ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2013 года N 107

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в редакции Постановлений Правительства Калужской области от 28.07.2014 N 438, от 01.04.2015 N 171, от 30.07.2015 N 422, от 18.01.2017 N 25, от 30.05.2017 N 330)


Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р (в ред. распоряжений Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2021-р, от 30.04.2014 N 721-р), Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 28.07.2014 N 438)

1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Калужской области" (далее - "дорожная карта") (прилагается).

2. Определить ответственным исполнителем "дорожной карты" министерство здравоохранения Калужской области.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов



Утвержден
Постановлением
Правительства Калужской области
от 28 февраля 2013 года N 107

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

 (в редакции Постановлений Правительства Калужской области от 28.07.2014 N 438, от 01.04.2015 N 171, от 30.07.2015 N 422, от 18.01.2017 N 25, от 30.05.2017 N 330)


 I. Общее описание "дорожной карты"


Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Калужской области" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников государственных медицинских организаций Калужской области от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.

Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.

В целях привлечения в государственные медицинские организации Калужской области квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных медицинских организаций Калужской области получить конкурентный уровень заработной платы. В Калужской области начиная с 1 января 2012 года все муниципальные медицинские организации переданы в государственную (областную) собственность. Конкретный размер заработной платы каждого работника определяется исходя из объема выполняемых работ, сложности и качества выполняемой работы, а также степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач. В объеме средств, предусмотренных на повышение оплаты труда, около 10% составляют доходы учреждений, получаемые от оказания платных услуг и предпринимательской деятельности.

В течение 2013 года в системе здравоохранения Калужской области были выполнены следующие мероприятия:

- проведена оптимизация штатной численности в государственных учреждениях здравоохранения. Коэффициент совместительства в лечебных учреждениях составляет не более 1,5, в том числе по административно-управленческому персоналу - не более 1,2. По состоянию на 1 января 2013 года штатная численность работников государственных учреждений составляла 29547,5 единицы. На 1 января 2014 года штатная численность составила 26164,75 единицы. Сокращение составило 11%, из них 9% - административно-управленческий и прочий немедицинский персонал. С 2014 года планируется ежегодное сокращение по 165 штатных единиц административно-управленческого и прочего немедицинского персонала;

- сокращено количество учреждений здравоохранения путем присоединения.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Сосенская городская больница" включена в состав государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Центральная районная больница Козельского района", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Городская стоматологическая поликлиника" вошла в состав государственного автономного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная стоматологическая поликлиника", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Молочная кухня" объединена с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Калужской области "Центр медицинской профилактики Калужской области". Объединены путем присоединения к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области "Калужская городская больница N 4 им. Хлюстина Антона Семеновича" городские поликлиники N 2; N 7; N 10.

В целях регулирования численности работников государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области, принят приказ министерства здравоохранения Калужской области от 11.12.2013 N 1285 "Об утверждении предельной штатной численности работников государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области".

При утверждении показателей эффективности деятельности основных работников медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области, главным врачам приказом министерства здравоохранения Калужской области от 03.12.2013 N 1256 "О приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 года N 421 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников" рекомендовано руководствоваться положениями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.06.2013 N 421 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников".

Вместе с тем для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников государственных медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт.

Под эффективным контрактом в настоящем документе понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерством здравоохранения Калужской области проведены необходимые мероприятия по приведению трудовых договоров с руководителями государственных учреждений здравоохранения в соответствие с типовой формой трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения". Со всеми руководителями государственных учреждений здравоохранения 24 июля 2013 года заключены дополнительные соглашения.

Раздел "Оплата труда" трудового договора включает следующие требования:

- размер оклада;

- повышающие коэффициенты;

- выплаты компенсационного характера:

- выплата за работу с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;

- выплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

- выплаты стимулирующего характера:

- надбавка за стаж непрерывной работы;

- выплата за интенсивность и высокие результаты работы;

- надбавка за ученую степень;

- доплата за награды;

- премирование за качество, эффективность и результативность выполняемых работ, выполнение особо важных или срочных работ производится с учетом выполнения качественных и количественных показателей деятельности учреждения, установленных в государственном задании на оказание государственных услуг, в целях повышения материальной заинтересованности в результатах труда, создания условий для проявления профессионализма, творческой активности и инициативы, повышения качества выполняемых работ (устанавливается приказом министерства здравоохранения Калужской области);

- поощрительные выплаты (устанавливаются в связи с юбилейными и праздничными датами за безупречную и эффективную работу и другие достижения (устанавливается приказом министерства здравоохранения Калужской области);

- материальная помощь к отпуску выплачивается руководителю в размере одного оклада один раз в календарный год по приказу министерства здравоохранения Калужской области.

Министерством здравоохранения Калужской области проводится ежемесячный мониторинг заработной платы руководителей подведомственных учреждений и их заместителей.

Законом Калужской области "Об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения" установлено соотношение оклада руководителя учреждения к средней заработной плате основного персонала в размере до 2-х.

