ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2013 года № 94

О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 9 января 2007 года № 1



В целях приведения в соответствие с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 года № Пр-1490, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 9 января 2007 года № 1 "Об утверждении Концепции миграционной политики Нижегородской области на период до 2020 года" следующие изменения:

1.1. В наименовании постановления и пункте 1 слова "на период до 2020 года" заменить словами "на период до 2025 года".

1.2. Преамбулу постановления после слов "миграционных процессов в Российской Федерации" дополнить словами ", Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 года № Пр-1490".

1.3. В пункте 5 постановления слова "Г.А.Суворова" заменить словами "Д.В.Сватковского".

1.4. Концепцию миграционной политики Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.



Губернатор                                                              В.П.Шанцев


     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к постановлению Правительства
     Нижегородской области
     от 20 февраля 2013 года № 94


     "УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 9 января 2007 года № 1
     (в редакции постановления Правительства
     Нижегородской области
     от 20 февраля 2013 года № 94)

          

     КОНЦЕПЦИЯ
     МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
     НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


Концепция миграционной политики Нижегородской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 года № ПР-1490, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и концепцией демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 года № 201.     

Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Нижегородской области по регулированию миграционных процессов на территории области.

     I. Современное состояние и перспективы развития миграционных
     процессов Нижегородской области


Нижегородская область имеет выгодное географическое положение, благоприятные экологические и климатические условия. Она расположена на пересечении транспортных путей, имеет развитую промышленность и транспортную инфраструктуру.

На 1 января 2013 года в Нижегородской области проживает 3,41 миллиона жителей. Трудовые ресурсы составляют 63 процента от общей численности населения. Несмотря на то, что с 2006 года в области отмечаются положительные тенденции в процессах воспроизводства населения (рост рождаемости, снижение смертности, сокращение естественной убыли), численность населения за период 2002-2012 годы сократилась на 213,4 тысячи человек. Специфика миграционных процессов в Нижегородской области состоит в том, что сальдо миграции, являясь положительным, не обеспечивает заметной компенсации убыли населения. В 2011 году оно составило 6979 человек, за 10 месяцев 2012 года - 6474 человека и лишь на 40 процентов компенсировало естественную убыль населения.

     Таблица 1
     (тысяч человек)

Годы

Естественная убыль (прирост) населения

Миграционный прирост населения

Абсолютная убыль (прирост) населения

2010

-22960

3723

-19237

2011

-17680-

6979

-10701

10 месяцев 2012

-11257

6474

-4783


На фоне продолжающего процесса урбанизации регионов Приволжского федерального округа в 2011 году в области имел место механический прирост сельского населения. Сальдо миграции в сельской местности составило 1,8 тысяч человек. Данная тенденция сохраняется и в 2012 году. В межрегиональном потоке, несмотря на близость Москвы, отмечается ежегодный миграционный прирост, в размере 2,5-3 тысячи человек.

Международный миграционный прирост, в основном из ближнего зарубежья, составляет 3-4 тысячи человек в год. В составе внешних мигрантов лица трудоспособного возраста составляют более 80 процентов, из них 64 процента - мужчины.

     Таблица 2

2010 год

2011 год

10 месяцев 2012 года

Миграционные потоки

Прибывшие

Выбывшие

Миграционный прирост

Прибывшие

Выбывшие

Миграционный прирост

Прибывшие

Выбывшие

Миграционный прирост

Всего, в том числе:

34131

30408

3723

61621

54642

6979

62197

55723

6474

Внутриобластная

19273

19273

0

38055

38055

0

38138

38138

0

Потоки внешней миграции:

14858

11135

3723

23566

16587

6979

24059

17585

6474

межрегиональная

9868

10692

-824

18734

15844

2890

19633

16363

3270

со странами СНГ и Балтии

4120

324

3796

4171

466

3705

4146

790

3356

другие зарубежные страны

870

119

751

661

277

384

280

432

-152


Рост положительного сальдо миграции в 2011-2012 годах свидетельствует о том, что нижегородский рынок труда становится все более привлекательным для иностранцев.

По состоянию на 1 января 2013 года на территории Нижегородской области поставлены на миграционный учет 161378 иностранных граждан из более 100 государств ближнего и дальнего зарубежья, по разрешению на временное проживание находится 9774 человека. Квота на выдачу разрешений на временное проживание на 2012 год составила 3000 разрешений и была реализована на 95,1 процента.

С каждым годом увеличивается количество граждан и лиц без гражданства, проживающих по виду на жительство. По сравнению с 2011 годом число иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих, увеличилось на 1175 человек и составило 3364 человека.     

