ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 24 ноября 2021 года N 574-пр



О внесении изменений в постановление Правительства
 Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр
"Об утверждении Стратегии социально-экономического
 развития Хабаровского края на период до 2030 года"



В целях поддержания в актуальном состоянии документов стратегического планирования Хабаровского края Правительство края

постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года", исключив в пункте 7 слова "по экономическим вопросам".

2. Внести в Стратегию социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, следующие изменения:

1) абзац четвертый введения изложить в следующей редакции:

"Стратегия развития края отражает специфику региона и направлена на реализацию его основных конкурентных преимуществ. Одновременно с этим Хабаровский край является частью единого экономического пространства Российской Федерации, вследствие чего Стратегия развития края разработана с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока", от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13, Климатической доктрине Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 861-рп, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 1930-р, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. 2094-р, Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р, а также в других федеральных документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания, в том числе по отраслевому принципу.";

2) в разделе 1:

а) в подразделе 1.1:

- абзац восьмой подраздела 1.1.2 после слов "Дальнего Востока" дополнить словами "Российской Федерации";

- абзац пятьдесят четвертый подраздела 1.1.4 дополнить словами «, автономная некоммерческая организация "Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края"»;

б) абзац двадцать восьмой подраздела 1.2.1 подраздела 1.2 изложить в следующей редакции:

"В Хабаровском крае ведется переход на новую экономическую модель роста, которая включает в себя в том числе формирование и развитие территорий опережающего социально-экономического развития (далее также - ТОСЭР), режим свободного порта Владивосток (далее также - СПВ), реализацию Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон о дальневосточном гектаре).";

3) в разделе 2:

а) подраздел 2.1 изложить в следующей редакции:

"2.1. Приоритеты, цели и задачи развития Хабаровского края

Стратегия развития края исходит из принципа обеспечения приоритета прав и свобод человека и гражданина, основывается на создании для населения Хабаровского края достойных условий жизни, заботе о старших поколениях и молодежи, способствует развитию как русской культуры, так и культуры всех населяющих Хабаровский край народов и народностей, направлена на поддержку и стимулирование развития предпринимательства через установление соответствующих приоритетов в экономической и финансовой политике с учетом построения эффективной системы краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, высшей ценностью для Стратегии развития края является Человек, а создание благоприятных условий для его развития - ее ключевой приоритет. При этом человеческий капитал стал основой современной экономики, а мерой успешности развития региона является качество жизни его населения и эффективность функционирования человеческого капитала.

Этим обусловлена общая нацеленность Стратегии развития края на достижение наибольшего успеха по следующим трем направлениям:

1) формирование и накопление человеческого капитала, создание комфортного пространства для жизни и развития человеческого капитала;

2) эффективная пространственная организация;

3) обеспечение опережающего экономического развития, модернизация экономических отношений и общественных институтов.

Миссия Хабаровского края заключается в повышении привлекательности Дальнего Востока России для человека и бизнеса, его индустриализации и выводе на ключевое место в мировых трансграничных потоках.

Характеристиками моделирования успеха региона согласно апробированному мировому и отечественному опыту являются:

1) высокое качество человеческого капитала:

- комфортная среда проживания, комфортная коммунальная инфраструктура;

- доступная и качественная медицинская помощь;

- мировой уровень образования и культурной жизни;

- наличие высокообразованного, креативного, предприимчивого населения;

- высокий уровень правосознания;

2) эффективные институты:

- эффективная система регулирования миграционных потоков;

- низкие барьеры для предпринимательского старта, инвестирования, карьерного роста;

- наличие стимулов и эффективной поддержки талантливых специалистов, лидеров в области гражданского общества, науки, культуры;

- мониторинг угроз в сфере профилактики правонарушений;

3) высокий уровень разнообразия:

- диверсифицированная экономика;

- высокая доля малого предпринимательства;

- сочетание различных по размерам мест поселения, высокий уровень урбанизации;

4) высокая степень открытости региона:

- поддержание активных и разнообразных внешних взаимосвязей;

- доступность международных связей (наличие международного транспортного сообщения);

- наличие и известность регионального бренда;

5) высокая степень связности пространства региона.

