Недействующий

Об утверждении государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области на 2014-2016 годы" (с изменениями на 31 декабря 2014 года)


2.1. Содержание проблемы

Постановлением Правительства Нижегородской области от 14 августа 2013 года № 544 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Нижегородской области" в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей правовые основания для формирования государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, признаны утратившими с 1 января 2014 года:

- постановление Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2011 года № 1135 "Об утверждении областной целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области на 2012-2014 годы";

- постановление Правительства Нижегородской области от 8 августа 2012 года № 527 "Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Нижегородской области" на 2012-2014 годы";

- постановление Правительства Нижегородской области от 16 октября 2012 года № 725 "Об утверждении областной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Нижегородской области на 2013-2015 годы" (далее - Программы).

Предусмотренные вышеуказанными Программами мероприятия успешно реализуются. Это явилось одним из результатов успешной работы правоохранительных органов Нижегородской области и Правительства Нижегородской области в обеспечении реализации государственной политики в области обеспечения общественного порядка, противодействия преступности, укреплению межнационального согласия, созданию условий безопасности личности и общества от проявлений терроризма и экстремизма, коррупционных проявлений и борьбе с нелегальной миграцией в Нижегородской области (далее - область, регион).

В 2013 году удалось добиться оздоровления криминальной обстановки в регионе и положительных результатов на основных направлениях борьбы с преступностью.

Общий массив криминальных проявлений за 10 месяцев 2013 года снизился на 13,5%(с 47634 до 41208), в том числе преступлений с тяжкими и особо тяжкими составами на 20,7% (с 13035 до 10338).

На 7,1% меньше зарегистрировано уголовно-наказуемых деяний против личности (с 7147 до 6643), в том числе убийств на 11,5% (с 217 до 192), изнасилований на 40,7% (с 59 до 35), связанных с умышленным причинением тяжкого на 2,2% (с 548 до 536) и средней тяжести вреда здоровью на 13,6% (с 587 до 507).

Больше на 17,5% пресечено фактов в сфере незаконного оборота оружия (с 274 до 322), в том числе связанных с приобретением, передачей, сбытом, хранением, перевозкой или ношением на 15,2% (с 184 до 212), незаконным изготовлением на 23,1%; (с 78 до 96), а также хищением либо вымогательством на 30,0% (с 10 до 13).

Снизилось количество преступлений, совершенных с использованием оружия на 40,9% (с 22 до 13).

Меньше на 6,7% совершенно уголовно-наказуемых деяний экстремистской направленности (с 15 до 14). Пресечено четыре посягательства террористического характера.

Выявлено 1257 преступлений коррупционной направленности, в том числе 416 должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также 336 преступлений, связанных с освоением бюджетных средств и 2 - с государственными закупками. Окончено расследованием 149 уголовных дел о взяточничестве.

На территории области возросло количество выявленных наркопреступлений на 11,8% (с 2808 до 3139).

Сократилось на 17,0% число криминальных проявлений в общественных местах (с 14525 до 12052), в том числе на улицах на 19,6% (с 9121 до 7332).

В местах массового пребывания граждан меньше на 17,7% совершено тяжких и особо тяжких преступных посягательств (с 2828 до 2327), фактов причинения тяжкого вреда здоровью на 6,3% (с 144 до 135), изнасилований на 31,3% (с 16 до 11), краж на 17,3% (с 7079 до 5854), грабежей на 31,4% (с 1902 до 1305), разбоев на 30,3% (с 175 до 122) и вымогательств на 81,1% (с 122 до 23).

Больше на 9,2% пресечено административных правонарушений (с 1135441 до 1039616).

Осуществляются мероприятия по повышению уровня антитеррористической безопасности объектов жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей. В сфере межнациональных отношений повысился уровень толерантности и этнокультурной компетенции населения области. В плановом порядке проводится работа по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма.

Разработка и принятие Программы обусловлены необходимостью интеграции усилий органов исполнительной власти Нижегородской области и правоохранительных органов в целях поддержания постоянного взаимодействия между ними по вопросам разработки и реализации эффективных мер предупреждения преступлений, в том числе террористического и экстремистского характера, согласованного противодействия преступности, снижения влияния факторов, оказывающих негативное влияние на криминогенную обстановку, эффективных мер противодействия коррупции на территории региона.

Также необходимость подготовки Программы и последующей ее реализации вызвана тем, что современная ситуация в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации остается напряженной. В условиях, когда на Северном Кавказе, где террористы практически лишены возможности проводить активную деятельность силами крупных вооруженных формирований, она организована по принципу нанесения точечных ударов по жизненно важным объектам и местам со значительным скоплением людей, в том числе в других регионах России.

В период с 2011 по 2013 год совершен целый ряд террористических актов, в том числе в Волгограде.

На ситуацию в Нижегородской области существенное влияние также оказывают многонациональный и поликонфессиональный состав ее населения, значительный уровень миграции граждан из других государств. Источником радикализма в обществе является и весьма невысокий уровень политической культуры, отсутствие глубоко укоренившихся в социальном сознании и психологии традиций гражданской жизни и демократии в условиях правового государства.

Отмечается активизация неформальных группировок право- и леворадикальной направленности, имеют место факты проявлений ксенофобии, совершения преступлений на национальной и религиозной основе. Увеличивается распространение националистических идей.

Это связано не только с осложнением в настоящий период ситуации в сфере миграции, но и с недостаточностью принимаемых мер упреждающего характера по воздействию на негативные процессы в области межнациональных отношений.

Требует совершенствования профилактическая деятельность. Реализованные меры не позволили сократить количество дорожно- транспортных происшествий их зарегистрировано больше на 12,1% (с 4415 до 4950), в которых ранено 6114 (+10,7%; АППГ - 5523) и погибло 580 человек (-3,7%; АППГ - 602). Возросло количество ДТП, совершенных водителями в нетрезвом состоянии (в 2,2 раза; с 334 до 740).

Рост аварийности наблюдается на территориях 29 муниципальных образований области.

Основными причинами совершения дорожно-транспортных происшествий явились: несоответствие скорости конкретным дорожным условиям (1027; уд. вес 20,7%), несоблюдение очерёдности проезда (832; уд. вес 16,8%), вина пешеходов (674; уд. вес 13,6%), неправильный выбор дистанции (486; уд. вес 9,8%), выезд на полосу встречного движения (367; уд. вес 7,4%) и нарушение правил проезда.

Оценивая оперативную обстановку, можно предположить дальнейший рост преступлений, в том числе относящихся к категории тяжких и особо тяжких.

Настоящая Программа подготовлена с учетом опыта работы правоохранительных органов и органов исполнительной власти Нижегородской области. В ее содержание включены положения, требующие межведомственного взаимодействия. Предполагается, что мероприятия внутриведомственного характера будут включены в соответствующие планы отдельных правоохранительных органов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области.