ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2013 года № 412


Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой
политики в Нижегородской области на 2014 год и на
плановый период 2015 и 2016 годов



В целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при составлении проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.



И.о. Губернатора                                                                      В.А.Иванов


     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 27 июня 2013 года № 412

          

Основные направления
бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов


Основные направления бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области".

Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу обеспечивает преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и достижение стратегической цели - повышение качества жизни населения Нижегородской области за счет создания условий для обеспечения граждан рабочими местами и доступными и качественными бюджетными услугами.

Основное влияние на формирование бюджетной политики Нижегородской области окажут:

- решения, принимаемые на региональном и федеральном уровнях в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

- вступление в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- передача отдельных государственных учреждений Нижегородской области и расходных обязательств органам местного самоуправления Нижегородской области;

- реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности управления общественными финансами Нижегородской области, включая переход к программному бюджету, совершенствование процедур государственного финансового контроля.

В целях обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе, начиная с 2014 года, областной бюджет будет формироваться на трехлетний период.

     1. Основные задачи бюджетной и налоговой политики


Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 2014-2016 годах будет направлена на:

- сохранение и развитие налогового потенциала на территории Нижегородской области, в том числе посредством стимулирования реального сектора экономики, формирования благоприятных условий для развития бизнеса;

- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Нижегородской области, в том числе за счет последовательного снижения долговой нагрузки на областной бюджет;

- концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств, в том числе связанных с реализацией указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

- адресное решение социальных проблем, повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, эффективности функционирования бюджетного сектора экономики;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств, сокращение неэффективных расходов, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов;

- подготовка к внедрению государственных программ в единую систему формирования и исполнения областного бюджета;

- создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, в том числе путем усиления стимулирующей роли межбюджетных отношений;

- создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;

- усиление роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом;

- повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса, в том числе в рамках создаваемой на федеральном уровне государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".

     2. Политика в области доходов


Налоговая политика Нижегородской области в 2014-2016 годах будет направлена на динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области, обеспечивающее текущие потребности бюджета и сокращение размеров государственного долга Нижегородской области, при активизации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по увеличению собственных доходов областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Нижегородской области.

Основной целью налоговой политики Нижегородской области на 2014-2016 годы является увеличение доходного потенциала налоговой системы и повышение уровня собственных доходов бюджета области.

Увеличению поступления доходов в бюджет области будет способствовать осуществление следующих мер:

- повышение качества администрирования доходов бюджета, в том числе взыскание в полном объеме сложившейся недоимки и недопущение возникновения задолженности по текущим платежам;

- усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;

- обеспечение более тесного взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками, в том числе в рамках действующих соглашений и иных форм сотрудничества, а также с организациями, допускающими убыток по результатам финансово-хозяйственной деятельности и (или) не обеспечившими прирост по экономическим показателям в установленных объемах;

- расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам за счет повышения качества информационного взаимодействия между органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и соответствующими федеральными структурами, участвующими в формировании налоговой базы;

- создание стимулов для модернизации и использования инноваций и научных разработок, а также для эффективной деятельности предприятий, формирующих инновационный продукт;

- осуществление мероприятий по введению налога на недвижимость на территории Нижегородской области;

- обеспечение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и повышение доходов от ее использования;

- дальнейшая оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности, исходя из принципа бюджетной отдачи;

- активизация мероприятий по разграничению земель в собственность Нижегородской области в целях увеличения доходов от использования и продажи земельных ресурсов.

     3. Бюджетная политика в области расходов


Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах, в том числе за счет:

- повышения качества бюджетного планирования на основе государственных заданий на оказание государственных услуг и нормативов затрат на оказание государственных услуг;

- формирования бюджетных параметров исходя из четкой приоритезации и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности их исполнения;

- соблюдения установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств;

- участия, исходя из возможностей областного бюджета, в реализации программ и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета;

- совершенствования форм социальной поддержки населения, предоставления субсидий и льгот социального характера с учетом уровня доходов получателя;

- повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти, в том числе за счет стимулирования субъектов бюджетного планирования, показывающих наилучшие результаты.

     Особенности формирования отдельных направлений расходов
     областного бюджета и приоритеты бюджетных расходов


В соответствии с основной целью бюджетной политики на среднесрочную перспективу в качестве приоритетов бюджетных расходов определены:

- выплата заработной платы работникам социальной сферы, поэтапное повышение заработной платы отдельным категориям работников в соответствии с решениями, принимаемыми Правительством Нижегородской области, с учетом рекомендаций Президента и Правительства Российской Федерации;

- реализация мер социальной поддержки населения исходя из принципа нуждаемости;

- реализация мер по обеспечению доступности дошкольного образования;

- содействие в обеспечении отдельных категорий граждан доступным и комфортным жильем;

- поддержка семей, имеющих детей;

- финансирование программ занятости населения, поддержки приоритетных отраслей экономики, а также малого бизнеса;

- реализация мер по обеспечению доступности транспортного обслуживания льготных категорий граждан, школьников, студентов;

- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов с учетом приоритетных направлений финансовой помощи.

