ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 7 февраля 2014 года № 63
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 2 октября 2013 года № 702
(в редакции постановления Правительства
Нижегородской области
от 7 февраля 2014 года № 63)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Содействие занятости населения Нижегородской области
на 2014-2016 годы"
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
1.1. Наименование Программы | государственная программа "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2014-2016 годы" | |||||
1.2. Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Закон Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области"; постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"; постановление Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 года № 203 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга реализации государственных программ Нижегородской области" | |||||
1.3. Государственные заказчики Программы | управление государственной службы занятости населения Нижегородской области - координатор | |||||
1.4. Основной разработчик Программы | управление государственной службы занятости населения Нижегородской области | |||||
1.5. Основная цель Программы | повышение уровня благосостояния населения и достижение высоких стандартов качества жизни на основе развития эффективной занятости населения; реализации прав и обеспечения государственных гарантий на социальную защиту от безработицы граждан, в том числе из числа незанятых инвалидов; удовлетворения потребности работодателей в квалифицированных рабочих кадрах в приоритетных отраслях экономики Нижегородской области; предотвращения роста длительной безработицы и напряженности на региональном рынке труда; совершенствования государственных услуг, оказываемых гражданам и работодателям в соответствии с законодательством о занятости населения | |||||
1.6. Основные задачи Программы | содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики; содействие развитию кадрового потенциала, повышению качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда; обеспечение государственных гарантий прав граждан на социальную защиту от безработицы; обеспечение дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы | |||||
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | Программа реализуется в один этап в течение 2014-2016 годов | |||||
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы | управление государственной службы занятости населения Нижегородской области (далее - Управление); министерство финансов Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области; министерство спорта и молодежной политики Нижегородской области; департамент лесного хозяйства Нижегородской области; государственные казенные учреждения центры занятости населения Нижегородской области (далее - ГКУ ЦЗН); образовательные организации (при условии участия); работодатели (при условии участия) | |||||
1.9. Объемы и источники финансирования Программы | Наименование государственного заказчика | Источники финансирования | Годы | Всего за период реализации Программы, тыс. руб. | ||
2014 | 2015 | 2016 | ||||
Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области | Всего, в том числе: | 565 360,1 | 580 546,2 | 566 843,1 | 1 712 749,4 | |
Федеральный бюджет, в том числе | 482 225,9 | 495 683,8 | 482 645,8 | 1 460 555,5 | ||
- субвенции из федерального бюджета, в том числе: | 463 941,1 | 473 378,9 | 482 645,8 | 1 419 965,8 | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | 463 941,1 | 473 378,9 | 482 645,8 | 1 419 965,8 | ||
- субсидии из федерального бюджета, в том числе: | 18 284,8 | 22 304,9 | - | 40 589,7 | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | 18 284,8 | 22 304,9 | - | 40 589,7 | ||
Областной бюджет | 83 134,2 | 84 862,4 | 84 197,3 | 252 193,9 | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | 83 134,2 | 84 862,4 | 84 197,3 | 252 193,9 | ||
Министерство здравоохранения Нижегородской области | Всего, в том числе: | 623,7 | - | - | 623,7 | |
Федеральный бюджет, в том числе: | 623,7 | - | - | 623,7 | ||
- субсидии из федерального бюджета, в том числе: | 623,7 | - | - | 623,7 | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | 623,7 | - | - | 623,7 | ||
Областной бюджет | - | - | - | - | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | - | - | - | - | ||
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области | Всего, в том числе: | 138,6 | - | - | 138,6 | |
Федеральный бюджет, в том числе: | 138,6 | - | - | 138,6 | ||
- субсидии из федерального бюджета, в том числе: | 138,6 | - | - | 138,6 | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | 138,6 | - | - | 138,6 | ||
Областной бюджет | - | - | - | - | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | - | - | - | - | ||
Министерство образования Нижегородской области | Всего, в том числе: | 1 801,8 | - | - | 1 801,8 | |
Федеральный бюджет, в том числе: | 1 801,8 | - | - | 1 801,8 | ||
- субсидии из федерального бюджета, в том числе: | 1 801,8 | - | - | 1 801,8 | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | 1 801,8 | - | - | 1 801,8 | ||
Областной бюджет | - | - | - | - | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | - | - | - | - | ||
Министерство спорта и молодежной политики Нижегородской области | Всего, в том числе: | 346,5 | - | - | 346,5 | |
Федеральный бюджет, в том числе: | 346,5 | - | - | 346,5 | ||
- субсидии из федерального бюджета, в том числе: | 346,5 | - | - | 346,5 | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | 346,5 | - | - | 346,5 | ||
Областной бюджет | - | - | - | - | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | - | - | - | - | ||
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области | Всего, в том числе: | 69,3 | - | - | 69,3 | |
Федеральный бюджет, в том числе: | 69,3 | - | - | 69,3 | ||
- субсидии из федерального бюджета, в том числе: | 69,3 | - | - | 69,3 | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | - | - | - | - | ||
Областной бюджет | - | - | - | - | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | - | - | - | - | ||
Итого по Программе: | Всего, в том числе: | 568 340,0 | 580 546,2 | 566 843,1 | 1 715 729,3 | |
Федеральный бюджет, в том числе: | 485 205,8 | 495 683,8 | 482 645,8 | 1 463 535,4 | ||
