____________________________________________________________________
Документ фактически утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 25.03.2019 N 171, утвердившего новую государственную программу Калужской области "Экономическое развитие в Калужской области".
____________________________________________________________________
(с изменениями на 29 декабря 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 31.12.2013 N 775, от 17.03.2014 N 181, от 25.06.2014 N 372, от 14.08.2014 N 474, от 29.09.2014 N 569, от 26.11.2014 N 693, от 25.12.2014 N 781, от 18.03.2015 N 140, от 21.04.2015 N 212, от 30.04.2015 N 246, от 15.06.2015 N 313, от 04.08.2015 N 433, от 09.10.2015 N 573, от 27.10.2015 N 607, от 15.12.2015 N 704, от 23.12.2015 N 729, от 24.12.2015 N 738, от 09.03.2016 N 149, от 17.03.2017 N 124, от 20.03.2017 N 141, от 07.04.2017 N 197, от 02.06.2017 N 336, от 17.08.2017 N 463, от 13.09.2017 N 525, от 15.03.2018 N 148, от 19.03.2018 N 165, от 23.04.2018 N 244, от 19.07.2018 N 429, от 31.07.2018 N 454, от 03.09.2018 N 531, от 13.09.2018 N 549, от 29.12.2018 N 840)
В целях создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса в Калужской области, а также в соответствии с перечнем государственных программ Калужской области, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 22.07.2013 N 370 "Об утверждении перечня государственных программ Калужской области" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 18.11.2013 N 613), Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Калужской области "Экономическое развитие в Калужской области".
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 31.12.2013 N 775, от 17.03.2014 N 181, от 25.06.2014 N 372, от 14.08.2014 N 474, от 29.09.2014 N 569, от 26.11.2014 N 693, от 25.12.2014 N 781, от 18.03.2015 N 140, от 21.04.2015 N 212, от 30.04.2015 N 246, от 15.06.2015 N 313, от 04.08.2015 N 433, от 09.10.2015 N 573, от 27.10.2015 N 607, от 15.12.2015 N 704, от 23.12.2015 N 729, от 24.12.2015 N 738, от 09.03.2016 N 149, от 17.03.2017 N 124, от 20.03.2017 N 141, от 07.04.2017 N 197, от 02.06.2017 N 336, от 17.08.2017 N 463, от 13.09.2017 N 525, от 15.03.2018 N 148, от 19.03.2018 N 165, от 23.04.2018 N 244, от 19.07.2018 N 429, от 31.07.2018 N 454, от 03.09.2018 N 531, от 13.09.2018 N 549, от 29.12.2018 N 840)
1. Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство экономического развития Калужской области | ||||||||
2. Соисполнители государственной программы | - Министерство экономического развития Калужской области; - министерство труда и социальной защиты Калужской области; - министерство конкурентной политики Калужской области; - министерство промышленности и малого предпринимательства Калужской области | ||||||||
(строка 2 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 18.03.2015 N 140) | |||||||||
3. Цель государственной программы | - Создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса; - создание в регионе конкурентоспособной промышленности | ||||||||
4. Задачи государственной программы | - Создание условий для размещения новых предприятий; - повышение конкурентоспособности организаций промышленного комплекса; - обеспечение эффективного передвижения пассажиров и грузов; - снижение избыточных административных и иных ограничений, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности; - повышение эффективности регионального управления | ||||||||
5. Подпрограммы государственной программы | - "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Калужской области"; - "Развитие промышленного сектора экономики Калужской области"; - абзацы третий - четвертый утратили силу. - Постановление Правительства Калужской области от 15.03.2018 N 148; - "Организация транспортного обслуживания населения на территории Калужской области"; - "Развитие торговли в Калужской области"; - "Улучшение условий и охраны труда в Калужской области"; - "Совершенствование государственного управления и регулирования в Калужской области"; - "Защита прав потребителей в Калужской области" | ||||||||
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 25.12.2014 N 781, | |||||||||
6. Индикаторы государственной программы | - Инвестиции в основной капитал без учета бюджетных средств на душу населения, тыс. руб.; - отношение числа высокопроизводительных рабочих мест к среднегодовой численности занятого населения в Калужской области, % | ||||||||
(строка 6 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 25.12.2014 N 781) | |||||||||
7. Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы, в один этап | ||||||||
8. Объемы финансирования государственной программы за счет бюджетных ассигнований | Наименование показателя | Всего (тыс. руб.) | В том числе по годам | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
ВСЕГО | 21790390,76 | 4256619,00 | 3462605,97 | 2075471,0 | 3494512,5 | 2903868,03 | 2528577,6 | 3068736,66 | |
В том числе по источникам финансирования: | |||||||||
средства областного бюджета <*> | 21027943,66 | 3494171,90 | 3462605,97 | 2075471,0 | 3494512,5 | 2903868,03 | 2528577,6 | 3068736,66 | |
средства федерального бюджета <**> | 762447,1 | 762447,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
<*> Объемы средств, направляемых на реализацию государственной программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия и (или) внесения изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. <**> Объемы средств, направляемых на реализацию государственной программы из федерального бюджета, уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете | |||||||||