В 2012 году было выдано 10527 патентов на осуществление трудовой деятельности, трудоустроено 82 высококвалифицированных иностранных специалиста.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2012 году составила 21829 человек, реализована на 72,7 процента.

Совокупный вклад иностранной рабочей силы (далее - ИРС) в производство товаров и услуг по всем видам экономической деятельности в 2011 году составил 13754,23 млн. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 10,75 процента. Совокупные расходы, связанные с привлечением и использованием ИРС, уменьшились по сравнению с 2010 годом на 1,5 процента и равнялись 46794,96 тысяч рублей, что составило 28 процентов от объема НДФЛ, полученного с фонда заработной платы, выплаченной ИРС.

Соотношение числа выданных иностранным гражданам разрешений на работу и полученных от работодателей уведомлений увеличивается с каждым годом. В 2011, 2012 годах оно достигло 99 процентов. Количество незаконно занятых иностранных граждан колеблется в пределах 20-30 процентов от общей численности иностранных граждан, поставленных на миграционный учет.

Однако мигранты, пребывающие сегодня в регион, по сравнению с их предшественниками, обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Нижегородскую область становится одним из источников увеличения численности населения области, а привлечение востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных кадров является необходимостью для ее поступательного развития.

Сегодня одной из мер восполнения численности населения области является областная целевая программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию (Нижегородскую область) соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2009 года № 668 (далее - Программа).

Реализация Программы фактически началась с января 2010 года четырьмя территориями вселения "Богородск", "Бор", "Выкса" и "Первомайск". За период 2010-2012 годы планировалось переселить 536 участников Программы. По полученным из управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области 862 анкетам соотечественников, было согласовано к переезду 644, получили свидетельства участника Программы 566 человек, переехало 539 семей или 1078 соотечественников, гражданами Российской Федерации стали 738 соотечественников.

Реализация Программы позволила компенсировать естественную убыль населения в территориях вселения "Бор" и "Богородск" и частично компенсировать дефицит квалифицированных кадров, особенно в бюджетной сфере.

В настоящее время 8 высших учебных заведений и школ Нижегородской области:

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского",

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина",

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный лингвистический университет им.Н.А.Добролюбова",

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева",

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет",

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородская государственная медицинская академия",

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородская государственная консерватория им.М.И.Глинки",

- федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Высшая школа экономики"

приглашают с целью обучения 1600 иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Отсутствие должной инфраструктуры: межвузовского общежития, студенческой поликлиники, специализированного агентства по временному трудоустройству студентов в период обучения и работы по специальности на старших курсах снижает миграционный потенциал нижегородской системы образования.

Прогноз демографического развития миграционных процессов Нижегородской области на период до 2025 года показывает, что, несмотря на снижение темпов сокращения численности населения, темпы снижения численности трудовых ресурсов остаются постоянными, что связано с процессом старения населения и увеличением его среднего возраста.

В данной ситуации остается значимым сохранение и некоторое увеличение существующего миграционного прироста.

     Таблица 3

Демографический показатель

Годы

2012

2015

2025

Коэффициент миграционного прироста на 10000 чел. населения

21,0

21,1

21,2

     
II. Цели, принципы, задачи и приоритеты миграционной
политики Нижегородской области


1. Основной целью регулирования миграционных процессов Нижегородской области является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития области, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Нижегородской области, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.

Индикаторами достижения цели являются показатели численности населения, дефицита трудовых ресурсов, доля нелегальной миграции.

2. Основные принципы миграционной политики в Нижегородской области:

а) исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и международных обязательств в области миграции;

б) защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;

в) недопустимость любых форм дискриминации российских граждан;

г) защита рынка труда Нижегородской области;

д) обеспечение общественной безопасности на территории Нижегородской области;

е) соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по признаку расы, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям;

ж) дифференцированный подход к решению проблем различных категорий мигрантов, приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных переселенцев и соотечественников, содействие и стимулирование добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, и создание оптимальных условий для самообеспечения мигрантов;

з) взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области с различными институтами гражданского общества. Открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в рамках реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;

и) развитие сотрудничества Нижегородской области с республиками бывшего СССР по регулированию миграционных процессов.

3. Основные задачи миграционной политики в Нижегородской области:

а) миграционное замещение естественной убыли коренного населения за счет привлечения на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом;

б) создание условий и стимулов для переселения в Нижегородскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

в) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

г) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»