КОМИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА, ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 декабря 2015 года N 2
Об утверждении Основных направлений развития
потребительского рынка в Хабаровском крае на 2016-2020 годы
В целях создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения Хабаровского края в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания, повышения их качества, а также обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и хозяйствующих субъектов по решению задач в области развития потребительского рынка Хабаровского края, с учетом ориентиров социально-экономического развития Хабаровского края, заданных Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, Основными направлениями деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденными распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп, а также задач, определенных Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 2733:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления развития потребительского рынка в Хабаровском крае на 2016-2020 годы (далее - Основные направления).
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на и.о. заместителя председателя комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края Сорока А.Н.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития потребительского рынка в Хабаровском крае
на 2016-2020 годы
1.1. Краткая характеристика и структура потребительского рынка Хабаровского края
Современное состояние потребительского рынка в Хабаровском крае характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, высоким уровнем насыщенности товарами и услугами, развитой сетью предприятий потребительского рынка.
Потребительский рынок является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 76,0 процентов всех денежных расходов населения Хабаровского края. Создание условий для эффективного развития этой сферы, совершенствование механизма ее регулирования являются важнейшими составляющими экономической политики Хабаровского края (далее также - края).
Вид деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" (далее - отрасль) формирует более 14,0 процентов валового регионального продукта и стоит на 2 месте после вида деятельности "Транспорт и связь".
В сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения края осуществляют деятельность 31,9 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей. В отрасли занято свыше 150 тыс. человек (по полному кругу организаций и индивидуальных предпринимателей), что составляет более 20 процентов от общей численности занятых в экономике края.
Отрасль наиболее привлекательна для малого бизнеса. Из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства 43,5 процента работает на потребительском рынке края.
Доля налоговых поступлений в бюджет края от предприятий потребительского рынка в 2014 г. составила 8,5 процента и за период с 2010 г. выросла на 0,3 процентных пункта. За 2014 г. перечислено налогов в бюджет края 5,5 млрд. рублей, или 109,1 процента к уровню 2013 г. На одного работающего уплачено 85,0 тыс. рублей налогов, что больше уровня 2010 г. на 25,9 процента. В 2015 г. ожидается рост поступлений на 9,2 процента по сравнению с 2014 г.
Потребительский рынок характеризуется высокой инвестиционной активностью, ежегодно в отрасль вкладывается более 1 млрд. рублей инвестиций, 99 процентов данного сектора экономики находится в частной собственности.
В целях развития отраслевой инфраструктуры средства направляются на строительство и реконструкцию объектов, перепрофилирование действующих предприятий с учетом спроса населения, оснащение их современным оборудованием, внедрение новых прогрессивных технологий. Предприятия выходят на уровень, соответствующий европейским стандартам по уровню обслуживания, насыщению рынка качественными товарами и услугами.
Инфраструктура потребительского рынка края представлена 11,2 тыс. объектами розничной торговли, 7 розничными рынками на 853 торговых места, 79 ярмарками на 4 844 торговых места, 30 оптово-розничными базами, 2,5 тыс. предприятий бытового обслуживания населения, 1,6 тыс. предприятий общественного питания.
Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в крае осуществляют 1,5 тыс. организаций в 2 650 объектах торговли и общественного питания.
В настоящее время подготовку кадров для предприятий потребительского рынка осуществляют 16 профессиональных образовательных учреждений, в том числе 14 учреждений среднего, начального профессионального образования и 2 учреждения высшего профессионального образования.
1.1.1. Розничная и оптовая торговля
В 2014 г. по сравнению с 2010 г. оборот розничной торговли увеличился на 24,9 процента в сопоставимых ценах, продажа товаров на душу населения выросла на 25,6 процента.