Сочетание данного набора характеристик, приоритетов и целей развития Российской Федерации, миссии Хабаровского края и системной оценки проблем и рисков развития края определяют генеральную цель социально-экономического развития края на период до 2030 года - превращение Хабаровского края в центральный полюс роста Дальнего Востока, лидирующий в области взаимообусловленного роста человеческого капитала, инновационной экономики, пространственной организации и международной кооперации.

Генеральная цель декомпозируется на четыре стратегические цели:

1) накопление человеческого капитала на основе формирования нового качества жизни (комфортная социальная среда);

2) создание комфортного пространства для жизни и экономической деятельности;

3) рост конкурентоспособности на основе новой индустриализации, модернизации и инноваций;

4) создание и модернизация институтов, стимулирующих развитие инновационноемкой, инвестиционно активной экономики и предпринимательской среды.

Реализация стратегических целей конкретизируется в выполнении следующих ключевых задач:

1) формирование нового качества жизни, что фактически означает переход к новому качеству социальной политики, основным элементом которой является (помимо традиционной борьбы с бедностью и поддержки наиболее незащищенных групп населения) более полный учет интересов креативных слоев населения, способных реализовать потенциал инновационного развития, быть основой предпринимательского типа поведения. Следовательно, должны преследоваться более высокие стандарты социальной организации, коммунальной и социальной инфраструктуры, образования, культуры, здравоохранения, спорта и правопорядка. Без этого невозможно будет мобилизовать в интересах развития края главнейшее наряду с природными ресурсами преимущество Хабаровского края - человеческий капитал;

2) создание благоприятной, поощряющей инициативу, среды для жизни и развития человека, особенно для наиболее активной, творческой, предприимчивой части населения, что подразумевает ускоренное формирование среднего класса, переключение акцента в инвестициях в пользу человеческого капитала, рост реальных доходов населения и на этой основе увеличение степеней свободы экономического поведения резидентов края. Это предполагает в первую очередь нивелирование сложившегося уровня отставания социальных стандартов в крае от среднего уровня для западных регионов страны;

3) осуществление модернизации экономической структуры и экономического поведения экономических агентов, реализация идеи новой индустриализации, под которой понимается стимулирование создания в крае промышленной структуры, опирающейся на ключевые комплексы-драйверы роста, к которым относятся как традиционные, но технологически обновленные и конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках сектора, так и новые наукоемкие виды деятельности, основанные на эффективной конкуренции, гибкой предпринимательской среде:

- комплекс ресурсных отраслей;

- обрабатывающая промышленность;

- инфраструктурный комплекс;

- аграрно-промышленный комплекс;

- сервисный сектор (инжиниринг, торговля, телекоммуникации, туризм, недвижимость, управление, финансовые услуги);

4) реализация эффективной модели пространственной организации экономики на основе формирования пространственных полюсов (центров) развития края, характеризующихся специфической специализацией. На территории края целесообразно концентрировать ресурсы и фокусировать экономическую политику на завершении формирования, стимулировании агломерационных и мультипликативных эффектов в пяти полюсах (центрах) развития края:

- Южный приграничный полюс, включающий в себя Хабаровскую агломерацию, специализирующийся на формировании кластера высокотехнологичных производств и сервисов, основанных на малых гибких технологически продвинутых производствах, а также на создании аграрно-индустриальной зоны, опирающейся на промышленный потенциал и концентрированный рынок сбыта продукции. Формирование и развитие такой индустриально-аграрной агломерации может опираться на интеграционное взаимодействие с приграничными китайскими регионами и восточной частью Еврейской автономной области;

- Средне-Амурский полюс (агломерация Комсомольск-на-Амуре - Амурск - Солнечный), имеющий необходимые условия и потенциал для формирования кластера высокотехнологичных производств в области обрабатывающей промышленности (авиастроение, судостроение, металлургия, общее машиностроение, нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка) и инжиниринга, а также предпосылки для формирования следующих кластеров: туристического, агропромышленного, производства строительных материалов, IT;

- Южно-Охотский полюс (включает Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел), специализирующийся на оказании транспортно-логистических услуг и промышленной переработке ресурсов и транзитных грузов;

