ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2013 года N 4-пр
О внесении изменений в краевую комплексную целевую программу
"Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы", утвержденную
постановлением Правительства Хабаровского края от 12 июля 2011 г. N 216-пр
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 30 декабря 2013 года N 480-пр
__________________________
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30 августа 2012 г. N 301-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности проектов долгосрочных краевых целевых программ", в целях совершенствования нормативной правовой базы Хабаровского края Правительство края
постановляет:
Внести изменения в краевую комплексную целевую программу "Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 12 июля 2011 г. N 216-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 12.07.2011 N 216-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 22 января 2013 года N 4-пр)
КРАЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие профессионального образования в Хабаровском крае
на 2011-2013 годы"
ПАСПОРТ
краевой комплексной целевой программы
"Развитие профессионального образования в Хабаровском крае
на 2011-2013 годы"
Наименование программы | - краевая комплексная целевая программа "Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - министерство образования и науки Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы | - министерство экономического развития и внешних связей края; комитет по труду и занятости населения Правительства края; краевые государственные бюджетные образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования (далее - краевые учреждения начального и среднего профессионального образования); предприятия края, привлекаемые к участию (по согласованию) |
Цель Программы | - формирование сбалансированной многоуровневой системы профессионального образования, адекватной потребностям регионального рынка труда |
Задачи Программы | - обеспечение соответствия уровня организации учебного процесса и реализуемых образовательных программ потребностям регионального рынка труда; разработка и апробация моделей, методик и механизмов взаимодействия системы образования, органов государственной власти и работодателей для кадрового обеспечения региональной экономики; адаптация новых финансово-экономических механизмов в системе профессионального образования; обеспечение развития системы повышения квалификации и методической поддержки работников профессионального образования |
Мероприятия Программы | - формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда; повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда; модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования; внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования; развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования; мониторинг реализации Программы |
Показатели (индикаторы) Программы | - доля лиц, принятых на обучение по программам начального и среднего профессионального образования по востребованным профессиям и специальностям; доля лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в краевых учреждениях начального и среднего профессионального образования; доля доходов краевых учреждений начального и среднего профессионального образования от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей в общих доходах учреждений, включая бюджетное финансирование; доля студентов учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающихся по основным образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования края; доля обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями (организациями); доля учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением профессионального образования; доля учреждений начального и среднего профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве учреждений; доля обучающихся 10 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы допрофессиональной подготовки; доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы начального и среднего профессионального образования, в общем количестве выпускников; доля обучающихся 9 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми в крае; доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования), трудоустроившихся в течение первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года; доля выпускников по программам начального и среднего профессионального образования, успешно прошедших сертификационные процедуры; доля лиц, обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования, прошедших профессионально-общественную аккредитацию; доля подведомственных краевых учреждений начального и среднего профессионального образования, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного финансирования; доля учреждений начального и среднего профессионального образования, в которых введены новые системы оплаты труда; доля контрольных цифр приема по востребованным укрупненным группам профессий и специальностей; доля преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях начального и среднего профессионального образования; доля преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, зарплата которых не ниже средней в экономике края; доля преподавателей краевых учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших переподготовку и повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования; доля педагогических и руководящих работников учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших стажировку на предприятиях и в ведущих образовательных организациях, в том числе за рубежом, к общему числу педагогических и руководящих работников учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования; доля учреждений начального и среднего профессионального образования, непосредственно участвующих в автоматизированном мониторинге реализации Программы; доля учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющих свои регулярно (не реже двух раз в месяц) обновляемые сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и публикующих на них отчеты по результатам своей образовательной и хозяйственной деятельности |
Этапы и сроки реализации Программы | - 2011-2013 годы: I этап: 2011-2012 годы; II этап: 2012-2013 годы |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, внебюджетных средств на реализацию целей Программы | - общий объем финансирования Программы составляет 389 547,0 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 156 938,0 тыс. рублей, в 2012 году - 131 009,0 тыс. рублей, в 2013 году - 101 600,0 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 248 600,0 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 108 300,0 тыс. рублей, в 2012 году - 74 000,0 тыс. рублей, в 2013 году - 66 300,0 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 87 547,0 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 48 638,0 тыс. рублей, в 2012 году - 23 909,0 тыс. рублей, в 2013 году - 15 000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 53 400,0 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 33 100,0 тыс. рублей, в 2013 году - 20 300,0 тыс. рублей |
