Дорожное хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики Нижегородской области (далее - область, регион), от устойчивого и эффективного функционирования которой в значительной степени зависит социально-экономическое развитие и условия жизни населения.
Формирование единой дорожной сети региона круглогодично доступной для населения и комплексный подход к развитию транспортно-логистической инфраструктуры являются приоритетными направлениями деятельности Правительства Нижегородской области.
Нижегородская область входит в первую пятерку субъектов Российской Федерации по протяженности региональных дорог. В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог Нижегородской области составляет 27,5 тыс. км, из них 458 км приходится на дороги федерального значения, 13 тыс. км - на дороги регионального значения и 14 тыс. км - на дороги местного значения.
Протяженность автодорог, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, составляет 12987 км, в том числе с твердым покрытием - 12867 км, грунтовых дорог - 120 км. В составе автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, имеется 895 мостов общей протяженностью 35191,68 п.м, а также другие дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью.
До 2012 года финансирование дорожного хозяйства осуществлялось в соответствии с областной целевой программой "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2010 года № 567, и областной целевой программой "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2009-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 апреля 2009 года № 196. В 2010 году законодательно принято решение о формировании дорожных фондов. Дорожные фонды стали составными частями федерального, регионального и местных бюджетов. 9 августа 2011 года принят Закон Нижегородской области № 110-З "О дорожном фонде Нижегородской области".
В целях комплексного решения задач и улучшения сети автомобильных дорог и в соответствии с Законом Нижегородской области от 9 августа 2011 года № 110-З "О дорожном фонде Нижегородской области" разработана и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2011 года № 958 областная целевая программа "Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012-2014 годы". Комплекс программных мероприятий сформирован в виде двух подпрограмм: "Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, а также ремонт дворовых территорий многоквартирных домов Нижегородской области на 2012-2014 годы" и "Развитие транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012-2014 годы". С 2012 года финансирование дорожного хозяйства осуществлялось согласно областной целевой программе "Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012-2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2011 года № 958.
Основная проблема дорожного хозяйства - автомобильные дороги, не отвечающие нормативным требованиям. Содержание в надлежащем состоянии автомобильных дорог Нижегородской области и элементов их обустройства требует регулярного выполнения объема работ по очистке проезжей части дорог, мостов, тротуаров, обочин, автопавильонов, выполнения текущего ремонта покрытия дорог, установку дорожных знаков, ограждений, сигнальных столбиков, а также замену, при необходимости, элементов обустройства автомобильных дорог и искусственных сооружений. Недостаточное финансирование работ по выполнению текущего ремонта автомобильных дорог в условиях постоянного увеличения интенсивности дорожного движения и роста парка транспортных средств приводит к необходимости проведения капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог.
Автомобильные дороги Нижегородской области соединяют населенные пункты, муниципальные районы Нижегородской области и проходят по их территориям. Для улучшения условий транспортного сообщения в регионе необходимо строительство обходов населенных пунктов, обеспечение подъезда к важнейшим транспортным узлам, железнодорожным станциям и другим объектам транспортной инфраструктуры. Одной из основных задач для развития дорожной сети Нижегородской области является обеспечение населенных пунктов региона автодорогами с твердым покрытием. При этом в приоритетном порядке обеспечиваются подъездами населенные пункты с численностью жителей не менее 125 человек.
Несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог на территории Нижегородской области растущим потребностям в транспортных сообщениях приводит к снижению скоростей движения транспортных потоков, простоям в автомобильных заторах и значительным потерям времени участниками дорожного движения. Рост количества транспортных средств и увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приводит к повышению интенсивности движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения.
Для разрешения существующих проблем разработана настоящая Программа, которая направлена на комплексное решение проблем и улучшение состояния существующей дорожной сети региона. Реализация программных мероприятий позволит продолжить работу по развитию автомобильных дорог Нижегородской области и обеспечить бесперебойное функционирование дорожного хозяйства области. Увеличение пропускной способности автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также улучшение условий движения автотранспорта позволят снизить уровень аварийности и повысить безопасность дорожного движения.
Комплекс программных мероприятий сформирован в виде двух подпрограмм:
1) "Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, а также ремонт дворовых территорий многоквартирных домов Нижегородской области до 2016 года" (приложение 1 к Программе);
2) "Развитие транспортной инфраструктуры Нижегородской области до 2016 года" (приложение 2 к Программе).