- Николаевский центр развития (экономическое ядро - г. Николаевск-на-Амуре), который предполагает создание и развитие транспортно-логистического центра, ориентированного на обслуживание населенных пунктов Охотоморского побережья, развитие комплексной переработки древесины и рыбопереработки;

- Верхнебуреинский центр развития (экономическое ядро - моно-профильное поселение "Рабочий поселок Чегдомын"), который предполагает создание и развитие промышленной зоны для размещения производственных объектов и обеспечение транспортной доступности;

5) развитие инфраструктурного каркаса, обеспечивающего в том числе взаимодействие пяти полюсов (центров) развития края и реализующего их мультипликативный потенциал. Энергетическая инфраструктура в целом по краю достаточно сбалансирована и нуждается в перспективе, во-первых, в поддержании общего баланса спроса и предложения энергетических ресурсов и продукции, а во-вторых, в преодолении дисбалансов в отдельных районах, особенно в случае их возникновения в вышеприведенных полюсах роста. Наиболее важное значение имеет развитие транспортной инфраструктуры и транспортной доступности, то есть существенное наращивание уровня связности экономического пространства. Концептуально важным является создание скоростного транспортного каркаса в пределах Южного приграничного полюса и по оси Южный приграничный полюс - Средне-Амурский полюс, а также формирование транспортной сети, включающей элементы наземного, воздушного и водного транспорта, обеспечивающей надежную и комфортную транспортную доступность для грузов и пассажиров на всей территории края;

6) использование преимуществ выгодного экономико-географического положения и устойчивых трансграничных взаимодействий в целях интеграции как в систему мирохозяйственных связей и международного разделения труда, так и во внутристрановые производственно-сбытовые цепочки;

7) выращивание и имплантирование в крае современных и адекватных задачам реализации целей социально-экономического развития экономических и общественных институтов, способствующих формированию комфортного предпринимательского климата, в частности, созданию условий для реализации эффективного партнерства частного и государственного секторов экономики, общества и государства, общества и бизнеса, гарантирующих выдерживание социальных и экономических приоритетов при распределении ресурсов и их использовании для решения конкретных инвестиционных и функциональных задач;

8) повышение эффективности системы профилактики правонарушений, отвечающей современным стандартам и формирующей высокий уровень правосознания. Необходима реализация мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. Социально-экономические и географические особенности региона предполагают сосредоточить основные усилия органов и учреждений системы профилактики на:

- развитии деятельности по вовлечению населения в охрану общественного порядка;

- противодействии распространению наркомании;

- социальной реабилитации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях;

- предупреждении возникновения терроризма, экстремизма;

- противодействии коррупционным проявлениям;

- выводе из незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

- развитии технических средств обеспечения безопасности граждан;

- ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы;

- устранении причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и иных антиобщественных действий;

9) реализация комплекса мер по созданию благоприятной регуляторной среды, снижению административной нагрузки и совершенствованию механизмов стимулирования экспортной деятельности;

10) достижение высокой степени цифровой зрелости основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления для оказания качественных государственных услуг населению и бизнесу, формирования качественной и безопасной среды для жизни и развития, обеспечения доступности и качества образования, здравоохранения и социальной поддержки, трансформация текущей архитектуры электронного правительства, обеспечивающей совместное использование цифровых сервисов органами власти и органами местного самоуправления, предоставление сервисов платформы цифрового правительства гражданам и бизнесу для взаимодействия друг с другом;

11) реализация комплекса мер по адаптации к изменениям климата для снижения потерь и использования выгод, связанных с наблюдаемыми и будущими изменениями климата, в том числе в рамках регионального плана адаптации к изменениям климата.

Согласование с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации

Приоритеты и цели социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года согласуются с приоритетами и целями развития Российской Федерации, сформулированными в документах стратегического планирования федерального уровня.

Стратегические приоритеты развития Российской Федерации определены и уточнены в части задач и подходов к их решению в следующих основополагающих документах:

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее также - Указ N 204);

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее также - Указ N 474);

- послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (далее - Послания Президента Российской Федерации);

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»