Недействующий

Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Хабаровского края (с изменениями на 13 января 2022 года)



Таблица 3.3.5


Наиболее крупные разрабатываемые месторождения

Наименование муниципального района

Месторождение

Объект добычи

Компания

1

2

3

4

Хабаровский

Правоурмийское Перевальное

Олово

Дальневосточная горная компания

Верхнебуреинский

Фестивальное

Каменный уголь

Акционерное общество "Ургалуголь"

Верхнебуреинский

Северный Ургал

Охотский

Мареканское

Верхнебуреинский

ручей Медвежий

Каменный уголь

Общество с ограниченной ответственностью "Северный Ургал"

Солнечный

Фестивальное

Медь

Геолого-разведочная экспедиция "Солнечная"

имени Полины Осипенко

Уджакинское Амгуньское

Олово, известняки

Закрытое акционерное общество артель старателей "Амгунь"

имени Полины Осипенко

Кэдэн (верховья реки Дуки)

Олово

Акционерное общество "Дальгео"

Аяно-Майский

Няндома

Батомга

Одора

Медь

Закрытое акционерное общество "Лантарская"

Аяно-Майский

Радужное

Золото, камни облицовочные

Артель старателей "Восток"

Аяно-Майский

Тас-Юрях

Золото

Закрытое акционерное общество артель старателей "Амур"

Вяземский

Вяземское

Кирпичные глины

Закрытое акционерное общество "Керамик"

Комсомольский

Тудурское

Строительный камень

Закрытое акционерное общество "Дальстар"

Охотский

Хаканджинское

Юрьевское

Золото

Горная геологическая компания "Охотская"

Комсомольский

Фестивальное

Перевальное

Соболиное

Олово

Общество с ограниченной ответственностью "Востоколово"

Хабаровский

Правоурмийское


Дорожная сеть. Негативная роль дорог заключается в том, что они основательно разрушают места обитания диких животных. Если учесть, что в крае только основных дорог более 5 тыс. км, а общая их протяженность превышает 20 тыс. км, то только полотно с кюветами изымают из арены обитания диких животных более 20 тыс. га. А если учесть зону их прямого влияния хотя бы по 100 м по обе стороны для сезонных дорог и по 250 - круглогодичных, то окажется, что из арены полноценной жизни диких животных выпадает не менее 500 тыс. га. Кроме этого, следует учитывать еще и зону косвенного влияния, в которой плотность населения большинства диких животных из года в год снижается в результате постоянного беспокойства.


Дикие животные периодически выходят к дорогам. Этому способствуют два фактора. Первый из них заключается в том, что подавляющая часть автомагистралей прокладывается по легким формам рельефа, то есть по местам оптимальных условий для обитания диких копытных, малоснежным и имеющим большую кормовую емкость. Второй - по мере ухудшения условий обитания на склонах, животные спускаются в долины. Правда, за последние 30 лет произошли серьезные изменения в поведении диких копытных: они научились ассоциировать опасность с шумом транспортных средств, и теперь добыть зверя с их применением не просто.


Из дорог, которые создают определенные неудобства для животных, следует отметить автомагистрали Хабаровск - Находка и Хабаровск - Лидога - Ванино. Их прокладку, как и многих других, сопровождает интенсивное вырубание лесов в придорожной полосе, а за ним, как известно, идут пожары, появляются открытые пространства, что ведет к разрушению миграционных путей животных.


Влияние населения. Плотность людского населения непосредственно на популяции диких животных негативного влияния не оказывает. Например, на Хехцире, в 30 - 40 км от города с 600-тысячным населением и в ряде других мест высокие плотности людей совпадают с высокими плотностями населения диких животных. Тем не менее, в целом, воздействие человека на их популяции негативно. Местное население слишком потребительски относится к диким копытным животным, и там, где число людей на единицу площади увеличивается, а охрана угодий недостаточна, ресурсы диких животных неизбежно сокращаются.


Присутствие человека изменяет биоценозы в сторону их обеднения. Сопутствующая хозяйственная деятельность, лесные пожары, фактор беспокойства - все в комплексе и определяет состав и плотность населения фауны. Негативное влияние в какой-то степени нивелируется статусом территории, но только в том случае, если оцениваемые угодья входят в состав заповедника. Положительное влияние заказников незначительно, на их территории происходят те же изменения.


