | министерство экономики Нижегородской области | ||||||
1.4. Разработчик Программы | государственный заказчик - координатор Программы - министерство экономики Нижегородской области | ||||||
1.5. Основная цель Программы | создание материальной базы развития социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения решения главной стратегической цели - повышение качества жизни населения Нижегородской области | ||||||
1.6. Основные задачи Программы | 1) повышение уровня обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры как городского, так и сельского населения Нижегородской области; 2) повышение оснащенности объектов социальной инфраструктуры инженерными коммуникациями; 3) сокращение объемов незавершенного строительства; 4) строительство объектов в моногородах | ||||||
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | 2014-2016 годы | ||||||
1.8. Исполнители Программы | 1) министерство финансов Нижегородской области; 2) министерство образования Нижегородской области; 3) министерство здравоохранения Нижегородской области; 4) министерство культуры Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения (по согласованию); 5) министерство спорта и молодежной политики Нижегородской области; 6) министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения (по согласованию); 7) министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса Нижегородской области; 8) министерство строительства Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения по согласованию); 9) министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области; 10) министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области; 11) управление делами Правительства Нижегородской области; 12) администрации муниципальных районов и городских округов Нижегородской области и подведомственные им муниципальные учреждения (в случае участия). | ||||||
1.9. Объемы и источники финансирования Программы | Программа предполагает финансирование за счет средств бюджетов всех уровней и прочих источников в сумме 16238151,8 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования (тыс. руб.): | ||||||
Источники финансирования | 2014 | 2015 | 2016 | ВСЕГО | |||
Федеральный бюджет (при условии участия) | 1 863 308 | 2 022 300 | 2 254 360 | 6 139 968 | |||
Областной бюджет | 2 429 483,3 | 2 087 735,2 | 2 020 000 | 6 537 218,5 | |||
Местный бюджет | 870 053,2 | 1 292 831,2 | 1 193 009 | 3 355 893,4 | |||
Прочие источники | 91 071,9 | 57 000 | 57 000 | 205 071,9 | |||
ИТОГО: | 5 253 916,4 | 5 459 866,4 | 5 524 369 | 16 238 151,8 | |||
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области | ||||||
1.11. Индикаторы достижения целей Программы | По окончании реализации Программы будут достигнуты следующие значения индикаторов: | ||||||
Наименование индикаторов цели Программы | Единицы измерения индикаторов достижения целей Программы | По окончанию реализации программы (рост по годам в разделе 6 Программы) | |||||
Число ученических мест в области | чел. | 287 912 | |||||
Прирост количества коек соответствующих требованиям нормативов, введенных в эксплуатацию взамен коек, не отвечающих требованиям нормативов (к уровню 2013 года) | % | 2,63 | |||||
Рост обеспеченности системы здравоохранения койками II-го этапа выхаживания (для детей, не требующих проведения реанимационных мероприятий), соответствующими требованиям нормативов (к уровню 2013 года) | % | 14,66 | |||||
Ввод жилья в сельской местности при участии федерального бюджета, всего | кв.м | 16 000 | |||||
в том числе для молодых семей и молодых специалистов на селе | кв.м | 7 900 | |||||
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом в сельской местности (без учета районных поселков и городов не областного значения) | % | 69,3 | |||||
Обеспеченность сельского населения питьевой водой | % | 69,0 | |||||
Доля ветхих сетей водоснабжения на территории Нижегородской области | % | 45,88 | |||||
Доля стоков, подаваемых на очистные сооружения на территории Нижегородской области | % | 98,54 | |||||
Доля ветхих сетей теплоснабжения на территории Нижегородской области | % | 36,94 | |||||
Уровень газификации сетевым газом домов и квартир во всех сельских населенных пунктах | % | 52,62 | |||||
1.12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Максимальное завершение строительства объектов с высокой степенью готовности. 2. В период реализации Программы будет введено в действие 129 объектов строительства и 20 объектов реконструкции, в том числе в 2014 году - 44 объекта строительства и 5 объектов реконструкции. Из общего количества вводных объектов: - 5 объектов образования, из них: 2 детских сада, 2 школы, профессионально-техническое училище (в 2014 году - 1 школа); - 3 объекта здравоохранения, из них: поликлиника, больничный корпус, перинатальный центр (в 2014 году - перинатальный центр, больничный корпус); - 1 объект в сфере культуры (дом культуры) в 2014 году; - 1 объект спорта (физкультурно-оздоровительный комплекс по ул.Ярошенко в г.Н.Новгороде) в 2014 году; - 30 объектов коммунального хозяйства, из них: 24 объекта водоснабжения, 6 объектов инженерных коммуникаций (в 2014 году - 7 объектов водоснабжения, 1 объект инженерных коммуникаций к котельной); - 104 объекта газоснабжения населенных пунктов Нижегородской области (в 2014 году - 32 объекта). 3. Обеспечение софинансирования объектов, заявляемых в федеральную адресную инвестиционную программу и федеральные целевые программы. 4. Проведение проектно-изыскательских работ и обеспечение разработки проектно-сметной документации для 14 объектов. |
1. Содержание проблемы
Социально-экономическое развитие Нижегородской области (далее, в том числе, - область, регион) зависит от качества жизни населения, на которое влияют обеспеченность жильем, услугами образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, бытового, транспортного, культурного обслуживания.
