Географическое положение Калужской области, нахождение ее на транзитных направлениях европейской части Российской Федерации (север - юго-запад и север - юг), а также непосредственное примыкание к Московскому региону сформировали высокий транспортный потенциал территории.
Дорожное хозяйство Калужской области представляет собой сложный инженерный, имущественный, организационно-технический комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения со всеми сооружениями, необходимыми для их нормальной эксплуатации, а также организации по ремонту и содержанию этих дорог.
Сеть автомобильных дорог включает в себя дороги:
- федерального значения, в том числе: М-3 "Украина", А-101 "Москва - Малоярославец - Рославль" с выходом на Белоруссию, 1Р 132 "Калуга - Тула - Михайлов - Рязань", 1Р 92 "Калуга - Перемышль - Белев - Орел", "Московское большое кольцо" (проходит через Боровский и Жуковский районы вдоль северной границы Калужской области);
- регионального или межмуниципального значения, которые обеспечивают связи между областным и всеми районными центрами;
- местного значения, располагающиеся в границах муниципальных образований.
По плотности автомобильных дорог Калужская область входит в первую пятерку областей Центрального федерального округа Российской Федерации (далее - ЦФО). Плотность автодорог общего пользования по Калужской области составляет 179 км на 1,0 тыс. кв. км (в том числе: федеральной сети - 27 км на 1,0 тыс. кв. км, региональной - 152 км на 1,0 тыс. кв. км). Аналогичные показатели по ЦФО следующие: 169 км на 1,0 тыс. кв. км (в том числе: федеральной сети - 16 км на 1,0 тыс. кв. км, региональной - 153 км на 1,0 тыс. кв. км).
На 1,0 тыс. жителей в среднем по Калужской области приходится 5,3 км автомобильных дорог общего пользования, аналогичный показатель по ЦФО составляет 2,9 км.
Начиная с 2006 года, периода активного роста экономики в Калужской области, связанного, прежде всего, с реализацией крупных инвестиционных проектов международных компаний и началом формирования промышленных и инновационных центров, транспортно-логистических узлов, а также развитием комплексного жилищного строительства, для обеспечения товародвижения, снижения транспортных издержек, повышения комплексной безопасности на региональных дорогах реализовались следующие масштабные проекты в области дорожного хозяйства, в том числе:
- реконструкция транспортного узла межрегионального значения, включающего в себя мостовой переход через реку Оку и левобережный подход, обеспечивающий транзитный коридор между Московской, Калужской, Орловской, Брянской, Тульской и Смоленской областями;
- капитальный ремонт автомобильной дороги Козельск - Ульяново - Дудоровский - Хвастовичи, представляющей собой альтернативный транспортный маршрут в связи с реконструкцией и переводом на платную основу федеральной трассы М-3 "Украина";
- строительство соединительной автодороги между федеральными трассами А-101 "Москва - Малоярославец - Рославль" и М-3 "Украина" в районе г. Малоярославца, данный объект представляет собой поперечный транспортный коридор.
В то же время наблюдаются значительные диспропорции между:
- темпами прироста протяженности автомобильных дорог общего пользования и темпами увеличения парка автотранспортных средств, так, за период 2003 - 2011 годов темп прироста протяженности автомобильных дорог составил 3%, тогда как парк автотранспортных средств за этот же период увеличился на 53%, или в среднем за год на 6%, в том числе в 2012 году по сравнению с 2011 годом - на 10%. В ближайшие пять - семь лет уровень автомобилизации региона возрастет еще в 1,6 раза;