Действующий

Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Развитие здравоохранения Нижегородской области" (с изменениями на 31 декабря 2023 года)



1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Нижегородской области в сфере здравоохранения <1>


________________


<1> На основе оперативных данных Росстата.


Приоритеты развития, стратегические задачи и принципы государственной политики в сфере здравоохранения определены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и реализуются в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, национального проекта "Здравоохранение", а также перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2035 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.


Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889, определяет увеличение продолжительности жизни и укрепление здоровья граждан за счет обеспечения качественной и доступной системой здравоохранения и развития профилактики одной из стратегических целей.


Характеристика текущего состояния сферы реализации настоящей государственной программы Нижегородской области определяется в первую очередь показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении и показателями смертности населения.


Ожидаемая продолжительность жизни при рождении населения Нижегородской области в период с 2013 по 2022 год выросла с 69,42 года до 71,49 года.


Значительное влияние на относительно небольшой рост ожидаемой продолжительности жизни оказала пандемия новой коронавирусной инфекции в 2020 - 2021 годах. За данный период из-за высокого уровня смертности ожидаемая продолжительность жизни снизилась на 3,4 года (в 2019 году - 72,32 года, в 2020 году - 70,30 года, в 2021 году - 68,93 года).


В настоящее время спад показателя ожидаемой продолжительности жизни преодолен. Уже по итогам 9 месяцев 2023 года ее величина составила 72,2 года.


В отношении показателей общей смертности в 2022 году также удалось выйти на уровень смертности 2013 года. По итогам 2022 года уровень общей смертности составил 15,5 случая на 1000 населения (по итогам 2013 года - 15,9 случая). Самая низкая за период реализации государственной программы смертность населения была зарегистрирована в 2017 году - 14,7 случая на 1000 населения, самая высокая - 19,9 случая в 2021 году.


Среди субъектов Российской Федерации Нижегородская область (далее также - область, регион) по показателю общей смертности в 2022 году занимает 65 место, среди 14 субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа - 12 место.


Традиционно отставание уровня общей смертности по Нижегородской области от среднероссийского значения: в 2013 году отставание составило 18,2%, в 2022 году - 16,8% (общая смертность по Российской Федерации (далее - РФ) за 2013 год - 13 промилле, за 2022 год - 12,9).


В структуре общей смертности в Нижегородской области наибольшую долю составляют сердечно-сосудистые заболевания - 52,9%, на втором месте находятся новообразования - 12%, на третьем - болезни нервной системы - 8,8%, на четвертом - коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19, - 6,5%, на пятом - болезни органов пищеварения - 6,2%, на шестом - внешние причины - 5,7%, на седьмом - болезни органов дыхания - 2,5%, на восьмом месте - болезни эндокринной системы - 1,6%, на девятом - симптомы, неточно обозначенные состояния - 1,15%, болезни мочеполовой системы составляют 0,8%, психические расстройства, инфекционные и паразитарные болезни - 0,7%.


Медицинская помощь населению Нижегородской области оказывается в 151 медицинской организации, подведомственной министерству здравоохранения Нижегородской области, а также федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Приволжский исследовательский медицинский университет" и федеральным государственным бюджетным учреждением "Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии" Минздрава России.


Развитие лечебной сети проводилось с учетом 3-уровневой системы организации медицинской помощи, включающей областные, федеральные медицинские организации.