Действующий

Об утверждении региональной программы "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Нижегородской области" на 2014-2015 годы" (с изменениями на 24 апреля 2015 года)


2. Текст программы

2.1. Обоснование проблемы


Всероссийская Национальная стратегия действий в интересах детей и план ее реализации в полной мере позволили убедиться в правильности основных векторов социальной политики в отношении семьи и детей в Нижегородской области. Комплексный межведомственный подход к вопросам поддержки семей с детьми, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике всех форм семейного неблагополучия, в том числе жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами - неизменные приоритеты государственной социальной политики Нижегородской области.

В целом, в последние годы, уже достигнуты значительные положительные результаты по реализации региональной государственной семейной политики, и накоплен опыт межведомственного и межсекторного взаимодействия по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности. Значительную роль в достижении положительной динамики и снижении социальных рисков сыграли региональные программы, реализованные в Нижегородской области при участии и софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: "Под защитой семьи" по подготовке сопровождению замещающих (приемных) семей для детей-сирот, "Равные возможности" и "Мы как все" по социализации семей, воспитывающих детей-инвалидов, "Смогу жить самостоятельно" по социальной адаптации детей-инвалидов из стационарных учреждений, "Бесстрашное детство" по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, "Точка возврата" по ресоциализации детей,  находящихся в конфликте с законом.  

За последние годы завершено формирование инфраструктуры системы профилактики детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений, включающей комплекс государственных, муниципальных учреждений и общественных организаций Нижегородской области, которые стали центром разработки и реализации новых форм и методов профилактической работы с несовершеннолетними.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижегородской области являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - основными координаторами всего комплекса межведомственной работы. За 6 месяцев 2013 года муниципальными КДНиЗП было проведено 663 заседания (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 666), в том числе выездных - 53 (АППГ - 49). На данных заседаниях рассмотрены: установочные вопросы - 1238 (АППГ - 853, +45,1%); дела в отношении несовершеннолетних - 3180 (АППГ - 3333, -4,6%); дела в отношении родителей - 4295 (АППГ - 3492, +23,0%); обращения в КДНиЗП - 994 (АППГ - 960, +3,5%).

Большое внимание муниципальными комиссиями уделяется рассмотрению административных дел в отношении несовершеннолетних или их законных представителей. За 6 месяцев 2013 года было рассмотрено 10497 материалов об административных правонарушениях (АППГ - 7392, +42,0%). По состоянию на 1 июля 2013 года на профилактическом учете в муниципальных комиссиях стоит 1987 несовершеннолетних, 2541 семья, требующая межведомственного наблюдения и контроля.

В Нижегородской области снижается количество преступлений против детей. В 2012 году зарегистрировано 1387 таких преступлений (2011 год - 1661, снижение на 16,5 процентов). По состоянию на 1 июля 2013 года 723 несовершеннолетних признаны потерпевшими от преступных посягательств, в том числе 380 (6 мес. 2010 г. - 373) подростков признаны потерпевшими по преступлениям от посягательств против жизни и здоровья, 50 подростков - против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

По данным ГУ МВД России по Нижегородской области за 6 месяцев 2013 года зарегистрировано 641 преступление в отношении несовершеннолетних (АППГ - 750, -14,5 процента), в том числе:

- сопряженных с насильственными действиями - 434 (АППГ - 488, -11,1%);

- убийств - 1 (ст.105 УК РФ, АППГ - 2, -50,0%);

- причинение тяжкого вреда здоровью - 4 (ст.111 УК РФ, АППГ - 6, -33,3%).

Учреждения социальной защиты достаточно результативно осуществляют функции операторов единой общероссийской службы детского телефона доверия - 8-800-2000-122. Ежеквартально в Нижегородской области на него поступает около 9 тысяч звонков, в день - более 100 звонков, 56 процентов от всех позвонивших - детские обращения. Разработана межведомственная модель работы службы детского телефона доверия с органами и учреждениями системы профилактики по "кризисным звонкам". Этот механизм через муниципальные КДНиЗП обеспечивает систему первоочередных мероприятий органов и учреждений - субъектов региональной системы профилактики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в случае их обращения на телефон доверия. За шесть месяцев 2013 года областной КДНиЗП с привлечением муниципальных комиссий отработано 13 "кризисных" звонков, требующих незамедлительного межведомственного вмешательства (всего поступило - 15717 звонков).