Несмотря на то, что доля муниципальных районов и городских округов области с высоким и средним уровнем развития постепенно возрастает, возможностей местных бюджетов порой недостаточно, чтобы самостоятельно, полноценно и быстро решить проблему по развитию сети учреждений социальной сферы, а также полноценной обеспеченностью инженерными коммуникациями.
Успешное выполнение данной задачи возможно только при консолидации усилий всех уровней власти.
Реализация мероприятий Программы направлена на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Программа является рычагом по сокращению различий в развитии территорий области, поскольку подавляющее большинство объектов Программы (60-70%) строятся в сельских районах области.
Следует отметить, что наибольший объем финансирования по Программе приходится в основном на районы, имеющие на протяжении многих лет низкий уровень бюджетной обеспеченности. В данные муниципальные районы и округа в рамках Программы направляются из областного бюджета инвестиции, порой сопоставимые с годовыми бюджетами самих территорий.
Таким образом, средства по Программе приходят и концентрируются постепенно по всем территориям, имеющим на протяжении многих лет низкий уровень финансово-бюджетной обеспеченности и из-за этого достаточно изношенную социальную и коммунальную инфраструктуру.
Выравнивание существующего уровня различий в обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры - задача, на решение которой непосредственно направлена данная Программа.
На основании анализа уровня обеспеченности муниципальных районов и городских округов Нижегородской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры выявлены следующие проблемы:
1) объекты социальной и инженерной инфраструктуры в ряде территорий Нижегородской области имеют высокую степень физического и морального износа;
2) объекты социальной и инженерной инфраструктуры неравномерно размещены по территориям муниципальных районов, городских округов области и не полностью соответствуют современным требованиям.
Строительство и реконструкция объектов социальной и инженерной инфраструктуры на территории Нижегородской области будет способствовать повышению уровня обеспеченности районов области этими объектами и значительно улучшит качество жизни населения.
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий (строительство и реконструкцию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проведение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации), повышающих обеспеченность населения Нижегородской области объектами социальной и коммунальной инфраструктуры и оснащенность самих объектов системами отопления, водо - и газоснабжения, сокращение объемов незавершенного строительства, строительство объектов в моногородах, проектирование и строительство объектов в целях подготовки к проведению в 2018 году игр Чемпионата мира по футболу.
Приоритетность включения объектов в Программу определена Положением о порядке формирования и реализации государственной программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области", утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 12 июля 2007 года № 227.
В первоочередном порядке в Программу включаются:
- объекты, обеспеченные софинансированием из федерального бюджета;
- объекты муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, имеющих низкий уровень обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры и высокую степень их изношенности;
- переходящие объекты, подлежащие завершению и вводу в эксплуатацию в 2014-2016 годах;
- объекты высокой степени технической готовности (более 70%).
В рамках Программы приоритетным является решение социальных задач, наибольший объем средств областного бюджета направляется на:
- строительство объектов газификации и коммунальной инфраструктуры в сельской местности;
- строительство объектов как спортивных, так и инфраструктурных, в целях подготовки к проведению игр 2018 года по Чемпионату мира по футболу;
- продолжение строительства объектов здравоохранения, образования.
Одной из задач, на которые направлена реализация настоящей Программы, является проектирование и строительство объектов в целях подготовки к проведению в 2018 году игр Чемпионата мира по футболу.
Важнейшим условием проведения данного турнира является наличие спортивной инфраструктуры, включающей футбольный стадион высокого качества, оснащенный современными техническими средствами и отвечающий требованиям, предъявляемым ФИФА к проведению в 2018 году матчей Чемпионата мира по футболу. Кроме того, для организации чемпионата необходимы тренировочные поля и базы для команд-участниц.
Анализ состояния футбольной инфраструктуры в Нижегородской области показал отсутствие необходимого количества спортивных объектов, соответствующих уровню мировых стандартов.