ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2015 года N 474-пр
О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Хабаровского края
(с изменениями на 9 августа 2016 года)
_________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 9 августа 2016 года N 262-пр
________________________________
В целях совершенствования нормативных правовых актов Хабаровского края Правительство края
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 06 мая 2011 г. N 133-пр "О мерах по реализации на территории Хабаровского края подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", следующие изменения:
1) в наименовании, преамбуле цифры "2011-2015" заменить цифрами "2015-2020";
2) в пункте 1:
а) слова "Попов А.Л." заменить словами "Скоморохов А.М.";
б) цифры "2011-2015" заменить цифрами "2015-2020";
3) в пунктах 2, 4 цифры "2011-2015" заменить цифрами "2015-2020";
4) в пункте 5 слова "Попов А.Л." заменить словами "Скоморохов А.М.".
2. Внести в Положение об оформлении и выдаче сертификатов, о формировании сводных списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 06 мая 2011 г. N 133-пр "О мерах по реализации на территории Хабаровского края подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", следующие изменения:
1) в наименовании, преамбуле цифры "2011-2015" заменить цифрами "2015-2020";
2) в пункте 1.3 раздела 1 цифры "2002-2010" заменить цифрами "2015-2020";
3) в наименовании, тематическом заголовке приложения N 1 цифры "2011-2015" заменить цифрами "2015-2020".
3. Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр, следующие изменения:
3.1. В паспорте:
1) позицию "Соисполнители, участники Программы" дополнить абзацами следующего содержания:
"министерство промышленности и транспорта края;
комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса";
2) позицию "Основные мероприятия Программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"создание инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым (предоставленным) в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в целях индивидуального жилищного строительства (далее - жилищное строительство)";
3) позицию "Основные показатели (индикаторы) Программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"количество земельных участков, предоставленных в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в целях жилищного строительства, к которым подведены линии электропередачи и дороги";
4) позицию "Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета | - общий объем финансирования Программы (прогнозная справочная оценка) составляет 27 313,473 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 3 335,948 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 3 335,948 млн. рублей; из краевого бюджета - 23 977,525 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 2 636,526 млн. рублей, 2014 год - 8 330,556 млн. рублей, 2015 год - 2 426,133 млн. рублей, 2016 год - 1 741,340 млн. рублей, 2017 год - 1 846,400 млн. рублей, 2018-2020 годы - 6 996,570 млн. рублей"; |
5) позицию "Конечный результат реализации Программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"создание инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым (предоставленным) в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в целях жилищного строительства".
3.2. Раздел 1 изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. Характеристика текущего состояния жилищного строительства в Хабаровском крае
С 2006 года в Российской Федерации реализуется приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В крае основным механизмом реализации данного приоритетного национального проекта являлись краевая целевая программа "Жилище" на 2007-2010 годы, утвержденная Законом Хабаровского края от 29 ноября 2006 г. N 74, и краевая целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2010 г. N 401-пр (далее - КЦП). В период действия КЦП основные показатели, характеризующие развитие жилищного строительства в крае, демонстрировали положительную динамику (таблица 1), подтверждая тем самым результативность государственной политики в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий населения края.
Основные показатели, характеризующие развитие жилищного строительства в Хабаровском крае в 2006-2011 годах
Наименование показателя | Годы | Прирост в 2011 году к 2006 году (процентов) | |||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||
Ввод жилых домов (тыс. кв. метров) | 205,1 | 265,8 | 303,9 | 379,0 | 315,1 | 402,02 | 86,5 |
Ввод жилых домов (кв. метров на 1 000 человек) | 146,0 | 189,0 | 217,0 | 270,0 | 234,0 | 299,0 | 95,2 |
Объем выданных ипотечных жилищных кредитов (млн. рублей) | 1 889,4 | 7 586,5 | 7 350,0 | 2 200,7 | 4 720,0 | 9 529,0 | в 5 раз |
Обеспеченность жилой площадью (кв. метров на человека) | 20,1 | 20,1 | 20,4 | 20,7 | 21,8 | 22,0 | 8,5 |
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств (процентов) | - | - | - | 13,1 | 14,6 | 16,8 | - |
Коэффициент доступности жилья (лет) | - | - | - | 5,5 | 4,6 | 4,7 | - |
Общая площадь жилищного фонда края на начало 2011 года составляла 29,3 млн. кв. метров, количество жилых единиц (квартир и индивидуальных жилых домов) - 628,7 тыс. единиц, при этом средняя общая площадь жилой единицы достигала 46,7 кв. метра. Основная часть жилищного фонда края сконцентрирована в городских поселениях (83,1%), на сельскую местность приходится лишь 16,9 процента общего жилищного фонда. Более 60,0 процентов жилья сосредоточено в г. Хабаровске (43,0%) и г. Комсомольске-на-Амуре (19,6%).
