ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2020 года N 661-П


О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 9 июня 2016 года N 211-П


Правительство Республики Карелия

постановляет:

Внести в государственную программу Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия", утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 9 июня 2016 года N 211-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2016, N 6, ст. 1254; 2017, N 5, ст. 898; 2018, N 1, ст. 73; N 5, ст. 1037; N 10, ст. 2077; 2019, N 1, ст. 63; N 7, ст. 1552; N 11, ст. 2518; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 8 августа 2020 года, N 1000202008060003), изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением
Правительства Республики Карелия
от 9 июня 2016 года N 211-П


Государственная программа Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия"

Паспорт государственной программы Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия"

Наименование Программы

"Доступная среда в Республике Карелия"

Ответственный исполнитель Программы

Министерство социальной защиты Республики Карелия (далее - Минсоцзащиты Республики Карелия)

Соисполнители Программы

Министерство образования Республики Карелия;

Министерство здравоохранения Республики Карелия;

Министерство культуры Республики Карелия;

Министерство спорта Республики Карелия;

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия;

Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия;

Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия;

Управление труда и занятости Республики Карелия

Подпрограммы Программы

подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

подпрограмма 2 "Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов"

Цель Программы

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни

Задачи Программы

реализация мероприятий по обеспечению равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН);

реализация мероприятий по обеспечению равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству

Целевые индикаторы и показатели Программы

1) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

3) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) (взрослые);

4) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в ИПРА (дети);

5) доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста

Сроки реализации Программы

2016-2025 годы, этапы не выделяются

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования реализации государственной программы "Доступная среда в Республике Карелия" (далее - Программа) составляет 211 846,29 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 44 541,83 тыс. рублей;

в 2017 году - 41 491,00 тыс. рублей;

в 2018 году - 34 868,36 тыс. рублей;

в 2019 году - 18 516,00 тыс. рублей;

в 2020 году - 17 104,90 тыс. рублей;

в 2021 году - 23 411,50 тыс. рублей;

в 2022 году - 7 408,00 тыс. рублей;

в 2023 году - 24 504,70 тыс. рублей;

в 2024 году - 0,00 тыс. рублей;

в 2025 году - 0,00 тыс. рублей;

объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, - 47 848,60 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 9 528,40 тыс. рублей;

в 2017 году - 5 396,30 тыс. рублей;

в 2018 году - 15 998,20 тыс. рублей;

в 2019 году - 0,00 тыс. рублей;

в 2020 году - 0,00 тыс. рублей;

в 2021 году - 0,00 тыс. рублей;

в 2022 году - 0,00 тыс. рублей;

в 2023 году - 16 925,70 тыс. рублей;

в 2024 году - 0,00 тыс. рублей;

в 2025 году - 0,00 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, - 89 122,10 тыс. рублей, из них:
в 2016 году - 15 519,30 тыс. рублей;
в 2017 году - 25 554,40 тыс. рублей;
в 2018 году - 11 765,00 тыс. рублей;
в 2019 году - 10 594,60 тыс. рублей;
в 2020 году - 9 845,40 тыс. рублей;
в 2021 году - 15 843,40 тыс. рублей;
в 2022 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2023 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2024 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2025 году - 0,00 тыс. рублей;
объем средств бюджета Республики Карелия - 74 875,59 тыс. рублей, из них:
в 2016 году - 19 494,13 тыс. рублей;
в 2017 году - 10 540,30 тыс. рублей;
в 2018 году - 7 105,16 тыс. рублей;
в 2019 году - 7 921,40 тыс. рублей;
в 2020 году - 7 259,50 тыс. рублей;
в 2021 году - 7 568,10 тыс. рублей;
в 2022 году - 7 408,00 тыс. рублей;
в 2023 году - 7 579,00 тыс. рублей;
в 2024 году - 0,00 тыс. рублей;
в 2025 году - 0,00 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

1) увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов до 67,3%;
2) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов до 53,3%;
3) увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в ИПРА (взрослые), до 74,9%;
4) увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в ИПРА (дети), до 76,8%;
5) увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста до 47%


I. Общая характеристика сферы реализации Программы


Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях входят в число важнейших задач общества. Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция о правах инвалидов), которая определяет принципы построения политики государства в отношении инвалидов.

В рамках реализации положений Конвенции о правах инвалидов постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда".

Актуальность решения проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Карелия обусловлена их масштабностью. Из 614 тыс. человек, проживающих в регионе, по состоянию на 1 января 2020 года имеют инвалидность 61,7 тыс. человек (в том числе 2,5 тыс. детей-инвалидов), что составляет около 10% всего населения региона.

В групповой структуре первичной инвалидности в 2019 году инвалиды третьей группы составили 35,5%, инвалиды второй группы - 38,7%, удельный вес инвалидов первой группы составляет 25,8%.

В Республике Карелия по состоянию на 1 января 2020 года насчитывалось 3413 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления), 2038 инвалидов с дефектами органов зрения (25 инвалидов используют собак-поводырей), 3004 инвалида по слуху.

В 2019 году разработано 10 937 ИПРА, в том числе на детей - 1272.