Динамика оборота розничной торговли
Наименование показателей | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год (ожидаемое) |
Оборот розничной торговли, млн. руб. | 144 975,1 | 167 132,3 | 184 692,2 | 210 413,5 | 239 263,0 | 286 060,0 |
в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах | 106,2 | 106,4 | 104,9 | 106,5 | 105,1 | 100,1 |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. | 107,7 | 124, 5 | 137,6 | 156,9 | 178,7 | 214,1 |
в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах | 106,5 | 106,7 | 104,9 | 106,6 | 105,3 | 100,3 |
Оборот розничной торговли по итогам 2014 года составил 239,3 млрд. рублей, или 105,1 процента к уровню 2013 года в сопоставимых ценах (по России - 102,7 процента, ДФО - 105,1 процента).
По состоянию на 01 января 2015 г. услуги торговли в крае оказывают 7 595 предприятий стационарной розничной торговли с торговой площадью 907,9 тыс. кв. метров. За период 2010 - 2014 годов количество предприятий розничной торговли в крае увеличилось на 577 единиц, или на 8,2 процента, прирост торговых площадей составил 188,2 тыс. кв. метров.
Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей по краю составляет 676,5 кв. метров, что превышает установленный в крае минимальный норматив на 210,5 кв. метров. За период с 2010 по 2014 год обеспеченность торговыми площадями увеличилась на 140,7 кв. метров на 1 тыс. жителей, или на 26,3 процента.
В розничной торговле факторами, обеспечивающими рост объемов оборота, являются гибкая ценовая политика, оптимизация ассортимента реализуемых товаров за счет развития новых форм торговли.
Структура розничных каналов продаж продолжает меняться в сторону современных форматов торговли. Наблюдается сокращение количества магазинов с традиционной формой обслуживания при расширении сети предприятий, осуществляющих реализацию товаров по методу самообслуживания, а также с организацией кулинарного и хлебопекарного производства. Количество магазинов, работающих по методу самообслуживания, по сравнению с 2010 годом увеличилось на 375 единиц, по состоянию на 01 января 2015 г. в крае работает 927 предприятий такого типа с торговой площадью 242,3 тыс. кв. метров.
Активно ведется строительство крупных торгово-развлекательных центров, гипер- и супермаркетов. С 2010 года введены в эксплуатацию торговые центры: "Магазины радости", "Южный парк", "Большой мебельный", "Подсолнух" в г. Хабаровске; "Выбор", "Посуда-Центр", "Азбука мебели, "Уровень" в г. Комсомольске-на-Амуре; "Арбуз", "Фаворит" в г. Николаевске-на-Амуре. Всего в крае работает 213 торговых центров площадью 347,0 тыс. кв. метров, с 2010 года торговая площадь приросла на 136,7 тыс. кв. метров.
Доля торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли по краю составляет 22 процента. Торговые сети представлены в основном региональными операторами: "Самбери", "Супер Гуд", "Пеликан", "Седьмая столица", "РазДва", "ЭНКА Техника", "Посуда-Центр", "Бубль Гум" в г. Хабаровске; "Десяточка", "Амба", "Bitte" в г. Комсомольске-на-Амуре. В 2014 - 2015 годах открылись торговые сети красноярской компании "Светофор" - 3 торговых объекта формата склад-магазин в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре, приморская сетевая компания открыла в г. Хабаровске супермаркет "Три кота". Федеральные торговые сети представлены в основном объектами по реализации товаров непродовольственной группы: "Эльдорадо", "Ile de Beaute", "Л'Этуаль", операторами сотовой связи.
В муниципальных районах края присутствуют розничные сети местного уровня. В Ванинском муниципальном районе - магазины сети "Океан", Бикинском - магазины "Ясень", Амурском - ООО "Шамкир", Ульчском - магазины ООО "Раста". Всего на территории края работает 1 388 предприятий сетевого формата.
Наряду с крупными объектами торговли развиваются магазины формата "у дома", по состоянию на 01 января 2015 г. их количество составило 3 834 объекта торговой площадью 194,4 тыс. кв. метров. В г. Хабаровске открыты 16 минимаркетов такого формата торговой сети "ёё", расширяется сеть магазинов "РазДва", которая насчитывает 38 объектов.
Обретает популярность дистанционная торговля через интернет-магазины, продажи по каталогам. Доля продаж через интернет в общем обороте розничной торговли составляет 0,8 процента.