Конечные результаты выполнения Программы | - доля лиц, принятых на обучение по программам начального и среднего профессионального образования по востребованным профессиям и специальностям, увеличится с 79,3 процента в 2010 году до 89 процентов в 2015 году; доля лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в краевых учреждениях начального и среднего профессионального образования, увеличится с 0,25 процента в 2010 году до 0,5 процента в 2015 году; доля доходов краевых учреждений начального и среднего профессионального образования от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей в общих доходах учреждений, включая бюджетное финансирование, увеличится с 1,1 процента в 2010 году до 1,6 процента в 2015 году; доля студентов учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающихся по основным образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования края составит 100 процентов; доля обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями (организациями) увеличится с 8,2 процента в 2010 году до 25 процентов в 2015 году; доля учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением профессионального образования, увеличится с 49,3 процента в 2010 году до 90 процентов в 2015 году; доля учреждений начального и среднего профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве учреждений увеличится с 17,3 процента в 2011 году до 32,6 процента в 2015 году; доля обучающихся 10 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы допрофессиональной подготовки, увеличится с 12 процентов в 2010 году до 20 процентов в 2015 году; доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы начального и среднего профессионального образования, в общем количестве выпускников увеличится с 31,4 процента в 2010 году до 35 процентов в 2015 году; доля обучающихся 9 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми в крае, составит 100 процентов; доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования), трудоустроившихся в течение первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года увеличится с 76,5 процента в 2010 году до 80 процентов в 2015 году; доля выпускников по программам начального и среднего профессионального образования, успешно прошедших сертификационные процедуры, возрастет с 0 процентов до 15 процентов; доля лиц, обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования, прошедших профессионально-общественную аккредитацию, возрастет с 0 процентов до 10 процентов; доля подведомственных краевых учреждений начального и среднего профессионального образования, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного финансирования, составит 100 процентов; доля краевых учреждений начального и среднего профессионального образования, в которых введены новые системы оплаты труда, составит 100 процентов; доля контрольных цифр приема по востребованным укрупненным группам профессий и специальностей увеличится с 81 процента в 2010 году до 90 процентов в 2015 году; доля преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях начального и среднего профессионального образования увеличится с 7,5 процента в 2010 году до 10 процентов в 2015 году; доля преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, зарплата которых не ниже средней в экономике края, увеличится с 62 процентов в 2010 году до 91 процента в 2015 году; доля преподавателей краевых учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших переподготовку и повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования, составит 100 процентов; доля педагогических и руководящих работников учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших стажировку на предприятиях и в ведущих образовательных организациях, в том числе за рубежом, к общему числу педагогических и руководящих работников учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования увеличится с 29 процентов в 2010 году до 33 процентов в 2015 году; доля учреждений начального и среднего профессионального образования, непосредственно участвующих в автоматизированном мониторинге реализации Программы, увеличится с 10 процентов в 2011 году до 100 процентов в 2015 году; доля учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющих свои регулярно (не реже двух раз в месяц) обновляемые сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и публикующих на них отчеты по результатам своей образовательной и хозяйственной деятельности, увеличится с 10 процентов в 2011 году до 100 процентов в 2015 году |
1. Характеристика текущего состояния системы профессионального образования края
Программа разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 09 сентября 2010 г. N Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г.
Программа подготовлена в соответствии с положениями следующих документов: Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. N 61; Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р; Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр (далее - Стратегия развития края).
В связи с отсутствием полномочий субъектов Российской Федерации Программа не предусматривает реализацию мероприятий в области высшего профессионального образования.
1.1. Общая характеристика состояния и актуальные проблемы системы профессионального образования края
В настоящее время среди наиболее важных тенденций, характеризующих состояние и развитие системы профессионального образования края, можно выделить следующие:
- характерные для современной России демографические процессы продолжают оказывать серьезное влияние на ситуацию в сфере образования на всех его уровнях;
- продолжаются реструктуризация и оптимизация сети учреждений профессионального образования;
- обновляется содержание образования, повышается его качество;
- осуществляется переход на двухуровневое образование в системе высшего профессионального образования;
- вводятся федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) начального и среднего профессионального образования на основе профессиональных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда;
- совершенствуется система оценки качества образования на основе объективных показателей результатов обучения;
- совершенствуются межбюджетные отношения в сфере образования;
- введена новая система оплаты труда работников образовательных учреждений;
- улучшились условия работы образовательных учреждений, обновляется их материально-техническая база;
- развивается общественная составляющая в управлении образованием;
- используются для развития инновационной деятельности образовательных учреждений возможности приоритетного национального проекта "Образование";
- на территории края реализуются переданные полномочия Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства, контролю качества образования.
