ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2016 года N 272-пр


О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного
 туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства
 Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 211-пр



В соответствии с законами Хабаровского края от 09 декабря 2015 г. N 146 "О краевом бюджете на 2016 год", от 09 июня 2016 г. N 188 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О краевом бюджете на 2016 год", распоряжением Правительства Хабаровского края от 10 февраля 2016 г. N 66-рп "О ходе реализации государственной программы Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)" и задачах по ее реализации на 2016 год" Правительство края

постановляет:

Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 211-пр, следующие изменения:

1) в паспорте:

а) абзац четвертый позиции "Основные мероприятия государственной программы" изложить в следующей редакции:

"формирование туристско-рекреационного кластера "Комсомольский", включающего субкластеры "Центральный", "Ключевая сопка", "Силинский", "Авиационный", "Холдоми";";

б) позицию "Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств" изложить в следующей редакции:

"Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств

- общий объем финансирования Программы составляет 9 086,26 млн. рублей (в действующих ценах),

в том числе:

средства краевого бюджета - 827,52 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 14,16 млн. рублей,

2014 год - 5,68 млн. рублей,

2015 год - 19,23 млн. рублей,

2016 год - 285,59 млн. рублей,

2017 год - 191,57 млн. рублей,

2018 год - 131,99 млн. рублей,

2019-2020 годы - 179,30 млн. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований - 160,73 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 0,71 млн. рублей,

2014 год - 5,30 млн. рублей,

2015 год - 2,07 млн. рублей,

2016 год - 0,20 млн. рублей,

2017 год - 42,85 млн. рублей,

2018 год - 21,60 млн. рублей,

2019-2020 годы - 88,00 млн. рублей;

средства федерального бюджета - 1 429,50 млн. рублей,

в том числе по годам:

2017 год - 306,50 млн. рублей,

2018 год - 226,00 млн. рублей,

2019-2020 годы - 897,00 млн. рублей;

внебюджетные средства - 6 668,51 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 148,00 млн. рублей,

2014 год - 162,57 млн. рублей,

2015 год - 155,21 млн. рублей,

2016 год - 437,91 млн. рублей,

2017 год - 1 700,02 млн. рублей,

2018 год - 1 525,70 млн. рублей,

2019-2020 годы - 2 539,10 млн. рублей";



в) в позиции "Конечный результат реализации государственной программы":

- в абзаце втором цифры "1,62" заменить цифрами "2,02";

- в абзаце третьем цифры "1,24" заменить цифрами "1,33";

2) пункт 1.2 раздела 1 изложить в следующей редакции:

"1.2. Варианты решения проблемы

Для выбора оптимального сценария Программы были рассмотрены и проанализированы два различных варианта решения проблемы.

Первый вариант основан на включении в область программной разработки всех территорий муниципальных образований края для оказания государственной поддержки в развитии туристской инфраструктуры. Такой подход имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей Программы, в том числе социально-экономического характера.

Указанный вариант решения проблемы предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников. Вместе с тем возникает значительный риск завышения объемов финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы. В рамках такого подхода будет обеспечен максимальный охват туристской отрасли на всей территории края.

Однако отсутствие взаимной логической, технологической и функциональной увязки мероприятий Программы приведет к размыванию предпринимаемых усилий и распылению значительных финансовых ресурсов, что повлечет, в свою очередь, низкую эффективность и результативность предполагаемой инвестиционной активности в сфере туризма.

Второй вариант решения проблемы - применение кластерного подхода - возможен за счет концентрации программных акцентов на развитии ограниченного числа территорий края, наиболее перспективных с точки зрения продвижения внутреннего и въездного туризма, в сочетании с проектами, направленными на ускоренное развитие туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.

Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей турпродукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Данный вариант предусматривает реализацию программных мероприятий и проектов, наиболее эффективно влияющих на формирование туристской инфраструктуры и туристских потоков по перспективным с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма направлениям, обеспечивая тем самым оптимизацию как государственных, так и частных инвестиций.

Преимуществом второго варианта является системный подход к решению задач развития внутреннего и въездного туризма в крае. В результате ежегодного мониторинга и обобщения результатов реализации мероприятий Программы кластерный подход позволит получить и обобщить информацию о реальном положении дел в рассматриваемой области, определить первоочередные задачи и основные приоритеты, принять обоснованные решения о необходимости дальнейшей разработки наиболее перспективных на данный период времени программ по видам туризма.