В г. Хабаровске осуществляют продажу товаров через сеть интернет-магазины "ЭНКА техника", "Народная компания", "Контур-будущего", "Книжный мир", "Лунный свет", "В-Лазер", "ВЛ-Март", "Связной", "Сотовый мир", "Евросеть", "Мегафон" и другие. В 5 муниципальных районах края - Амурском, Ванинском, Вяземском, Советско-Гаванском, Ульчском открыли интернет-магазины 14 хозяйствующих субъектов. Развивается продажа товаров через автоматы (vending). В г. Хабаровске установлено около 250 автоматов в зданиях аэропорта, железнодорожного вокзала, учебных, оздоровительных, культурно-просветительных заведениях.
Развивается новый метод распространения эксклюзивной одежды через салоны "шоу-рум". Покупателям предоставляется возможность ознакомиться с образцами последних новинок рынка моды и оформить заказ на заинтересовавший товар.
За рассматриваемый период произошли преобразования в сфере рыночной торговли. В целях выполнения требований статьи 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" о переводе розничных рынков с 01 января 2013 г. из временных сооружений в капитальные здания управляющие рынками компании провели работу по строительству капитальных объектов. Реализация проектов осуществлялась за счет собственных средств компаний, привлечения инвесторов и кредитных ресурсов.
За период с января 2010 г. по октябрь 2015 г. в г. Хабаровске на рынках ЗАО "Али" построено 48 капитальных зданий на 3 470 торговых мест. В р.п. Переяславка района имени Лазо, на рынке ООО "Дальневосточник" возведено 5 павильонов на 80 торговых мест. В 2015 г. завершено строительство первой очереди универсального розничного рынка ООО "Центральный рынок" на 38 торговых мест в г. Советская Гавань, сдача второй очереди запланирована на IV квартал 2016 г. Всего с начала действия Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ на рынках края построено 70 капитальных зданий на 4 270 торговых мест. С 01 января 2013 г. количество розничных рынков в крае сократилось на 18 единиц, из них 4 рынка переведены в торговые центры, 14 преобразованы в ярмарки.
В настоящее время в крае осуществляют деятельность 7 розничных рынков на 853 торговых места, в том числе 414 торговых мест отведено для реализации сельскохозяйственной продукции. Объем продажи товаров на рынках и ярмарках в 2014 г. по сравнению с 2010 г. сократился на 49,4 процента в сопоставимых ценах. Доля продажи товаров на рынках в 2014 г. составила 3,3 процента в общем объеме оборота розничной торговли и по сравнению с 2010 г. сократилась на 4,8 процентных пункта.
Несмотря на то, что уровень обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. жителей превышает установленный в крае минимальный норматив, в крае существуют диспропорции в территориальном размещении инфраструктуры потребительского рынка, уровне обслуживания городского и сельского населения.
Обеспеченность торговыми площадями в отдельных сельских поселениях не достигает норматива. Отток населения из отдаленных районов края, низкая покупательская способность не мотивируют хозяйствующих субъектов к открытию объектов торговли в сельской местности. Недостаток торговых площадей существует в 67 поселениях большинства муниципальных районов края: Амурского, Аяно-Майского, Бикинского, Ванинского, Верхнебуреинского, Вяземского, Комсомольского, им. Лазо, Нанайского, Николаевского, Охотского, Советско-Гаванского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского и Хабаровского.
Оптовую торговлю в Хабаровском крае осуществляют более 300 крупных и 1 500 мелких оптовых операторов, 30 оптово-розничных баз с площадью складских помещений 194,2 тыс. кв. метров. Оборот оптовой торговли в 2014 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 70,2 процента в сопоставимых ценах и составил в 2014 г. 347,2 млрд. рублей. Консолидация в секторе низкая - оптовая торговля представлена значительным количеством относительно небольших компаний, работающих в основном в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре. В районах края оптовое звено представлено единичными мелкооптовыми операторами. В Хабаровском, им. Лазо, Нанайском, Солнечном, Ульчском, им. П.Осипенко, Охотском, Аяно-Майском, Тугуро-Чумиканском районах края оптовые предприятия отсутствуют, организации розничной торговли осуществляют закупки товаров на оптовых базах г. Хабаровска и г. Комсомольска-на-Амуре.
