3.3. Характер и интенсивность антропогенного воздействия на охотничьи ресурсы, среду их обитания в Хабаровском крае
Факторы антропогенного происхождения, лимитирующие поголовье популяций охотничьих ресурсов, воздействуют на них иначе, чем природные явления. Если последние отличаются периодичностью, определяющей цикличность колебаний численности, то "человеческий фактор" - сила, как правило, разрушающая, вектор воздействия которой практически всегда ориентирован в одну сторону. Направлений хозяйственной деятельности человека, оказывающих влияние на среду обитания животных, достаточно много: рубки леса и сопутствующие им лесные пожары, освоение угодий сельскохозяйственными предприятиями, разработка полезных ископаемых, водопользование, развитие дорожной сети, рекреационное использование угодий и даже сбор дикоросов.
Наиболее важные негативные факторы заключаются в следующем.
Направления ведения лесного хозяйства. Прямое воздействие на охотничью фауну имеют следующие направления деятельности лесного хозяйства: лесопользование, лесовосстановление, заготовка побочной (недревесной) продукции леса, рекреационное использование лесов.
Лесопользование. Рубки леса в Хабаровском крае ведутся более 100 лет. Их интенсивность, по мере расширения рынка сбыта древесины и улучшения технической оснащенности отрасли, нарастала в геометрической прогрессии. Апогея размеры годовой лесосеки достигли к концу 80-х гг. прошлого века. К этому времени практически 90% наиболее продуктивных угодий на юге края потеряли не только свой первоначальный облик, но и производительность.
В начале 90-х гг. прошлого века объемы рубок в связи с разрушением сложившейся лесозаготовительной системы сократились не менее чем в три раза. Практически прекратили существование мощные леспромхозы, монопольно осваивавшие огромные площади лесных массивов, им на смену пришли десятки мелких организаций разных форм собственности. Не многие из них обладают современной техникой, что отражается на себестоимости продукции. В этой связи изменились и приоритеты - в настоящее время акцент сделан на заготовку особо ценных пород деревьев - ясеня, дуба и липы.
Вырубается и ель, при этом в массивах монокультур 70% ельники составляют сплошные рубки. Вырубаются и припойменные ельники, не входящие в состав водоохранных зон. В то же время сохранившиеся среди лесосек разной давности куртины темнохвойной тайги являются настоящими "островами спасения" для всех видов зверей в многоснежные зимы. По долинным ельникам проходят пути вертикальных миграций косули и благородного оленя, здесь звери спасаются от охотников, так как в елово-пихтовой тайге подойти к животному на выстрел практически невозможно из-за ограниченного обзора. Таким образом, даже вырубки ели не улучшают жизненное пространство большинства диких животных, и особенно - копытных. Так, если в мелколиственном лесу, возникшем на месте вырубленного массива елово-пихтовой тайги, высота снежного покрова в феврале составляет 60 - 66 см, то в куртине ельника в этом же месте она не превышает 40 - 46 см.
Рубки кедра запрещены с 1989 г. и массовые заготовки древесины этой породы не производятся. Тем не менее, нелегальное лесопользование под разными предлогами существует. Определенный вред кедровникам наносят выборочные рубки, когда на лесосеках выбираются все породы деревьев, за исключением запрещенных к изъятию. Одиноко стоящие кедры в этом случае, как правило, усыхают.
Колоссальный урон пищевым ресурсам диких копытных животных наносит вырубание дубняков. Дубняки, в основном зрелые, отличаются стабильным плодоношением, подрост и подлесок в них не развиты, и после вырубания образуются пустыри, непригодные для жизни зверей. Более того, на месте дубняков проблематично лесовосстановление вообще, т.к. они находятся в зоне, наиболее подверженной лесным пожарам, и, если зрелые деревья практически без урона переносят огонь, то для подроста он губителен. Кроме того, неизбежное сокращение объема высококалорийного корма в виде желудя, чрезвычайно важного для кабана, медведей, благородных оленей, косули, барсука и прочих, приводит к разбалансировке сложившихся пищевых связей и дальнейшему снижению производительности угодий.
Рубки леса в разных географических зонах края по своему влиянию неравнозначны. В зоне кедрово-широколиственных лесов даже сплошные лесосеки не являются пустырями, что обусловлено разнообразием пород деревьев, часть которых либо запрещена для лесозаготовок, либо не устраивает лесозаготовителей по возрасту, диаметру ствола или качеству древесины. Поэтому для этой категории лесов сплошные рубки - понятие чисто условное. При визуальном осмотре лесосек это хорошо заметно. Тракторные дороги очень быстро зарастают аралией, ивами, ольхой, подростом ясеня, липы, кленов и множеством других пород деревьев, охотно поедаемых благородным оленем и косулей. Через 3 - 5 лет бывшая лесосека становится непролазными дебрями, в которых быстро повышается численность этих видов.
Но главная проблема - в неизбежном сокращении численности кабана, который избегает лесосек из-за отсутствия корма. Не говоря о плодоносящих деревьях, в результате разреживания древостоя, изменения влажности и химического состава почв здесь исчезает хвощ зимующий, который обеспечивает выживание диких свиней в годы бескормицы, ухудшается плодоношение многих других видов растений и т.п. Поэтому суммарная производительность мясной продукции, определяющая ценность угодий, снижается.
За пределами кедрово-широколиственных лесов и на восточных макросклонах Сихотэ-Алиня рубки леса более губительны, т.к. здесь преобладают массивы монокультур ели, лиственницы, березы. В результате практически все лесосеки выглядят пустырями, медленно зарастающими лиственными породами деревьев. В первоначальной стадии преобладают береза белая, ивы, осина и молодняки лиственницы. Под их пологом, если позволяют экспозиция склонов и состав почв, впоследствии формируются темнохвойные леса, состоящие из ели и пихты. Подрост на таких лесосеках развивается уже на следующий год. Молодой "древостой" привлекает лося и благородного оленя, численность которых бывает высокой в течение 15 - 20 лет. Затем она быстро снижается, так как подросший молодняк основных пород становится недоступен, а высокая полнота древостоя исключает обильный подлесок. В результате снижения объема кормов территория переходит в разряд угодий с низкой продуктивностью, которые животные избегают.
Еще более негативно влияние рубок на слабодренированных почвах равнин и плоскогорий. Нарушение устоявшегося баланса приводит к заболачиванию и зарастанию лесосек травами, которые создают повышенную пожарную опасность. Периодические пожары в таких местах исключают восстановление леса, и территории выпадают из арены обитания большинства видов охотничьих животных практически навсегда.
Еще одна сторона негативного воздействия рубок - прокладка множества дорог сезонного и круглогодичного действия, сопутствующая лесозаготовкам. Улучшение доступности угодий для диких копытных животных, особенно в северной оконечности их ареала, на популяциях сказывается катастрофическим снижением поголовья.
В первую очередь вырубаются массивы наиболее ценных лесов в южных и центральных районах края, которые обладают наибольшей продуктивностью и биоразнообразием, что хорошо видно из информации, представленной в "Лесном плане Хабаровского края" (таблица 3.3.1, рисунок 3.3.1).