В период действия КЦП (с 2007 по 2011 год) было введено 1 644,4 тыс. кв. метров общей площади жилья, что превысило суммарный плановый показатель за этот период на 7,4 процента. В 2011 году ввод жилья составил 382,5 тыс. кв. метров, превысив уровень 2006 года на 87,0 процента и достигнув максимальной величины с начала рыночных преобразований.
Ежегодный объем ввода жилой площади в расчете на 1 000 жителей края вырос почти в два раза (с 146,0 до 285,0 кв. метров). Быстрыми темпами растут объемы ввода малоэтажного жилья. Так, в 2011 году введено 85,3 тыс. кв. метров, что на 47,0 процентов больше, чем в 2010 году. Доля малоэтажного жилья в общем объеме ввода жилых домов выросла с 18,4 до 22,3 процента.
Повышение реальных доходов жителей края и облегчение доступа к ипотечным жилищным кредитам обусловили пятикратный рост объемов ипотечного жилищного кредитования в 2006-2011 годах. Коэффициент доступности жилья, отражающий количество лет ожидания, в течение которых семья из трех человек сможет накопить на жилье (квартиру в 54 кв. метра по среднегодовой рыночной цене), снизился с 5,5 лет в 2009 году, до 4,7 лет в 2011 году.
Наблюдается устойчивая тенденция увеличения обеспеченности жителей края жильем. По предварительным данным, в период 2006-2011 год этот показатель вырос почти на 9,0 процентов и составил 22,1 кв. метра на человека.
В 2011 году доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств, составила 16,8 процента, увеличившись почти на 4 процентных пункта по сравнению с уровнем 2009 года.
Отмеченные положительные тенденции в сфере жилищного строительства в крае сформировались как результат планомерной реализации на всех уровнях власти мероприятий, направленных на повышение доступности жилья и содействие жилищному строительству. В период реализации КЦП жилищная политика в крае осуществлялась в рамках следующих основных направлений:
- предоставление государственной поддержки при строительстве жилья на условиях ипотеки с привлечением средств краевого бюджета;
- обеспечение жильем молодых семей;
- строительство жилья на условиях ипотеки с привлечением корпоративных средств;
- обеспечение жильем категорий граждан, установленных краевым законодательством;
- содействие в разработке документов территориального планирования;
- обеспечение формирования и инженерной подготовки земельных участков для их комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства.
В результате предоставления государственной поддержки при строительстве жилья на условиях ипотеки в период с 2006 по 2011 год 4 760 семей смогли получить из краевого бюджета 15-процентную компенсацию от сметной стоимости жилья, в том числе 979 семей в 2011 году, что на 10,0 процентов больше, чем в 2010 году. Из краевого бюджета за весь период предоставления этого вида поддержки был выделен 1 371,6 млн. рублей, в том числе 273,0 млн. рублей в 2011 году. Из общего объема ипотечных кредитов, выданных на строительство, более половины (58,0%) приходились на кредиты, выданные участникам мероприятий по строительству жилья на условиях ипотеки с привлечением средств краевого бюджета.
В рамках мероприятий по обеспечению жильем молодых семей предоставлялись социальные выплаты на приобретение жилья или строительство жилья. В связи с увеличением ассигнований краевого бюджета в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом в 2011 году жилищные условия улучшили 729 молодых семьей (в 2010 году - 480), из которых 220 семей стали участниками долевого строительства квартир в г. Хабаровске, 480 семей использовали социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья в муниципальных образованиях края, 29 молодым семьям была предоставлена дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка (5,0% от стоимости строительства жилья). В целом за период с 2006 по 2011 год 2 280 молодых семей смогли улучшить свои жилищные условия благодаря социальным выплатам. Финансирование данных мероприятий за шесть лет составило 1 341,1 млн. рублей, в том числе 971,9 млн. рублей за счет средств краевого бюджета.
В 2011 году началась реализация мероприятий по строительству жилья на условиях ипотеки с привлечением корпоративных средств. В соответствии с данным видом государственной поддержки сотрудники крупных предприятий края могут получить поддержку на улучшение жилищных условий в размере 15,0 процентов от стоимости строительства жилого помещения из краевого бюджета и не менее 40,0 процентов от стоимости строительства жилого помещения в виде беспроцентного займа за счет средств предприятий по месту его работы. В 2011 году в результате конкурсного отбора предприятий победителем признано ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина". Поддержка за счет ассигнований краевого бюджета в 2011 году составила 34,2 млн. рублей.