В связи с кризисными явлениями в экономике, введением в августе 2014 г. экономических санкций, в 2015 г. ожидается замедление темпов роста оборота розничной торговли, прирост составит 0,1 процента, что ниже, чем в 2014 г. на 5,0 процентных пункта. Структура оборота сместилась в сторону увеличения доли реализации пищевых продуктов с 56,4 процента в 2010 г. до 59,7 процента по состоянию на 01 октября 2015 г. В оптовом секторе ожидается снижение оборота на 14 процентов.
Минпромторгом России в декабре 2014 г. скорректированы направления стратегии развития торговли в Российской Федерации. Цели стратегии ориентированы на создание условий для развития многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности, в том числе малых и средних форматов торговли, нестационарной, ярмарочной, а также мобильной торговли. Данные цели стратегии являются приоритетными для развития торговли в Хабаровском крае, в соответствии с которыми в крае созданы условия для развития многоформатной торговли.
По состоянию на 01 января 2015 г. в крае осуществляют деятельность 3 614 нестационарных торговых объекта. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности" размещение объектов в муниципальных образованиях края осуществляется на основании схем размещения нестационарных торговых объектов. Для обеспечения открытости и доступности сведений о местах, предлагаемых к установке торговых объектов, схемы размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети "Интернет".
В целях создания условий для субъектов малого предпринимательства органами местного самоуправления края в 2015 г. проведена инвентаризация схем размещения нестационарных торговых объектов. В схемах дополнительно предусмотрены свободные места для установки 312 объектов в 2 городских округах и 11 муниципальных районах края. Организована работа по продлению правоустанавливающих документов на размещение объектов нестационарной торговли, срок действия которых истекает в 2015 году.
Одним из приоритетных вопросов развития торговли является импортозамещение, предприятия торговли проявляют повышенную заинтересованность в реализации продукции отечественных производителей и, в первую очередь, производителей Хабаровского края. Основной площадкой для реализации продукции сельхозтоваропроизводителей являются ярмарки и рынки.
В крае действует 79 ярмарок на 4 844 торговых места, в том числе 41 сельскохозяйственная ярмарка на 1 952 торговых места. Всего на ярмарках создано 2 235 торговых мест для реализации сельхозпродукции. По сравнению с 2010 г. количество ярмарок увеличилось на 24 единицы на 3 539 мест, для сельскохозяйственных товаропроизводителей дополнительно отведено 1 526 мест.
В 2015 г. дополнительно организована работа 8 ярмарок на 406 торговых мест в с. Черная речка, Матвеевка, Заозерное, Тополево Хабаровского района, п. Хор района им. Лазо, с. Котиково Вяземского района, г. Комсомольск-на-Амуре и г. Хабаровск. Всего в 2015 г. дополнительно создано 365 торговых мест для реализации сельскохозяйственной продукции.
В целях оказания содействия краевым сельхозтоваропроизводителям, ежегодно, начиная с 2010 г., с мая по октябрь на двух площадках в г. Хабаровске организовано проведение краевых специализированных сельскохозяйственных ярмарок "выходного дня". На краевых ярмарках создано 175 торговых мест для реализации сельскохозяйственной продукции с автомашин, ежегодно реализуется до 900 т выращенной продукции на сумму до 85,5 млн. рублей.
В период массового сбора урожая муниципальными образованиями организуются дополнительные торговые площадки.
В зимний период 2014 - 2015 гг. организована работа сельскохозяйственной ярмарки "выходного дня" на 80 торговых мест в одном из павильонов торгового центра МТЦ "Выборгский" ЗАО "Али". Практика проведения ярмарок для сельскохозяйственных товаропроизводителей в зимний период будет продолжена.
В 2015 г. в крае проведена инвентаризация территорий городских и сельских поселений, по результатам которой сформированы реестры торговых площадок для организации ярмарочных мероприятий и размещения мобильных объектов торговли. Дополнительно к действующим ярмаркам в реестры включены 55 площадок на 315 торговых мест в 30 населенных пунктах 6 муниципальных образований края, на которых, при необходимости, будут организованы ярмарки. Для размещения мобильных объектов торговли определены 38 площадок на 414 торговых мест в 34 населенных пунктах 8 муниципальных образований края.