В целом результаты проведенного анализа преимуществ и рисков свидетельствуют о том, что второй вариант решения проблемы развития внутреннего и въездного туризма в рамках Программы является оптимальным. Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства, рациональное использование бюджетных средств и максимальную координацию действий участников Программы. Реализация указанного сценария предполагает участие общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию перспективных туристско-рекреационных кластеров, создание новых рабочих мест и развитие территорий.

При проведении оценки территорий Хабаровского края в целях определения наиболее перспективных для создания туристско-рекреационных кластеров был произведен учет таких факторов, как демографическая ситуация и географическое положение территории, наличие и состояние туристских ресурсов (объектов показа, достопримечательностей и т.д.), наличие базовой инфраструктуры, транспортная доступность, обеспеченность местами размещения, уровень развития экономики.

Учитывая вышеуказанные факторы, были выделены Хабаровская, Комсомольская и Советско-Гаванская агломерации, в пределах которых в настоящее время проживает около 1,0 млн. человек (72 % от численности всего населения края). При этом именно в данных агломерациях остро стоят проблемы рекреации и отдыха, что является сопутствующим фактором для развития инфраструктуры туризма в пределах данной территории.

Выделенные территории отличаются выгодным экономико-географиче- ским положением. Советско-Гаванская агломерация расположена в прибрежной зоне Татарского залива с выходом в Охотское море, Хабаровская агломерация граничит с Китайской Народной Республикой, также город Хабаровск имеет особое значение как административный центр Хабаровского края и Дальневосточного федерального округа. На территории Комсомольской агломерации произошло совмещение трех различных типов флоры, фауны и ихтиофауны (охотского, сибирского, маньчжурского); в центре кластера находится равнинное пространство бассейна реки Амура, которое является одной из наиболее живописных территорий Хабаровского края. Город Комсомольск-на-Амуре является промышленным центром и вторым по величине городом края.

Помимо этого, на территориях Хабаровской, Комсомольской и Советско-Гаванской агломераций сконцентрированы основные туристские ресурсы края, в том числе: культурно-исторические объекты, этнические села, заповедники, горнолыжные базы, а также уникальные природные объекты показа, термальные источники и т.д. Более 70 процентов коллективных средств размещения расположены в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, на долю которых приходится более 80 процентов общей численности размещенных в них в 2010 году лиц.

Указанные агломерации также отличаются более высокими показателями экономического роста в сравнении с другими муниципальными районами Хабаровского края. На территории Советско-Гаванской агломерации создана и развивается портовая особая экономическая зона. На территории г. Комсомольска-на-Амуре создана территория особого социально-экономи- ческого развития (ТОСЭР). Развитие промышленного потенциала городского округа ведет к потребности в развитии социальной сферы, в том числе созданию условий для рекреации и отдыха населения и гостей города.

Различия в концентрации определенных видов туристских ресурсов на территориях указанных агломераций Хабаровского края предполагают целесообразным создание следующих туристско-рекреационных кластеров:

1) туристско-рекреационный кластер "Комсомольский".

Город Комсомольск-на-Амуре и прилегающие к нему территории обладают уникальными ресурсами. Удобное географическое положение, исторические и культурные памятники, уникальная природа создают все условия для развития индустрии туризма и отдыха.

На территории прилегающих к городу районов проживают коренные народности Амура: нанайцы, орочи, нивхи, ульчи, культура которых имеет глубокие исторические корни.

Сегодня в Комсомольске-на-Амуре насчитывается 83 объекта культурного наследия регионального и федерального значения, в том числе 59 объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране, 24 выявленных объекта культурного наследия.

Прилегающие к городу территории имеют особое экологическое и рекреационное значение. Здесь расположены: горнолыжный комплекс "Холдоми", "Кедрово-тисовая роща", Комсомольский заповедник.

В черте города находятся крупные промышленные предприятия, предполагающие развитие промышленного туризма, горнолыжные базы и спортивно-оздоровительные комплексы.

Для жителей и гостей города работают краеведческий музей, арт-галерея "Метаморфоза", музей изобразительных искусств, "Экспоцентр" авиационного завода, музей судостроительного завода, зоологический центр "Питон", который располагает коллекцией экзотических животных.

Набережная реки Амура в историческом центре города является ядром кластера, на территории которой планируется разместить основные объекты туристско-рекреационного назначения.

Таким образом, кластер ориентирован в равной степени как на въездной, так и на внутренний виды туризма;

2) туристско-рекреационный кластер "Северный Сихотэ-Алинь".