- субвенции из федерального бюджета, в том числе: | 463 941,1 | 473 378,9 | 482 645,8 | 1 419 965,8 | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | 463 941,1 | 473 378,9 | 482 645,8 | 1 419 965,8 | ||
- субсидии из федерального бюджета, в том числе: | 21 264,7 | 22 304,9 | - | 43 569,6 | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | 21 264,7 | 22 304,9 | - | 43 569,6 | ||
Областной бюджет: | 83 134,2 | 84 862,4 | 84 197,3 | 252 193,9 | ||
капвложения | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | ||
прочие расходы | 83 134,2 | 84 862,4 | 84 197,3 | 252 193,9 | ||
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области | |||||
1.11. Индикаторы достижения целей Программы | уровень регистрируемой безработицы - снижение к 2016 году до 0,44% экономически активного населения; численность официально зарегистрированных безработных - уменьшение к 2016 году до 7,8 тыс. человек; коэффициент напряженности на рынке труда - снижение к 2016 году до 0,2 человека на 1 вакансию; уровень трудоустройства граждан, обратившихся за содействием в учреждения службы занятости населения с целью поиска походящей работы, - обеспечение к 2016 году в пределах 71%; уровень трудоустройства граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в учреждения службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, - обеспечение к 2016 году не менее 50% |
2. Текст Программы
2.1. Содержание проблемы
В 2011-2012 годах государственные меры в области содействия занятости реализовывались в Нижегородской области в рамках ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2011-2013 годы", утвержденной приказом управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 16 февраля 2011 года № 16, а также в соответствии с дополнительными мерами, направленными на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области на 2011-2013 годы (далее - дополнительные мероприятия), реализуемыми в рамках областных целевых программ, утвержденных постановлениями Правительства Нижегородской области от 24 января 2011 года № 24, от 3 февраля 2012 года № 57 и от 21 декабря 2012 года № 931.
В ГКУ ЦЗН в поиске подходящей работы обратились 122,7 тыс. человек. При содействии ГКУ ЦЗН трудоустроено 88,5 тыс. человек или 72,1% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы.
В 2012 году по отношению к 2011 году доля граждан - получателей государственных услуг в области содействия занятости населения в общей численности безработных граждан увеличилась на 26%, в том числе по следующим государственным услугам:
Таблица 1
Наименование | 2011 год | доля в общей численности безработных | 2012 год | доля в общей численности безработных |
Оказание государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы | 154577 | 119,2 | 122718 | 123,0 |
Трудоустройство граждан при содействии службы занятости | 98342 | 75,8 | 88516 | 88,7 |
Организация временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан | 9495 | 7,3 | 8104 | 8,1 |
Участие в программе "Социальная адаптация" | 5745 | 4,4 | 4896 | 4,9 |
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка | 97615 | 75,3 | 85988 | 86,2 |
Информирование о положении на рынке труда | 181011 | 139,5 | 163956 | 164,3 |
В 2012 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009-2011 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность. Приоритетным направлением дополнительных мероприятий в 2012 году стало создание рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей.
Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2012 году стали 332 человека, из них 266 инвалидов и 66 граждан из числа многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Принятые в 2009-2012 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.
По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан снизилась на 23% со 129,7 тыс. человек в среднем за 2011 год до 99,8 тыс. человек в среднем за 2012 год. При этом уровень безработицы по методологии Международной организации труда снизился с 7,2% до 5,4% от численности экономически активного населения.
Численность зарегистрированных в ГКУ ЦЗН безработных граждан за аналогичный период (в среднем за год) снизилась на 28% с 19,4 тыс. человек до 13,9 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы - с 1,1% до 0,8% от численности экономически активного населения соответственно.
При этом немаловажно, что уровень регистрируемой безработицы в Нижегородской области (0,63% на 31 декабря 2012 года) оставался лучшим среди регионов Приволжского федерального округа и лучше среднего показателя по России (1,4%).
Таблица 2
Показатель | 2011 год | 2012 год |
Общая численность безработных, тыс. чел. | 129688 | 99802 |
Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел. | 19424 | 13904 |
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), % | 7,2 | 5,4 |
Уровень регистрируемой безработицы, % | 1,09 | 0,78 |
В результате увеличения спроса на рабочую силу снизился коэффициент напряженности на рынке труда. Если на 31 декабря 2011 года на одну вакансию претендовали 0,75 незанятых граждан, то по состоянию на 31 декабря 2012 года - 0,4. Данный показатель в Нижегородской области являлся одним из самых низких среди регионов в Приволжском федеральном округе и в целом по Российской Федерации (на 31 декабря 2012 года коэффициент напряженности составил по Приволжскому федеральному округу - 0,7 и по России - 0,9).
Следует отметить, что, несмотря на наличие позитивных тенденций на рынке труда, около 13% от численности зарегистрированных в ГКУ ЦЗН безработных граждан не могут найти работу в течение 12 и более месяцев. Одной из причин наличия длительной безработицы является изменение структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, растет количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение доли вакансий в определенных видах экономической деятельности. В 2012 году областной банк вакансий вырос с 26,8 до 35,6 тысячи вакансий или в 1,3 раза. В настоящее время наибольшая потребность в работниках отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг населению, а среди обращающихся в ГКУ ЦЗН за содействием в трудоустройстве велика доля низкоквалифицированной рабочей силы, длительно (более 1 года) не работающих, инвалидов, других низкоконкурентных на рынке труда категорий граждан, что затрудняет их трудоустройство, приводит к росту продолжительности безработицы.