В 2010/2011 учебном году в учреждениях профессионального образования края осуществлялась подготовка кадров по 213 специальностям высшего, 94 специальностям среднего и 67 профессиям начального профессионального образования. Началась подготовка по четырем новым специальностям и двум рабочим профессиям в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования. Программы бакалавриата реализуются в 13 учреждениях профессионального образования, в том числе в одном учреждении среднего профессионального образования, магистратуры - в восьми.
Из общего числа выпускников учреждений профессионального образования в 2010 году выпуск по программам высшего профессионального образования составил 62,5 процента, или 17,7 тыс. человек, среднего профессионального образования - 24,3 процента, или 6,9 тыс. человек, начального профессионального образования - 13,2 процента, или 3,7 тыс. человек. При этом из общего числа студентов очной формы обучения получили направление на работу 71,2 процента выпускников учреждений высшего профессионального образования, 50,3 процента выпускников учреждений среднего профессионального образования и 56,9 процента выпускников учреждений начального профессионального образования.
В части кадровой обеспеченности системы профессионального образования края необходимо отметить, что в учреждениях среднего профессионального образования работают 77,3 процента аттестованных педагогических работников, в учреждениях начального профессионального образования - 69,5 процента. Доля инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, составляет 93,4 процента.
Важным направлением комплексных изменений в системе образования с 2009 года стал переход на новые условия оплаты труда. С 01 апреля 2009 г. переведены на новую систему оплаты труда все учреждения, подведомственные министерству образования и науки края. В настоящее время продолжается работа по внедрению новых эффективных финансово-экономических механизмов. Введение нормативов подушевого финансирования в соответствии с типом и видом образовательного учреждения, его местонахождением, ступенью обучения позволило улучшить качество планирования расходов бюджета на образование, обеспечить справедливость и прозрачность при распределении финансовых средств, повысить эффективность бюджетных расходов в сфере образования.
С 2009 года министерство образования и науки края приступило к исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области образования в части осуществления государственного контроля качества образования. В связи с этим был утвержден порядок проведения контрольно-оценочных процедур в образовательных учреждениях края, сформированы варианты диагностических работ. На сайте министерства образования и науки края опубликованы демонстрационные варианты диагностических работ.
Обновлению содержания образования, внедрению в учебный процесс современных педагогических технологий, совершенствованию образовательных услуг способствует научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность учреждений образования, педагогов, учащихся и студентов. Среди краевых экспериментальных площадок лидируют краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт развития образования", краевые государственные бюджетные образовательные учреждения среднего профессионального образования "Хабаровский технический колледж", "Комсомольский-на-Амуре политехнический техникум", "Хабаровский технологический колледж", "Комсомольский-на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса", "Хабаровский государственный медицинский колледж", "Комсомольский-на-Амуре строительный колледж", краевые государственные бюджетные образовательные учреждения начального профессионального образования "Профессиональный (авиастроительный) лицей N 2", "Профессиональное училище N 3", "Профессиональное училище N 40".
В рамках содействия созданию малых инновационных предприятий в шести вузах созданы инновационные структуры, в том числе два бизнес-инкубатора, деятельность которых направлена на внедрение научных достижений в производство.
В крае продолжает формироваться целостная структура государственно-общественного управления образованием. В настоящее время действуют соглашения, заключенные между министерством образования и науки края и отраслевыми министерствами края, региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края", членами которого являются 92 процента краевых учреждений профессионального образования.
Вместе с тем перспективное развитие системы профессионального образования края сопряжено с наличием ряда проблем.
Этими проблемами являются:
- старение преподавательского состава (в 1999 году доля преподавателей старше 50 лет составляла 37,6 %, в 2008 году - 42,4%);
- недостаточный уровень квалификации преподавателей (91 преподаватель учреждений среднего профессионального образования не имеет высшего образования);
- низкий уровень оснащенности учреждений профессионального образования высокотехнологичным оборудованием (около 20%), что не позволяет внедрять в образовательный процесс современные технологии обучения и снижает качество подготовки выпускников;
- недостаточная обеспеченность учебных заведений инженерно-педагогическими кадрами. За 2007-2009 годы всего на 4 процента увеличилось число мастеров производственного обучения, имеющих высшее профессиональное образование, 8 процентов мастеров имеют производственную квалификацию ниже установленной для выпускников;
- низкая эффективность бюджетных расходов в сфере профессионального образования, обусловленная несовершенством организационно-экономических механизмов.