(строка 8 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 29.12.2018 N 840) | |||||||||
9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы | В количественном выражении: - увеличение на 20% в номинальном выражении объема инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств по сравнению с 2012 годом; - обеспечение коэффициента обновления основных фондов не менее чем на 7%; - увеличение с 13,6% в 2012 году до 24% в общем объеме обрабатывающих отраслей доли отдельных производств (металлургия и металлообработка, химическая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных обрабатывающих отраслей), обеспечивающих диверсификацию экономики региона; - обеспечение не менее 25% доли инвестиций в валовом региональном продукте; - наличие 130 тысяч высокопроизводительных рабочих мест; - увеличение производительности труда на 15% по сравнению с 2012 годом; в качественном выражении: - сохранение позиций региона в пятерке лидеров среди субъектов Центрального федерального округа по объему инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств на душу населения; - обеспечения стабильности социально-экономического развития региона за счет диверсификации экономики; - обеспечение технологического обновления производств на базе новых энергоресурсосберегающих, экологически безопасных технологий; - увеличение доли хозяйствующих субъектов, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год; - увеличение доли хозяйствующих субъектов, считающих, что антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше за истекший год; - повышение качества действующей системы стратегических документов и создание практических механизмов по их реализации; - реализация права потребителей на безопасность и качество товаров посредством предоставления права использования знака "Калужский продукт" | ||||||||
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 25.12.2014 N 781, от 17.03.2017 N 124, от 15.03.2018 N 148, от 23.04.2018 N 244) |
Показатели, характеризующие экономическое развитие Калужской области, подтверждают положительный экономический и социальный эффект от проведения региональной политики, в основу которой положена идея поддержания благоприятного инвестиционного климата (низкие риски инвестирования, предоставление налоговых льгот и субсидий, конкурентоспособные тарифы на услуги естественных монополий) и поощрения атмосферы предпринимательской активности.
Приход инвесторов положительно повлиял на ситуацию во всех сферах жизни Калужского региона.
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) Калужской области в 2011 году составил 234,3 млрд рублей (112,9% к 2010 году). По объему ВРП на душу населения Калужская область в 2011 году заняла 5-е место среди регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО) и 34-е в Российской Федерации, по темпу роста к предыдущему году - 2-е место в ЦФО и в Российской Федерации. По оценке, в 2012 году объем ВРП составит 274,67 млрд рублей (106,8% к 2011 году).
Более 40% валовой добавленной стоимости в регионе формируется в промышленном секторе экономики, прежде всего в обрабатывающих производствах (38%). Около 13% приходится на торговлю, 8% - на строительство, более 7% - на сельское хозяйство.
Объем инвестиций в основной капитал в Калужской области по итогам 2011 года составил 33% от объема ВРП Калужской области, в 2012 году (оценка) - 34,3%. Указанное соотношение свидетельствует о том, что экономика региона находится в стадии активного роста и развития, поскольку именно капитальные вложения определяют качественное состояние экономики территории, а также характеризуют его социально-экономическое развитие в целом.
Накопленный в предыдущие годы потенциал позволил Калужской области в 2012 году укрепить свои позиции среди регионов ЦФО и превысить по многим экономическим показателям темпы роста аналогичных показателей в целом по Российской Федерации и ЦФО.
В 2012 году Калужская область заняла 1-е место в ЦФО и 2-е место в Российской Федерации по объему отгруженных промышленных товаров обрабатывающих производств в расчете на душу населения, 1-е место в ЦФО по объему инвестиций в основной капитал и объему иностранных инвестиций на душу населения, 1-е место в ЦФО по темпу роста к предыдущему году и 3-е место в ЦФО по размеру средней заработной платы.
По объему иностранных инвестиций в 2012 году Калужская область заняла 4-е место в ЦФО и 19-е место в Российской Федерации. По объему прямых иностранных инвестиций - 3-е место в ЦФО и 8-е место в Российской Федерации. В 2012 году доля прямых иностранных инвестиций достигла 61% общего объема иностранных инвестиций, поступивших в регион. По объему прямых иностранных инвестиций на душу населения Калужская область в 2010 - 2012 годах удерживала 1-е место в ЦФО и входила в тройку лучших регионов Российской Федерации.
Наибольшее влияние на развитие промышленного комплекса Калужской области оказало создание новых производств на территории индустриальных парков и промышленных зон. Сформирован реестр площадок Калужской области для размещения промышленных производств на свободных производственных мощностях коммерческих организаций всех муниципальных образований Калужской области.
На выбор инвесторам в регионе для размещения бизнеса предлагаются земли в индустриальных парках "Грабцево", "Росва", "Ворсино", "Калуга-Юг", "Обнинск", "Колонтай", "Маклаки" и в частном индустриальном парке финской компании "И-Парк "Лемминкяйнен".
