Недействующий

О Программе повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года (Утратило силу на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2020 года N 1196-рп)

7.6. Повышение эффективности бюджетных инвестиций


В целях совершенствования механизма реализации государственной инвестиционной политики, повышения эффективности бюджетных инвестиций в крае разработан и внедрен Перечень краевых адресных инвестиционных проектов (далее - Перечень КАИП).

Перечень КАИП устанавливает распределение бюджетных ассигнований из краевого бюджета на реализацию краевых адресных инвестиционных проектов, направленных на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории края иных капитальных вложений.

При формировании Перечня КАИП оценивается эффективность использования средств краевого бюджета, направляемых на капитальные вложения с учетом соответствия приоритетам социально-экономического развития края, социальной и бюджетной эффективности инвестиционного проекта, влияния бюджетных инвестиций на косвенные эффекты в экономике края. Учитываются возможность завершения строительства объекта в трехлетний период бюджетного планирования, эксплуатационные расходы будущих периодов в рамках проектов.

При включении объектов в Перечень КАИП наибольшее значение уделяется влиянию строительства объектов на результат государственных программ края прежде всего в части достижения целевых показателей, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации.

Конкурсный отбор проектов к финансированию в очередном финансовом году и в плановом периоде осуществляет комиссия Правительства края по проектировкам показателей социально-экономического развития края, отбору государственных программ и инвестиционных проектов.

Одной из задач в области правового регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства является поэтапное снижение доли объектов, включаемых в Перечень КАИП в отсутствие утвержденной в установленном порядке проектной документации, поскольку планирование объемов финансового обеспечения в пределах одного года одновременно на разработку проектной документации и организацию строительства объекта капитального строительства приводит к сдвигу начала закупок подрядных и иных связанных с ними работ на середину года или в большинстве случаев к перераспределению бюджетных ассигнований на другие объекты.

В целях повышения эффективности бюджетных инвестиций в 2013 году в крае осуществлены мероприятия по контролю за ходом реализации объектов, финансируемых за счет средств краевого бюджета; проверке расчета стоимости проектно-изыскательских работ и начальной (максимальной) стоимости строительно-монтажных работ; сопровождению хода проектирования объектов и согласованию принимаемых технологий и материалов.

На 2014-2018 годы в крае запланированы мероприятия по сокращению объемов незавершенного строительства; осуществлению контроля за ходом проектирования и строительства объектов коммунальной инфраструктуры; применению при реализации инвестиционных проектов энергоэффективных и инновационных технологий и материалов; проведению конкурсов в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ; осуществлению финансового, строительного контроля.

На фоне растущей потребности в финансировании инвестиционных проектов и ограниченности бюджетных возможностей механизмы объединения усилий государства и частного капитала являются особо актуальными. При этом бюджетные инвестиции не должны создавать конкуренцию реализации коммерческих инвестиционных проектов, а также проектов, для реализации которых используются механизмы государственно-частного партнерства (далее также - ГЧП).

Применение ГЧП при реализации инвестиционных проектов позволяет органам государственной власти края:

- перераспределить финансовую нагрузку при реализации дорогостоящих проектов;

- сбалансировать распределение рисков, возникающих при реализации проекта (риск передается той стороне, которая способна лучше им управлять);

- четко распределить сферу ответственности бизнеса и государства при реализации проекта;

- исключить возможность долгостроя и обеспечить соблюдение проектной документации и сроков строительства;

- обеспечить соблюдение обязательств органом государственного или муниципального управления в условиях бюджетных ограничений;

- повысить эффективность предоставления (выполнения) работ и услуг при сохранении их качества.

В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера, сопряженное с привлечением частных инвестиций в экономику края, посредством решения следующих задач:

- сокращения рисков, с которыми связан процесс осуществления инвестиций в проекты, реализуемые на принципах ГЧП;

- создание новых инструментов бюджетной политики в сфере бюджетных инвестиций, обеспечивающих комфортные условия для частного капитала;

- повышение эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активами, в том числе компаниями с государственным участием и институтами развития, включая привлечение частного капитала к их дальнейшему развитию и модернизации.

Привлечение внебюджетных средств в экономику края посредством развития ГЧП предусмотрено государственной программой Хабаровского края "Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2014 г. N 495-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края" и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края". (Абзац изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 16 ноября 2016 года N 892-рп  - см. предыдущую редакцию).

Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае", который регламентирует инвестиционный процесс на территории края, определяет меры и формы краевой государственной поддержки и порядок ее предоставления. Также в рамках закона определены формы реализации ГЧП, условия и порядок участия края в ГЧП, объекты ГЧП, порядок конкурсного отбора субъектов инвестиционной деятельности для заключения соглашений, связанных с реализацией проектов на условиях ГЧП. В целях привлечения потенциальных инвесторов законом предусмотрено предоставление ряда видов краевой государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Развитие ГЧП позволит привлечь средства частных инвесторов для реализации проектов в социальной сфере и в области развития инфраструктуры, а также осуществить справедливое распределение рисков между инвестором, Правительством края и администрациями муниципальных образований края.

В целях привлечения средств частных инвесторов для реализации проектов в социальной сфере и в области развития инфраструктуры постановлением Правительства Хабаровского края от 15 сентября 2016 г. N 321-пр "О межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти Хабаровского края при подготовке проектов государственно-частного партнерства на территории Хабаровского края" утверждены Перечень органов исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченных на разработку и рассмотрение предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, в соответствии с отраслевой принадлежностью объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Хабаровского края при рассмотрении публичным партнером предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, поступившего от лица, которое в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" может быть частным партнером, Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Хабаровского края для осуществления отбора инвестиционных проектов в целях разработки предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства по инициативе публичного партнера. (Абзац изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 16 ноября 2016 года N 892-рп  - см. предыдущую редакцию).

Абзац исключен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 16 ноября 2016 года N 892-рп  - см. предыдущую редакцию.

В перспективе органам исполнительной власти края при планировании бюджетных инвестиций в соответствии с отраслевой направленностью целесообразно прорабатывать вопрос возможности реализации инвестиционных проектов на условиях ГЧП. Комплекс мер, направленный на развитие ГЧП, будет заложен в план мероприятий по реализации Программы.