В 2007-2011 годах в рамках КЦП реализовывались мероприятия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, категории которых установлены краевым законодательством: инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; ветеранов боевых действий; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ветеранов Великой Отечественной войны.
В 2011 году для ветеранов боевых действий; инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, построено и приобретено 137 квартир - больше, чем за все предыдущие периоды реализации КЦП. Объем бюджетных ассигнований на эти цели составил 212,0 млн. рублей, в том числе 124,6 млн. рублей из краевого бюджета.
Для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выделено 105 квартир, что в 1,5 раза больше, чем в 2010 году. На это мероприятие было направлено 169,5 млн. рублей, в том числе 114,5 млн. рублей из краевого бюджета.
В 2011 году государственную поддержку на улучшение жилищных условий получили 190 ветеранов Великой Отечественной войны на сумму 275,1 млн. рублей, из которых 65,3 млн. рублей - средства краевого бюджета.
За 2007-2011 годы для всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, категории которых установлены краевым законодательством, было построено или приобретено более 1 300 квартир, в том числе для ветеранов Великой Отечественной войны - 736; инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов боевых действий - 365; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 201 квартира. На эти цели было направлено более 1 720,0 млн. рублей, в том числе более 690,0 млн. рублей из краевого бюджета.
В ходе мероприятий по содействию в разработке документов территориального планирования в 2008-2010 годах муниципальным образованиям края из краевого бюджета было перечислено 64,3 млн. рублей. Объем средств, выделенных местными бюджетами, составил 44,0 млн. рублей.
В рамках мероприятий по формированию и инженерной подготовке участков для комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства в 2008-2010 годах на территории городского округа "Город Хабаровск" сформировано 696 земельных участков (332 гектара), в том числе для многоэтажного жилищного строительства - 43 участка (146 гектаров). Определены перспективные для застройки территории в городском округе "Город Комсомольск-на-Амуре" и муниципальных районах края для комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства (2 130 гектаров), в том числе для малоэтажного жилищного строительства (1 880 гектаров). По итогам 2011 года доля земельных участков, по которым осуществлена градостроительная подготовка, составила 30,0 процентов от предоставленных земельных участков (в два раза больше, чем планировалось).
В целях исполнения задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" необходимо разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке органов власти края и органов местного самоуправления необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
На территории Хабаровского края предоставление в собственность бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее - земельные участки), осуществляется:
- до 14 августа 2015 г. в соответствии с Законом Хабаровского края от 29 июня 2011 г. N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края";
- с 14 августа 2015 г. в соответствии с Законом Хабаровского края от 29 июля 2015 г. N 104 "О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае" (далее - Законы).
Полномочия по предоставлению земельных участков осуществляют органы исполнительной власти края или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 января 2014 г. N 47-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Хабаровского края от 30 апреля 2013 г. N 292-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в целях жилищного строительства" в части инфраструктурного обеспечения земельных участков определено строительство линий электропередачи и автомобильных дорог не ниже пятой категории.
С начала действия Законов, по состоянию на 01 января 2015 г., на территории Хабаровского края поставлены на учет 16 729 граждан, имеющих трех и более детей, в том числе 6 763 гражданина, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения или городского округа электроснабжения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, относятся к вопросам местного значения поселений, городских округов и муниципальных районов.
В качестве меры поддержки органам местного самоуправления по реализации полномочий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков в крае действует механизм предоставления субсидии муниципальным образованиям на указанные цели (далее - краевая субсидия).
В период 2013-2014 годов краевая субсидия была предоставлена администрации Советско-Гаванского муниципального района в размере 10,5 млн. рублей и администрации городского поселения "Город Амурск" Амурского муниципального района в размере 2,88 млн. рублей, что позволило обеспечить инженерной и транспортной инфраструктурой 81 земельный участок.
Несмотря на очевидные достижения в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий жителей края, достигнутые в крае за последние годы, уровень удовлетворенности населения жилищными условиями по-прежнему недостаточен. По данным социологических опросов, около половины населения края считают себя нуждающимися в улучшении жилищных условий. Не в пользу края и сопоставление с другими субъектами Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации по основным показателям (индикаторам) развития жилищного строительства (таблица 2).