Благодаря данной политике в области размещены производства с высокой долей автоматизации, выпускающие высокотехнологичную продукцию: автомобили и автокомпоненты, телевизоры, строительные материалы и лекарственные препараты нового поколения, другие товары.
В регионе активно формируется автомобильный кластер, в котором предприятия - производители автомобилей кооперируются с организациями, производящими автокомпоненты, и сотрудничают с учреждениями, занимающимися подготовкой кадров для автомобилестроения.
Наличие в регионе наукоемких производств в сфере атомной энергетики и энергосберегающих технологий, космической техники, лазерной и оптоволоконной электроники, телемеханических устройств, электронного приборостроения и фармацевтики позволили приступить к реализации кооперационной связки: наука и образование с фундаментальными исследованиями - инновационный малый и средний бизнес с опытно-конструкторскими разработками - крупный бизнес с промышленным производством.
Стремительно развивается высокотехнологичный фармацевтический кластер. Деловыми партнерами региона уже стали крупнейшие иностранные фармкомпании: с 2007 года в г. Обнинске работает "Хемофарм", которая экспортирует медицинские препараты за рубеж. Активными темпами строятся заводы компаний "Берлин-Хеми-Менарини", "Ново-Нордиск", "Астра-Зенека", "Ниармедик-Плюс". Калужский фармацевтический кластер объединяет более 50 организаций, осуществляющих подготовку кадров, разработку новых технологий, выпуск продукции.
В настоящее время продолжается наполнение резидентами индустриальных парков в Калужской области. Опережающими темпами начинает формироваться транспортно-логистический кластер. На это оказали влияние следующие факторы: с одной стороны - бурный промышленный рост породил дополнительные материальные потоки и, соответственно, дополнительную нагрузку на логистическую инфраструктуру региона, а с другой - создавшаяся сложная транспортная ситуация в Московском регионе, связанная с увеличением транспортного потока.
Логистические комплексы как конкурентное преимущество для развития промышленности получат свое развитие не только в индустриальных парках "Росва" и "Ворсино", но и как независимая отрасль, направленная на обслуживание транспортных потоков, включая авиатранспортное сообщение. В 2012 году достигнуты принципиальные договоренности о развитии двух международных аэропортов "Калуга" и "Ермолино".
В рамках данного кластера стартует проект создания первого в Российской Федерации "сухого порта" - "Фрейт Вилладж Калуга". Это уникальный объект, не имеющий аналогов в России, позволяющий разместить на одной площадке независимые транспортные, складские, распределительные компании, поставщиков логистических услуг, промышленные и торговые предприятия с прямым доступом к мультимодальному терминалу и основным грузовым коридорам.
В Калужской области созданы предпосылки для формирования агропромышленного кластера (например, проекты "Мещовская роботизированная ферма на 4800 голов", "Центр генетики "Ангус", строительство молочных, тепличных комплексов и комплексов глубокой переработки сельхозпродукции).
Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2012 году составил более 26,2 млрд рублей, индекс физического объема к 2011 году - 103%. В том числе в сельскохозяйственных организациях Калужской области объем производства продукции составил более 11,2 млрд рублей, индекс физического объема к 2011 году - 103%.
В 2012 году география внешней торговли региона составила 101 страну мира. Основными торговыми партнерами региона являлись: Германия, Словакия, Чешская Республика, Франция, Китай, Испания, Швеция, Республика Корея, Япония, Бельгия, Мексика, Польша, Венгрия, Индия, Казахстан, Украина.
По итогам 2012 года внешнеторговый оборот Калужской области составил 8,8 млрд долларов США (102,6% к 2011 году), в том числе экспорт - 0,42 млрд долларов США (97% к 2011 году), импорт - 8,3 млрд долларов США (102,9%). Основная доля товарооборота приходилась на страны дальнего зарубежья (95,6%).
Рост потребительского спроса, обусловленный стабильной экономической ситуацией в регионе, положительной динамикой роста доходов населения и умеренными темпами динамики инфляционных процессов, развитием торговых сетей, открытием торговых предприятий различных форматов, организацией ярмарочной торговли, использованием кредитных ресурсов способствовал динамичному развитию потребительского рынка. В последние годы успешно развивающиеся федеральные и региональные сети ежемесячно обеспечили в 2012 году 16% объема оборота розничной торговли (12,2% в 2011 году). Оборот розничной торговли на душу населения к 2012 году по сравнению с 2007 годом увеличился в 2,1 раза (с 62,3 до 133,1 тыс. рублей), объем платных услуг на душу населения - в 1,9 раза (с 16,8 до 32,3 тыс. рублей). В 2012 году Калужская область заняла 5-е место в ЦФО по объемам товарных продаж на душу населения и 6-е место в ЦФО по объемам оказанных платных услуг.