В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2010 года № 2630-р "О проведении комплексной межведомственной профилактической операции "Подросток" на период 2011-2013 годов" в летний период во всех муниципальных образованиях проведена комплексная межведомственная профилактическая операция "Подросток-2013". Итоги операции ежегодно рассматриваются на заседании КДНиЗП при Правительстве Нижегородской области, на заседаниях муниципальных комиссий.

В 2013 году продолжена системная работа по взаимодействию муниципальных КДНиЗП со службами занятости населения. За 6 месяцев 2013 года подросткам было выдано 1111 направлений на трудоустройство в центры занятости и на предприятия (АППГ- 1168, -4,9%).

В целом, в течение пяти последних лет, отмечается стойкая тенденция к сокращению количества преступлений, совершенных детьми и подростками. Результатами совместной работы субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стало снижение основных показателей преступности среди детей и подростков. Так только в 2012 году уменьшилось на 18,3% количество совершенных несовершеннолетними преступлений: с 1658 в 2011 году до 1354 в 2012 году. Меньше на 15% стало количество участников преступлений (с 1278 до 1086). Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними от общей массы преступлений, составил 4,1% (в 2011 году - 4,9%). Сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений на 42,2% (с 474 до 274), в состоянии опьянения - 13,8% (с 261 до 225), групповых преступлений - 24,4% (с 738 до 558).

За 6 месяцев 2013 года также снижены основные показатели преступности среди подростков. Уменьшилось на 13,5% количество совершенных несовершеннолетними преступлений (с 668 до 587). Меньше на 15,7% стало количество участников преступлений (с 548 до 462). Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними от общей массы преступлений, составил 3,3% (АППГ- 3,5). Сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений на 13,3% (с 135 до 117), в состоянии опьянения - 11,5% (с 113 до 100),  групповых преступлений - 33,4% (с 293 до 195).

В Нижегородской области (далее по тексту - регион, область) в течение трех лет достаточно эффективно работает Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 года № 23-З "Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области" и действует Положение о порядке отобрания ребенка у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 3 сентября 2010 года № 574 (статья 77 Семейного Кодекса Российской Федерации), в рамках которого сотрудники социальной защиты совместно с органами опеки и подразделениями по делам несовершеннолетних  выходят в семьи для  выявления опасных ситуаций. В соответствии с Законом Нижегородской области от 31 октября 2012 года № 141-З "О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области" проводится межведомственная работа по защите несовершеннолетних от алкогольной зависимости.

С 2012 года по инициативе Прокурора Нижегородской области дан старт новым региональным проектам: социальный патруль, родительский патруль, наставники (общественные воспитатели). За 6 месяцев 2013 года было проведено 1456 рейдов "социального патруля", во время которых были посещены 3157 семей (за 2 полугодие 2012 года - 2743). Оказана социально-правовая помощь 2386 семьям и детям (за 2 полугодие 2012 года - 2395). Выявлены и поставлены на учет 287 семей, находящихся на этапе раннего семейного неблагополучия (за 2 полугодие 2012 года - 245). В настоящее время созданы и работают 884 родительских патруля. За 6 месяцев 2013 года  родительскими патрулями проведено 9695 рейдов, посещена 4871 семья учащихся, выявлено 594 учащихся, требующих помощи со стороны государства. Родительским патрулем организовано 2956 дежурств во время проведения массовых мероприятий с участием учащихся образовательных учреждений. В Нижегородской области работают 2452 наставника над несовершеннолетними "группы социального риска" из числа специалистов районных администраций и сельских поселений, специалистов учреждений социальной защиты и образования, сотрудников полиции, общественных организаций.

Несмотря на последовательное проведение государственной политики по поддержке семьи и детства, масштабы жестокого обращения с детьми, правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности в Нижегородской области, как и в стране в целом, все-таки достаточно значительны. Принимаемые органами и учреждениями региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних меры по устранению причин и условий, способствующих семейному неблагополучию, пренебрежению нуждами детей, совершению преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних, являются недостаточно результативными.