10-километровая зона, непосредственно примыкающая к населенному пункту, фактически относится к территории прямого влияния, угодья до 30 км могут быть отнесены к категории косвенного воздействия. На расстоянии до 10 км от населенного пункта осуществляется активная хозяйственная деятельность: выпасается скот, собираются дикоросы, заготавливаются дрова и т.п. Дальше проникают местные жители, имеющие транспорт. И чем крупнее населенный пункт - тем шире зона его влияния. При внутрихозяйственном охотустройстве учитывать близость населенных пунктов при организации новых хозяйств и распределении лимитов добычи охотничьих ресурсов необходимо.


Степень рекреационной нагрузки на охотничьи угодья. Один из факторов, оказывающих негативное влияние на охотничьи ресурсы, - фактор беспокойства. Источником его является присутствие и деятельность человека в местообитаниях охотничьих животных. Помимо производственной деятельности всякого рода, люди используют места обитания животных и с целью отдыха. В настоящее время используется понятие рекреация как восстановление эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища: на лоне природы, в туристической поездке, санаторно-курортное лечение. Специализированными объектами для рекреации считаются санатории, профилактории, базы отдыха, пансионаты, туристические базы. Это организованная рекреация. Существует и неорганизованная рекреация, когда отдыхающие размещаются вне пределов рекреационных предприятий.


Проблемы, связанные с рекреацией, возникли в связи с интенсивным использованием горожанами пригородных территорий для отдыха. Рекреационное воздействие затрагивает все структурные элементы биогеоценозов, нарушает связи между их компонентами и снижает устойчивость, происходит замена коренных биогеоценозов производными. Соответственно, изменяются условия существования охотничьих ресурсов, в основном в худшую сторону, что приводит к перемещению животных в более отдаленные участки, снижению плотности населения на территориях, подверженных сравнительно высоким рекреационным нагрузкам.


На участках рекреационного воздействия происходит механическое повреждение и уничтожение растительности, уплотнение почвы, повреждение гумусного слоя огнем от костров, захламление бытовым мусором (в том числе из слаборазлагающихся материалов) и химическое загрязнение почв и водоемов нефтепродуктами, возникают лесные и луговые пожары.


Растительные сообщества в местах массового отдыха сильно изменены, наименее устойчивыми являются лесные сообщества. Более устойчивыми показали себя луговые и кустарниковые сообщества, хотя и они значительно подвержены рекреационной дигрессии. Установлено, что после 100 человеко-проходов в дубняке кустарниково-разнотравном начинают вырисовываться контуры тропы, после 400 - 500 человеко-проходов формируется хорошо выраженная тропа с сильно уплотненной подстилкой, после 4500 человеко-проходов тропа полностью вытаптывается до минерального слоя. В ельнике зеленомошном и лиственничнике багульниковом получены аналогичные результаты. В дубняке последствия рекреационных нагрузок ликвидируются самим биогеоценозом в течение 2 - 3 лет, а сплошное зарастание троп происходит за более длительный период.


Негативное влияние рекреации на биогеоценозы наиболее сильно проявляется в ближайших окрестностях крупных населенных пунктов, прежде всего городов. Распределение нарушенных участков неравномерное и привязано в наибольшей степени к автомобильным дорогам. Можно считать, что наибольшая деструкция отмечается в полосе, отстоящей от дорог не далее 200 м. Далее этого расстояния степень нарушенности биогеоценозов уменьшается пропорционально расстоянию. Основная нагрузка приходится на "зеленые зоны" населенных пунктов, в радиусе до 15 - 30 км от крупных городов.


В гораздо меньшей степени подвергаются деструкции берега водоемов, к которым нет автомобильного подъезда, так как количество водного транспорта значительно уступает автомототранспорту. В таких местах наиболее сильные деструктивные изменения не простираются далее 100 м от береговой линии.


Таким образом, трансформация природных комплексов под воздействием рекреации не носит сплошного характера и в целом проявляется на локальных участках.