Недействующий

Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Хабаровского края (с изменениями на 13 января 2022 года)



Рисунок 3.3.1. Использование расчетной лесосеки по лесничествам Хабаровского края*

________________

* Рисунок 3.3.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Существует мнение, что пожары способствуют размножению копытных. С одной стороны, это действительно так. На гарях происходят те же сукцессионные процессы, что и на вырубках. Хвойные леса заменяются мелколиственными, и в течение первых десяти лет от начала лесовосстановления поголовье лося, благородного оленя, косули становится больше. Но по мере увеличения высоты лиственных пород деревьев доступность и биомасса кормов сокращаются, а соответственно сокращается и поголовье копытных. Через 20 лет плотность населения зверей достигает минимума, и сформировавшиеся здесь осинники или белоберезники на десятки лет переходят в разряд самых низкопродуктивных угодий. До тех пор, пока под пологом мелколиственных не сформируются хвойные леса и не начнется выпадение первых.


Кроме того, при выгорании лесов территории не менее чем на 70 лет исключаются из ареала кабана. Таким образом, суммарная продуктивность гарей в разные периоды их зарастания не равнозначна. Более того, здесь полностью меняются биоценозы, нарушаются биоценотические и трофические связи, из промысла временно выпадают белка, соболь, кабарга, которые определяют размеры заработка охотников-промысловиков.


Следует отметить, что кедрово-широколиственные, влажные в целом леса, менее подвержены пожарам. Однако периодически и здесь возникают катастрофические пожары, тушить которые практически невозможно. Из-за большой массы пирогенного материала скорость распространения огня бывает сравнима со скоростью движения автомобиля, пожар сопровождается сильным ветром, и в таких случаях гибнет практически все живое. В качестве такого примера - пожары 1976 - 1977 гг., когда выгорела площадь не менее 500 тыс. га. За прошедшие 34 года здесь уже произошли изменения, описанные выше. На месте продуктивных кедрово-широколиственных лесов поднялись вторичные леса, численность благородного оленя и косули в которых значительно ниже, а кабан отсутствует вовсе. Там, где огонь уничтожил дубово-лиственничные леса, образовались открытые пространства или редколесья, что обусловлено переувлажнением почв. Эти территории, зарастающие травами, подвержены низовым пожарам и горят весной и осенью, не давая подниматься подросту даже мелколиственных лесов. Их трансформация в малоценные угодья продолжается.


Пожарища массивов елово-пихтовой тайги занимают значительные площади, и если пожар был большой силы, они представляют собой открытые пространства, непреодолимые для диких животных в зимнее время из-за глубокоснежья, характерного для этой зоны. В результате разрушаются устоявшиеся миграционные коридоры, что ведет к фрагментации ареалов, изменяются пути сезонных вертикальных миграций, ухудшается обмен генофонда, уничтожаются стации переживания наиболее суровых зимних месяцев.


В частности, уничтожение огнем массивов хвоща зимующего резко отрицательно сказывается на численности кабана, выгорание зимних стойб лося лишает зверя благополучной зимовки и ведет к повышенной элиминации, осветление территории в результате выпадения куртин хвойных деревьев, подлеска и подроста резко снижает защитные качества угодий для благородного оленя и косули.


При меньшей силе огня почвы не сгорают, но деревья гибнут и падают, образуя завалы, непроходимые для людей и крупных животных. И несмотря на то, что выгорающие ежегодно территории в целом незначительны, продвижение открытых пространств и трансформация хвойно-широколиственных лесов в малопродуктивное мелколиственное разнолесье за десятилетие прослеживается отчетливо. Таким образом, малозаметные для одного поколения людей негативные изменения прогрессируют, сдвигая диких животных к малосвойственным им высоким поясам горных систем.


Изучение локализации возгораний дает основание и еще для одного вывода: чем дальше на север, тем больше лесных пожаров. Здесь они губительны для популяции северного оленя, кабарги, снижают продуктивность соболиных угодий. Но способствуют увеличению кормовых ресурсов лося.


Наиболее распространены низовые пожары. Они приносят наименьший вред. Но и низовые палы в лесах не проходят бесследно. При обширных весенних и летних пожарах практически полностью гибнут кладки и птенцы подавляющего большинства птиц, молодняк зайцев, мелких хищников. Для последних резко сокращаются размеры кормовых ресурсов, и из угодий, пройденных огнем, откочевывают соболь, колонок, лисица, енотовидная собака, что также приводит к экономическим потерям охотпользователей. Выгорание массивов ягодников (голубика, брусника, жимолость, плодоносящие лианы) резко снижает привлекательность биотопов для медведей, соболя и птиц-потребителей на весь период их восстановления. Несут потери и представители диких копытных, для которых выгорание подроста, уничтожение массивов хвоща зимующего или ягельников, деформация видового состава подлеска обусловливают ухудшение кормовых и защитных качеств биотопов.


Низовые пожары, как правило, периодически повторяются, что также приводит к упрощению разнообразия фауны. Наиболее они характерны для лугов, болот, сельхозугодий, где в условиях исследуемого региона располагаются стации переживания косули, пути миграций перелетных птиц, для подавляющей части которых (до 250 видов) эти типы угодий являются местами гнездования. При пожарах страдают не только лесные виды, но и водоплавающие, которые лишаются и материалов для строительства гнезд, и защищенных мест для их устройства. В результате кладки становятся легкодоступными для ворон, сорок и других пернатых и наземных хищников. Наиболее сильно влияют пожары на орнитофауну в поймах и долинах. После них сокращение птиц водно-болотного комплекса хорошо заметно.


В среднем от общего числа возгораний палы составляют до 10% в год, а это значит, что за 10 - 15 лет все пройденные огнем территории выгорают вновь, уничтожая поднявшийся к этому времени подрост. Из всех случающихся в крае лесных пожаров от 30 до 35% составляют повторные. В результате формируются своеобразные ландшафты пирогенного происхождения, животный мир в которых обеднен и нестабилен.


Кардинально и надолго меняют места обитания диких животных верховые и смешанные пожары, которые в сумме от числа всех пожаров составляют 16 - 18%.


Экспертная оценка влияния лесных пожаров на значимые виды фауны может быть выражена следующим образом (таблица 3.3.2).