По статистике количество преступлений против несовершеннолетних и самих несовершеннолетних не прогрессирует, а даже несколько снижается, однако общественная опасность таких деяний возрастает, структура преступности меняется: противоправные действия стали более дерзкими, циничными, опасными для жизни и здоровья. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, в то время как данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Насилие, в том числе физическое и сексуальное, в отношении детей совершают самые близкие люди - члены семьи. Растет количество "групповых преступлений", преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, распространяется пренебрежение нуждами детей, жестокое обращение, психологическое уничижение, так называемый "буллинг". Особую тревогу вызывает рост преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в группе со взрослыми, насильственное приобщение детей к пьянству, бандитизму, транспортировке и употреблению наркотиков, проституции, порнографии, деструктивным сектам, националистическим группировкам. Взрослые преступники провоцируют криминальную активность несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности. Отдельной проблемой стали противоправные контенты и риски в интернет-пространстве: вовлечение детей в противоправную деятельность, порнографию, секты, участие во флэш-мобах деструктивного характера. Сегодня нет реальных правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

По состоянию на 1 января 2013 года, детское население региона составляет 547,62 тыс. чел., из них 15792 чел. (2,88%) относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 84% из этих детей воспитываются в семьях граждан (усыновление, опека, приемная семья). При этом 83% от всех детей, оставшихся без попечения родителей, это "социальные сироты". Родители их лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, а дети воспитываются в учреждениях или в чужих семьях. Статистика свидетельствует, что за последние годы показатель численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически находится на одном уровне.

В тенденции последних лет -  постоянное увеличение клиентской базы учреждений социальной помощи семье и детям


В 2012 году из 6165 детей, прошедших реабилитацию в условиях стационарных отделений учреждений социальной защиты, 2342 ребенка проживали в семьях, находящихся в социально опасном положении, 3063 ребенка - из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, беспризорных детей не выявлено. По итогам реабилитации 90,7% детей (5595 чел.) возвращены в родные семьи, 89 детей - переданы под опеку (попечительство), 9 - на усыновление, 110 - в приемные семьи, 232 - в учреждения для детей-сирот, 9 детей перевезены к месту проживания. Всего на учете и патронаже в  учреждениях социальной защиты населения ежегодно состоит порядка 5 тысяч семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживает почти 9 тысяч детей.

Эти данные говорят о том, что официальная статистика о преступлениях против детей, полученная на основе открытых уголовных дел, не дает полного представления о масштабе этого явления. Она не отражает весь масштаб проблемы жестокого обращения к детям в семье, в государственных учреждениях, со стороны самих несовершеннолетних.

По данным ГУ МВД по Нижегородской области, всего на различных видах профилактических учетов участковых уполномоченных полиции состоит 174970 лиц, из них 1906 условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, 8692 - осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы, 3899 - семейно-бытовых нарушителей, 298 - освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, 4015 - употребляющих наркотические вещества, 14466 - употребляющих спиртные напитки и 1430 - психически больных лиц, представляющих опасность для окружающих.

За 2012 год выявлено 2477 (+13,2%, АППГ - 2188) несовершеннолетних, требующих помощи со стороны государства. За этот период вновь выявлено и поставлено на профилактический учет подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН ОВД) 1311 неблагополучных родителей. Сотрудниками ПДН ОВД в различные инстанции направлено 3150 материалов в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, в том числе 1610 материалов - в органы опеки и попечительства, прокуратуру и суд для решения вопроса о лишении родительских прав. В органы дознания направлен 241 материал в отношении родителей для возбуждения уголовных дел по различным преступлениям, по 188 материалам  возбуждены уголовные дела, в том числе за неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации). На родителей или лиц, их заменяющих, составлено 13742 (+17,7%; 2011 год - 11678, 1 полугодие 2013 года - 7519) протокола об административных правонарушениях, из них за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию  несовершеннолетних детей - 8891 (первое полугодие 2013 года - 4905).

В связи с принятием Федерального закона от 7 мая 2013 года № 76-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений", которым ратифицирована Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной  эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25 октября 2007 года (далее - Конвенция), перед каждым детским учреждением ставятся задачи по обеспечению соблюдения международных стандартов защиты детей от сексуального совращения и сексуальной эксплуатации. Для усиления работы учреждений с детьми, пострадавшими от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, министерством социальной политики Нижегородской области в июле 2013 года заключено Соглашение о совместной работе со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области, а также подписан приказ от 23 августа 2013 года № 743 "Об утверждения  Положения о порядке взаимодействия учреждений системы социальной защиты населения Нижегородской области по организации социальной реабилитации и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, подвергшихся насилию и жестокому обращению". В соответствии с указанными документами формируется модель межведомственной работы учреждений социального обслуживания семьи и детей с подразделениями Следственного комитета по организации сопровождения несовершеннолетних в ходе следственных действий, комплекса социально-реабилитационных мероприятий с пострадавшим от сексуального насилия несовершеннолетним и его семьей.