Расходы на выплату заработной платы с начислениями работникам социальной сферы будут формироваться в пределах существующей штатной численности работников государственных учреждений по состоянию на 1 января 2013 года с учетом установленного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда.

Значительное внимание будет уделяться повышению заработной платы отдельным категориям работников в соответствии с утвержденными "дорожными картами" развития отраслей социальной сферы. Решение этой задачи будет осуществляться с учетом оптимизации штатных расписаний государственных учреждений путем сокращения административно-управленческого и прочего персонала, а также с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.

Расходы инвестиционного характера будут сосредоточены в следующих областных целевых программах: "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2014-2016 годы", "Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012-2014 годы", "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области в 2013-2020 годах", "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет на 2013-2015 годы и на период до 2023 года", "Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области, на 2013-2017 годы".

В приоритетном порядке в областные целевые программы инвестиционного характера будут включаться объекты, имеющие высокую степень готовности, объекты, строящиеся с привлечением средств федерального бюджета и прочих источников, а также объекты и мероприятия в целях исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

     4. Политика в области формирования
     межбюджетных отношений


Межбюджетные отношения на 2014-2016 годы будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 6 декабря 2011 года № 177-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области".

Одной из приоритетных задач Правительства Нижегородской области является эффективное распределение доходов консолидированного бюджета региона между уровнями бюджетной системы с целью обеспечения областного и местных бюджетов средствами, необходимыми для исполнения возложенных на соответствующие органы полномочий.

С 2014 года формирование межбюджетных отношений будет осуществлено на трехлетний период, что позволит органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на более качественном уровне осуществлять бюджетное планирование на среднесрочную перспективу.

В 2014-2016 годах политика в области формирования межбюджетных отношений будет ориентирована на:

- повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов, в том числе посредством увеличения удельного веса нецелевых доходных источников в доходах местных бюджетов;

- совершенствование системы разграничения полномочий в рамках решений, принимаемых на федеральном и региональном  уровнях;

- развитие собственной налогооблагаемой базы муниципальных образований.

Одной из основных целей формирования межбюджетных отношений является обеспечение равного доступа граждан к государственным и муниципальным услугам. Предоставление дотаций местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности позволяет повысить финансовые возможности высокодотационных муниципалитетов по исполнению возложенных на них обязательств до среднего по области уровня.

В среднесрочном периоде планируется оптимизировать состав и объем субсидий, предоставляемых органам местного самоуправления Нижегородской области для решения вопросов местного значения, с учетом оценки результатов их предоставления, а также пересмотреть подходы к обеспечению уровня софинансирования по субсидиям из областного и местных бюджетов.

Осуществление органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий будет осуществляться за счет передачи субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Как и в предыдущие годы, предусмотрена система грантов, обеспечивающих стимулирование и поощрение органов местного самоуправления, обеспечивающих повышение качества организации и осуществления бюджетного процесса на муниципальном уровне и повышение эффективности бюджетных расходов, достижение наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Приоритетные направления финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на 2014-2016 годы определены в соответствии с целями и задачами Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года и направлены на:

1. Повышение качества жизни населения, том числе:

- повышение заработной платы работникам социальной сферы;

- обеспечение населения качественным жильем и объектами социальной инфраструктуры;

- развитие транспортной инфраструктуры;

- повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

- обеспечение экологической безопасности.

2. Обеспечение устойчивого развития и повышение конкурентоспособности экономики области, в том числе за счет создания благоприятных условий для ведения малого бизнеса.

Политика в области межбюджетных отношений также предполагает осуществление органами государственной власти Нижегородской области контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области основных условий предоставления межбюджетных трансфертов, что будет способствовать повышению финансовой дисциплины, уровня платежеспособности и качества управления муниципальными финансами.

     5. Политика в области управления государственным
     долгом Нижегородской области


Долговая политика Правительства Нижегородской области в 2014-2016 годах будет строиться в соответствии с Концепцией управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 12 октября 2011 года № 817.

Реализация долговой политики направлена на обеспечение выполнения принятых долговых обязательств Нижегородской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе при наименьших затратах и разумной степени риска, которая будет способствовать поддержанию рейтинга Нижегородской области как надежного заемщика на финансовом рынке капитала.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»