Расположенные на территории Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов уникальные термальные источники предопределяют основу специализации кластера - лечебно-оздоровительный вид туризма. Сопутствующими видами туризма на территории кластера являются экологический туризм, спортивная рыбалка и охота. Кластер ориентирован преимущественно на внутрикраевой туризм;

3) анализ потребительских предпочтений при выборе видов отдыха указывает на большую популярность среди туристов речных круизов. По экспертным оценкам, круизы по Амуру пользуются интересом у иностранных туристов. Так, за три месяца с начала текущего года количество запросов по круизным программам по Амуру составило 970 единиц. Протяженность реки на территории Хабаровского края составляет более 1,0 тыс. км, что позволит в перспективе разработать вариативные туристские маршруты по данному направлению, включающие посещение наиболее значимых культурно-исто- рических и природных мест края, и привлечь целевые группы потребителей данного турпродукта (ориентация как на въездной, так и внутренний туризм).

Особая роль в развитии круизного и рекреационного туризма возлагается на проектируемый межрегиональный, международный туристско-рекреа- ционный круизный комплекс острова Большой Уссурийский Хабаровского муниципального района, предполагающий освоение приграничной части реки Амура для развития международных трансграничных круизов в приграничные города Китайской Народной Республики, а также прогулочных маршрутов вокруг острова Большой Уссурийский.

В связи с этим третьим кластером на территории края определен круизный кластер "Остров Большой Уссурийский - Шантары".

Ядром кластера является г. Хабаровск, на территории которого находятся основные памятники культурно-исторического наследия края.

Таким образом, приоритетными направлениями развития туризма в Хабаровском крае являются:

- создание объектов туристско-рекреационного использования в пределах городских агломераций;

- создание центров рекреационно-оздоровительного туризма на базе природных лечебных ресурсов;

- развитие круизного туризма;

- развитие новых направлений туризма, в том числе промышленного, военно-патриотического, детского;

- усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения края.";

3) в разделе 2:

а) в абзаце восьмом после слов "основываются на положениях" дополнить словами "Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р, долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 704-р,";

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"В рамках основных задач Программы предусматривается реализация мероприятий, направленных на:

- переориентацию части потребительского спроса россиян на внутренний туризм;

- реализацию стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении;

- обеспечение роста качества жизни населения.";

4) в разделе 3:

а) в абзаце пятом цифры "1,62" заменить цифрами "2,02";

б) в абзаце шестом цифры "1,24" заменить цифрами "1,33";

5) в разделе 6:

а) абзацы шестой, седьмой изложить в следующей редакции:

"4) создание круизного кластера "Остров Большой Уссурийский - Шантары;

5) формирование туристско-рекреационного кластера Комсомольский", включающего субкластеры "Центральный", "Ключевая сопка", "Силинский", "Авиационный", "Холдоми";";

б) абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции:

"- комплекс мероприятий по созданию круизного кластера "Остров Большой Уссурийский - Шантары" и туристско-рекреационного кластера "Комсомольский".";

6) в абзаце первом раздела 8 цифры "2 508,20", "387,20", ''183,00", "75,20", "1 862,76" заменить цифрами "9 086,26", "1 429,50", ''827,52", ''160,73", "6 668,51" соответственно;

7) приложения N 1 - 5 изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.



Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт


ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Хабаровского края
от 16 августа 2016 года N 272-пр

"ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к государственной программе Хабаровского края
"Развитие внутреннего и въездного туризма
в Хабаровском крае (2013-2020 годы)"


СВЕДЕНИЯ
о показателях (индикаторах) государственной программы Хабаровского края
"Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)"


N п/п

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

Источник информации

Значение показателя (индикатора) по годам

2012

2013

2014

2015

2016

2017*

2018-2020*

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

план

план

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения (Чрф)

тыс. человек

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю

487,18

487,18

415,00

477,30

473,10

466,82

498,78

458,77

518,73

544,67

693,42

2.

Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения (Чин)

тыс. человек

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю

16,68

16,68

17,00

19,02

17,60

21,00

22,00

31,30

31,50

31,80

33,70

3.

Количество койко-мест в коллективных средствах размещения (Nкмест)

тыс. единиц

- " -

7,83

7,83

7,90

9,10

8,03

9,86

9,90

10,17

10,20

10,25

10,40

4.

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (Vкср)

млн. рублей

- " -

2 130,50

2 130,50

1 850,00

2 271,20

2 171,25

2 551,65

2 600,00

2 558,70

2 610,00

2 680,00

3 807,76

5.

Объем платных туристских услуг, оказанных населению края (Vтур)

- " -

- " -

969,92

969,92

1 161,30

1 345,60

1 190,40

1 201,50

1 180,00

1 299,90

1 305,00

1 312,00

1 366,20

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»