Недействующий

Об утверждении Инвестиционной стратегии Хабаровского края на период до 2020 года (Утратило силу на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 25 сентября 2018 года N 638-рп)

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал края по источникам финансирования

Инвестиции в основной капитал

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

6

Инвестиции - всего (млн. рублей)

83 675,0

96 974,1

156 438,8

180 507,9

168 335,1

     из них:

     бюджетные средства(5)( )(процентов)

24,5

18,7

12,5

12,3

14,3

     внебюджетные средства(5) (процентов)

75,5

81,3

87,5

87,7

85,7



__________

(4) Паспорт Хабаровского края. 2001-2012 годы: Статистический сборник/Хабаровскстат. - г. Хабаровск, 2013. - 93 с.

(5) Без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.


Основные направления капитальных вложений инвесторов в крае - развитие угледобывающей промышленности, модернизация нефтеперерабатывающих производств, создание мощностей по глубокой переработке древесины, строительство портовых терминалов по обработке контейнерных и генеральных грузов, проекты в сфере энергетики и газификации, геологоразведочные работы, внедрение новых технологий по переработке полезных ископаемых, жилищное строительство.

Иностранные инвестиции, поступающие в экономику края в период с 2008 по 2012 год, нестабильны, в отличие от иностранных инвестиций в экономику всего ДФО: в период с 2010 года в ДФО прослеживается четкая тенденция повышения темпов прироста данного показателя (рисунок 8).

Резкое снижение иностранных инвестиций в крае в 2011 году обусловлено, в основном, изменением схемы финансирования проекта по модернизации открытого акционерного общества "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" - крупнейшего получателя иностранных инвестиций по итогам 2010 года (70,0% от общего объема поступивших средств из-за рубежа в 2012 году).

     

Рисунок 8. Динамика иностранных инвестиций в крае, млн. долларов США



Необходимо отметить положительные тенденции в динамике прямых иностранных инвестиций в экономику края - ключевого показателя инвестиционной привлекательности региона и показателя доверия иностранных инвесторов к политике и экономике края.

Доля прямых иностранных инвестиций за период 2009-2012 гг. выросла с 13,0 до 74,0 процентов.

Распределение иностранных инвестиций по видам экономической деятельности за последние несколько лет не претерпело существенных изменений. Иностранные инвестиции направляются преимущественно в проекты по развитию транспортной отрасли (транспортирование по трубопроводам, вспомогательная транспортная деятельность), обрабатывающих производств (деревообработка, производство транспортных средств и оборудования), проведению геологоразведочных работ в области изучения недр, добыче полезных ископаемых, в рыболовство, торговлю и строительство.

Основные страны-инвесторы края в 2012 году: Кипр (48,1% от общего объема иностранных инвестиций), Багамские острова (20,2%), Малайзия (15,4%), Республика Корея (9,8%).

Перспективы развития края связаны с реализацией комплексных инвестиционных проектов, включая развитие ВСГТПУ и ХТПК, продолжением работ по обустройству энергетической и транспортно-логистической инфраструктуры края, модернизацией предприятий машиностроения, развитием агропромышленного комплекса края, производством новых строительных материалов, организацией комплексной жилищной застройки.

2.4. Анализ нормативной правовой базы

Инвестиционная деятельность на территории края регулируется рядом нормативных правовых актов, предмет регулирования которых можно разделить на три группы: нормативные правовые акты, непосредственно раскрывающие суть инвестиционной политики; нормативные правовые акты, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства; акты, определяющие инновационную политику региона.

В целом законодательная база края в сфере инвестиционной политики акцентирована на работе по сопровождению инвестиционных проектов, а также оказании государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. Ключевым документом является Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае" (далее - Закон N 130). Основные положения, регулируемые Законом N 130: оказание финансовой, организационной и имущественной поддержки; участие края в государственно-частном партнерстве, развитии особых экономических зон.

Финансовая поддержка инвесторов реализуется в рамках Закона Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" (далее - Закон N 308). Основные положения Закона N 308 регулируют установление ставок налогов, налоговых льгот и оснований для их использования отдельными категориями налогоплательщиков. Согласно данному закону для субъектов инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на территории края, предоставляется финансовая поддержка в виде налоговых льгот по налогу на имущество (налоговая ставка снижается с 2,2 до 1,1% на период окупаемости проекта, но не более пяти лет) и налогу на прибыль в части снижения ставки, зачисляемой в краевой бюджет (с 18,0 до 13,5% на период окупаемости проекта, но не более пяти лет).

Кроме того, в сфере финансовой поддержки в крае предусмотрено предоставление льгот, понижающих коэффициентов при расчете и уплате арендной платы за земельные участки, установление размера арендной платы по которым отнесено к полномочиям края.

В соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" с 2014 по 2029 год установлены налоговые льготы для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территориях ДФО, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области. С 01 января 2014 г. для участников инвестиционных проектов, реализуемых на территории края, установлена нулевая ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. При этом размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджет края, составит 0 процентов в течение первых пяти лет реализации проекта и 10,0 процентов - в последующие пять лет. При исчислении налога на добычу полезных ископаемых к установленным налоговым ставкам вводится применение понижающего коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого. Величина коэффициента может принимать значения от 0 до 1.

Работа с институциональными единицами регулируется Положением об инвестиционном совете при Правительстве Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 19 апреля 2011 г. N 115-пр. К ведению инвестиционного совета относятся: формирование и реализация инвестиционной политики; координация органов исполнительной власти края по привлечению инвестиций и стимулированию инвестиционной деятельности на территории края, в том числе путем отбора инвестиционных проектов для предоставления краевой государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Краевая государственная поддержка осуществляется в соответствии с:

- Положением о сопровождении крупных инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 06 декабря 2011 г. N 408-пр;

- Порядком рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 22 марта 2012 г. N 69-пр;