В 2014 году приказом министерства здравоохранения Калужской области от 30.01.2014 N 44-лс "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Калужской области от 09.12.2011 N 1094 "Об утверждении критериев для установления соотношения размеров окладов руководителей к средней заработной плате основного персонала для государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области" были изменены критерии установления соотношения размеров окладов руководителей к средней заработной плате основного персонала для государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области (далее - соотношение), введена градация соотношения в зависимости от мощности учреждений (количества коек, работающих, исследований, литров заготовленной крови, вызовов скорой помощи, посещений и т.д.). Максимальный коэффициент 2 установлен для окладов руководителей учреждений здравоохранения с коечной мощностью более 1000 коек. Минимальный коэффициент составляет 1,1.

Стимулирующие выплаты руководителям государственных учреждений здравоохранения рассчитываются по итогам работы соответствующего государственного учреждения за отчетный период и достижения установленных целевых показателей эффективности.

В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 22.02.2013 N 92 "Об утверждении Положения о порядке предоставления лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения Калужской области (при поступлении на работу), и руководителем государственного учреждения Калужской области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей" все руководители государственных учреждений здравоохранения представили за 2013 год сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Для руководителей подведомственных медицинских организаций, заместителей по экономическим вопросам, работников кадровых служб проведен обучающий семинар с привлечением сотрудников государственной инспекции труда в Калужской области, правового инспектора Калужской областной организации профсоюза работников здравоохранения. На семинаре освещены вопросы, связанные с порядком заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками медицинских организаций в связи с введением эффективного контракта. Перевод работников на эффективный контракт будет осуществляться поэтапно, в соответствии с "дорожной картой".

В трудовых коллективах проводится разъяснительная работа по вопросам повышения оплаты труда работников и перехода на эффективный контракт, в том числе при проведении собраний и встреч в трудовых коллективах с привлечением профсоюзных организаций.

В настоящее время эффективные контракты заключены с 724 работниками учреждений (заместителями руководителей, заведующими структурными подразделениями, врачами, средним медицинским персоналом, младшим медицинским персоналом, прочими работниками).

По рекомендациям, разработанными Министерством здравоохранения Российской Федерации, по внесению изменений в региональные "дорожные карты", направленные на повышение эффективности здравоохранения, доля расходов, направляемых на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала, должна составлять не более 40% от фонда оплаты труда учреждения.

Согласно отчету Росстата "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала", утвержденному приказом Росстата от 30.12.2013 N 508 "Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597", доля расходов, направляемых на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала, составляет 22,9%.

Средства на повышение оплаты труда предусмотрены Законом Калужской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Наличие оптимальной структуры государственной системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой государственной медицинской организации региона являются необходимыми условиями для создания эффективной системы здравоохранения. "Дорожная карта" предусматривает разработку и внедрение показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций, разработку программы развития здравоохранения Калужской области, направленной на достижение целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", с учетом заболеваемости и смертности населения в Калужской области.

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи является одной из задач развития здравоохранения Калужской области и достигается в том числе за счет объема услуг, оказываемых в амбулаторных условиях.

Одним из условий социальной эффективности реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников государственных медицинских организаций и соответствия уровня оплаты труда качеству труда. Таким образом, эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста заработной платы работников повышению качества оказываемых ими государственных услуг (выполняемых работ).

Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований государственной системы здравоохранения Калужской области, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".


Текущее состояние системы оказания медицинской помощи в Калужской области, показатели структурных преобразований отрасли здравоохранения Калужской области


На начало 2013 года сеть учреждений здравоохранения системы министерства здравоохранения Калужской области включала 62 самостоятельных медицинских организации. С 1 января 2012 года данные учреждения находятся в подчинении министерства здравоохранения Калужской области. Развернута сеть негосударственных учреждений и учреждений иных форм собственности, в том числе 3 учреждения здравоохранения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", 278 частных учреждений здравоохранения (включая 123 индивидуальных предпринимателя). В течение 2013 года проведены мероприятия по оптимизации сети медицинских организаций путем их укрупнения, в результате чего количество самостоятельных медицинских организаций сокращено на 6.

Калужская область относится к региону со средней плотностью населения. Таким образом, при расчете норматива объема медицинской помощи программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калужской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 25.12.2013 N 726 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калужской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 15.05.2014 N 292) (далее - Программа), применялся дифференцированный коэффициент от 0,9 до 1,1.

Объемы финансирования Программы следующие:

Годы

Объемы финансирования Программы, млн. руб.

В том числе

Подушевой норматив финансирования из расчета на 1 человека, руб.

Численность населения Калужской области, используемая для расчета подушевого норматива, тыс. чел.

средства областного бюджета

средства обязательного медицинского страхования

2014

11414,5

2930,9

8483,6

11357,8

1004,996

2015

12269,95

2248,64

10021,31

12197,4

1005,947

2016

12269,95

2248,64

10021,31

12187,4

1006,772

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»