1.2. Краткая характеристика социально-экономического развития края и основные тенденции в сфере занятости населения
Предварительный анализ кластеров экономики Хабаровского края показывает, что наиболее важной для региона областью специализации, определяющей его экономический потенциал, является "Лесозаготовительный" кластер. Данный кластер концентрирует значительную долю занятости населения, и ему характерна значительно более высокая производительность труда, чем в среднем по Российской Федерации. Следовательно, объемы подготовки в системе профессионального образования по данному направлению не должны претерпевать существенных колебаний.
Другими ключевыми областями специализации края являются кластеры "Горнодобывающий", "Строительный", "Аэрокосмос/ВПК", "Транспортно-логистический". Этим кластерам характерен более высокий уровень специализации, чем в среднем по Российской Федерации. Для кластера "Горнодобывающий" характерна также более высокая производительность, чем в среднем по Российской Федерации.
Таким образом, можно выделить следующие ключевые секторы, развитие которых определяет развитие региона в целом: лесозаготовка и деревообработка, добыча металлов, рыболовство, авиастроение, транспорт и логистика.
Сопоставление секторов экономики по уровню производительности, рассчитанной как отношение выпуска продукции или услуг в расчете на одного занятого, показывает, что ведущими по уровню производительности являются нефтегазоперерабатывающее и горнодобывающее производства. Рост производства по этим направлениям, скорее всего, потребует притока квалифицированных кадров и, соответственно, расширения профессиональной подготовки.
Учитывая тенденции развития кластеров экономики края, в среднесрочной перспективе можно ожидать, что на региональном рынке труда будут востребованы выпускники, прошедшие подготовку по направлениям профессионального образования, являющимся приоритетными для ключевых кластеров, в частности:
1) металлургия, машиностроение и материалообработка;
2) авиастроение;
3) транспортные средства;
4) строительство;
5) воспроизводство и переработка лесных ресурсов;
6) информатика и вычислительная техника;
7) технологические машины и оборудование.
Анализ текущего состояния экономики края показывает, что для работодателей характерен запрос на специалистов, соответствующих конкретному рабочему месту, с определенной специализацией, с конкретным опытом работы. В сочетании с выраженной неготовностью работодателей вкладывать собственные ресурсы в обучение работников это резко снижает шансы молодых специалистов на трудоустройство.
Для обеспечения текущих потребностей приоритетных отраслей (кластеров) экономики Хабаровского края в специалистах, а также для решения актуальных проблем системы профессионального образования предусмотрена реализация скоординированных и взаимосвязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий, которые стали основой Программы.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы - формирование сбалансированной многоуровневой системы профессионального образования, адекватной потребностям регионального рынка труда.
Задачи Программы:
- обеспечение соответствия уровня организации учебного процесса и реализуемых образовательных программ потребностям регионального рынка труда;
- разработка и апробация моделей, методик и механизмов взаимодействия системы образования, органов государственной власти и работодателей для кадрового обеспечения региональной экономики;
- адаптация новых финансово-экономических механизмов в системе профессионального образования;
- обеспечение развития системы повышения квалификации и методической поддержки работников профессионального образования.
При разработке Программы был использован метод бюджетного планирования, предусматривающий прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и ожидаемыми конечными результатами Программы.
3. Прогноз конечных результатов реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить создание сбалансированной многоуровневой системы профессионального образования для развития приоритетных отраслей экономики края, что в итоге поднимет уровень жизни населения и будет способствовать его закреплению на территории края.
За период реализации Программы намечается достижение следующих основных показателей:
- доля лиц, принятых на обучение по программам начального и среднего профессионального образования по востребованным профессиям и специальностям, увеличится с 79,3 процента в 2010 году до 89 процентов в 2015 году;
- доля лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в краевых учреждениях начального и среднего профессионального образования, увеличится с 0,25 процента в 2010 году до 0,5 процента в 2015 году;
- доля доходов краевых учреждений начального и среднего профессионального образования от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей в общих доходах учреждений, включая бюджетное финансирование, увеличится с 1,1 процента в 2010 году до 1,6 процента в 2015 году;