К основным проблемам недостаточного уровня развития дорожной отрасли, а также безопасности и устойчивости транспортной системы Калужской области следует отнести следующее:
- тенденция увеличения осевой нагрузки до 10 - 20 тонн на ось, что ведет к ускоренному разрушению дорожных покрытий, поскольку большинство автодорог региона было спроектировано под расчетную осевую нагрузку 6 - 10 тонн;
- рост автомобилизации, наблюдающийся в последнее десятилетие во всех регионах Российской Федерации и, в частности, в Калужской области, что увеличивает нагрузку на существующую сеть автодорог и, как следствие, приводит к их значительному износу;
- недостаточное финансовое обеспечение дорожной отрасли на протяжении ряда лет и, как следствие, недостаточная степень развития сети региональных дорог. В сложившихся условиях проезд на автодорогах Калужской области поддерживается в основном благодаря мерам по их содержанию;
- несовершенство организации дорожного движения в городах, сельских населенных пунктах и на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения, отставание в развитии улично-дорожной сети от темпа прироста автотранспорта;
- отсутствие активной позиции среди участников дорожного движения, включая пешеходов, а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к коренному пресечению всех негативных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики, населения и является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития Калужской области.