Поддержку фермерским хозяйствам, личным подсобным хозяйствам в сельской местности оказывает также система потребительской кооперации. Несмотря на высокий уровень конкуренции в сфере торговли в крае, система потребительской кооперации сохранилась и продолжает обслуживать сельское население, а для отдаленных и труднодоступных территорий потребительские общества являются единственными организациями, оказывающими услуги жителям.
Предприятия потребительской кооперации осуществляют торговую, закупочную, приемозаготовительную и производственную деятельность (в основном хлебопечение), оказывают услуги общественного питания и бытового обслуживания населению в 53 населенных пунктах 12 муниципальных образований, обслуживая около 100 тыс. человек. В настоящее время система объединяет 24 предприятия, численность занятых насчитывает 650 человек. Материально-техническая база включает 71 торговое предприятие с площадью 4,7 тыс. кв. метров, 3 объекта общественного питания, 11 цехов по производству хлеба и хлебобулочных изделий, 1 цех по выпуску кондитерской продукции, 1 цех по производству овощных консервов, 23 складских помещения.
В крае работают 10 приемозаготовительных пунктов по закупу дикорастущей ягоды, грибов, папоротника, рыбы, мяса диких животных в муниципальных районах им. П. Осипенко, Ульчском, Нанайском, Комсомольском, Николаевском и районе им. Лазо. В весенне-летний период в 2015 г. дополнительно открылись 6 заготовительных пунктов в Хабаровском районе в с. Новокуровка и с. Победа для закупа и переработки папоротника, ягоды дикорастущей, грибов; в с. Восточное на базе магазина ПТК "Хабаровский" для закупа сельскохозяйственной продукции и дикоросов; в Ванинском районе в с. Датта по закупу дикоросов и рыбы; в Нанайском районе в с. Нижняя Манома и с. Верхняя Манома для заготовки дикоросов. В формате заготовительных пунктов также работают магазины потребительских обществ.
Учитывая возможности по увеличению рынка сбыта, в 2015 г. совокупный объем деятельности организаций потребительской кооперации края прогнозируется с увеличением на 53,6 млн. рублей и составит 1 009,2 млн. рублей. Объемы заготовок сельскохозяйственной продукции и пищевых лесных ресурсов и закупа у населения увеличатся в 3,8 раза и составят 567,2 т продукции. Ожидается прирост оборота розничной торговли на 29,7 млн. рублей и оборота оптовой торговли на 1,9 млн. рублей к 2014 г., производства пищевых продуктов на 2,1 млн. рублей, оборот общественного питания и объем бытовых услуг сохранятся на уровне 2014 г.
В целях поддержки социально незащищенных слоев населения реализацию продовольственных товаров на льготных условиях в крае осуществляют 124 объекта торговли. По сравнению с 2010 г. количество предприятий, обслуживающих социально незащищенных граждан, увеличилось на 52 единицы. Из них в 84 торговых объектах ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, пенсионерам, малообеспеченным гражданам предоставляются скидки до 10 процентов, действуют дисконтные карты, адресно формируются бесплатные продовольственные наборы. В 40 магазинах и отделах продовольственные товары реализуются всем категориям граждан с минимальной торговой надбавкой от 5 до 15 процентов на постоянной основе или ежедневно предоставляются скидки в определенные часы работы магазинов.
В целях снижения социальной напряженности в северных районах края с 2012 г. осуществляется возмещение из краевого бюджета транспортных расходов по доставке в районы с ограниченными сроками завоза грузов отдельных видов товаров. Для повышения эффективности субсидирования в 2014 г. принято решение о софинансировании из краевого бюджета (в размере не менее 95 процентов) расходных обязательств муниципальных районов по созданию условий для обеспечения услугами торговли жителей поселений с целью предоставления субсидий из бюджетов муниципальных районов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат (транспортных расходов) по доставке продовольственных товаров в муниципальные образования Хабаровского края с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).