В 2019 году показатель полной реабилитации взрослого населения составил 2,2%, частичной реабилитации взрослого населения - 6,2%, суммарный показатель реабилитации - 6%.

В положениях Конвенции о правах инвалидов отражена необходимость принятия надлежащих мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни, транспорту, информации и связи, другим объектам и услугам, открытым для населения или предоставляемым ему наравне с другими гражданами, а также эффективных и надлежащих мер к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.

Меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, ограничивающих доступность среды жизнедеятельности, должны распространяться в частности:

на здания, дороги, транспорт и другие объекты;

на социальные программы и услуги, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов;

на информационные, коммуникационные и другие службы.

Доступность среды жизнедеятельности зависит от степени доступа к ней следующих групп населения:

люди с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления);

люди с нарушением функции органов зрения, в том числе использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников;

люди с нарушением функции органов слуха и речи;

люди со сниженными ментальными возможностями, в том числе дети-инвалиды;

МГН: престарелые люди, маленькие дети, люди с грудными детьми в колясках, граждане с временным расстройством здоровья и другие лица.

Меры, включающие наделение инвалидов возможностью для достижения максимальной независимости в обществе, должны распространяться на укрепление и расширение комплексных абилитационных и реабилитационных услуг и программ, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания.

Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены полномочия и ответственность органов власти и организаций независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам и услугам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Целесообразность решения проблем создания в Республике Карелия доступной среды для инвалидов и других МГН в рамках программно-целевого метода определяется несколькими факторами:

1. Масштабность и высокая социально-экономическая значимость проблемы.

В создании на территории Республики Карелия доступной среды жизнедеятельности заинтересованы не только инвалиды, но и другие МГН. Решение проблемы предполагает модернизацию или дооборудование большого количества объектов социальной и транспортной инфраструктуры;

2. Комплексность и межведомственный характер проблемы.

С учетом обозначенных вопросов возникает необходимость продолжить реализацию на территории Республики Карелия комплекса мероприятий, объединенных по целям, срокам реализации, исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов с использованием программно-целевого метода как наиболее целесообразного в решении задач по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и услуг;

3. Длительные сроки решения проблемы.

Проблема может быть решена в течение ряда лет путем реализации объединенных по целям мероприятий, в отношении которых должны осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиций достижения целевых индикаторов и показателей, а также эффективности использования финансовых ресурсов.

Также важным направлением Конвенции о правах инвалидов является достижение максимально возможной независимости инвалидов. С этой целью необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг, включающих вопросы медицинского, социального характера, образования и трудоустройства, с учетом потребности инвалидов и категории инвалидности.

В целях профилактики инвалидности необходимо формировать систему комплексной реабилитации и абилитации с учетом мероприятий для людей, еще не признанных инвалидами, но имеющих ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания, травмы, возраста, включая систему ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ментальными нарушениями, а также систему раннего вмешательства для детей, перенесших тяжелые состояния перинатального периода либо тяжелые травмы.

Для применения инновационных методик по реабилитации и абилитации инвалидов необходимо обучить специалистов, обеспечивающих осуществление реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Также необходимо дооснащение организаций, оказывающих реабилитационные услуги, новым качественным оборудованием.

Вместе с тем для комплексного и системного подхода при реализации ИПРА инвалида, в том числе ребенка-инвалида, необходимо сформировать более тесное межведомственное взаимодействие при проведении мероприятий по реабилитации и абилитации; разработать и поддерживать в актуальном состоянии нормативную правовую базу, определяющую требования к развитию системы взаимодействия органов государственной власти и организаций, реализующих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; развивать информационное сопровождение процессов реабилитации и абилитации; создать систему электронного межведомственного взаимодействия между организациями, осуществляющими реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов, включенных в систему комплексной реабилитации (абилитации); разработать единую систему оценки результативности и эффективности реабилитационных мероприятий; активно подключать в реабилитационный процесс не только инвалида, но и членов его семьи; разработать алгоритм выявления потребностей инвалида, в том числе детей-инвалидов и межведомственный обмен данными.

Комплексный и системный подход к реабилитации и абилитации формируется с учетом совокупности взаимоувязанных мероприятий, охватывающих основные направления реабилитации и абилитации инвалидов, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Эффективность и полноценность данного процесса возможны только при тесном сотрудничестве занятых в этой области исполнительных органов государственной власти Республики Карелия и организаций.

Формирование доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.

Программа определяет цели, задачи и направления по повышению уровня доступности и предоставляемых услуг для инвалидов объектов, их обеспеченности реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости.

При разработке Программы учитывалась следующие нормативные правовые акты:

Конвенция о правах инвалидов;

федеральные законы:
     
     от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
;

от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

указы Президента Российской Федерации:
     
     от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
;

от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";

Концепция создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1506-р;

приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 1705н "О Порядке организации медицинской реабилитации";

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 899р-П.

II. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели Программы


Цель Программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Для достижения поставленной цели требуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:

реализация мероприятий по обеспечению равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

реализация мероприятий по обеспечению равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству.

Для оценки эффективности реализации Программы в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые индикаторы и показатели:

доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в ИПРА (взрослые);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»