Государственная программа разработана в соответствии с основными приоритетами и направлениями государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р, а также Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р.
Широкомасштабная интеграция информационных и телекоммуникационных технологий в различные сферы жизнедеятельности человека является глобальной тенденцией мирового развития. Стремительные темпы развития инновационных технологий, постоянно возрастающие требования, предъявляемые потребителями к качеству и расширению перечня предоставляемых услуг, в совокупности формируют тенденцию на гармоничное развитие современного общества, включая повышение качества жизни населения и развитие социальной сферы, эффективное функционирование органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области, повышение конкурентоспособности экономики.
Президентом Российской Федерации подчеркнуто, что в России должны быть созданы все необходимые предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество.
Самарская область, входящая в число лидеров среди других субъектов Российской Федерации по многим показателям социально-экономического развития, должна обеспечить лидирующие позиции и в вопросах информатизации.
Для достижения этой цели необходимо решить целый ряд проблем, имеющих место в Самарской области:
услуги в сфере информационных и телекоммуникационных технологий являются весьма дорогими для ряда социальных групп;
качество услуг не соответствует ожиданиям;
распространение навыков использования информационных и телекоммуникационных технологий в работе и повседневной жизни явно недостаточно;
стандарты профессиональной подготовки работников отрасли информационных технологий устарели;
высокая зависимость от зарубежной продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности.
Данные проблемы обусловлены недостаточно развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой региона. Для их ликвидации необходима комплексная реализация мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области.
Еще одним фактором, определяющим целесообразность применения программного метода, является то, что развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области требует централизованного подхода, опирающегося на единые стандарты и технологии. Самостоятельное решение локальных задач отдельно взятым органом исполнительной власти Самарской области на практике, как правило, приводит к утрате совместимости программных и аппаратных средств, затрудняет взаимодействие учреждений и приводит к неоправданным дополнительным затратам областного бюджета на устранение этой проблемы.
Кроме того, совершенствование единой областной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в рамках Государственной программы позволит оптимизировать деятельность органов исполнительной власти Самарской области, исключив при этом многократное выполнение одних и тех же организационных и технических мероприятий различными органами исполнительной власти Самарской области, а также максимально эффективно задействовать программные и аппаратные средства, каналы связи при реализации функций государственного управления и обеспечить население региона современными информационными и телекоммуникационными услугами.
Государственная программа сформирована в соответствии с инновационным сценарием социально-экономического развития Российской Федерации, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (далее - инновационный сценарий).
При реализации инновационного сценария Государственная программа решает задачи не только в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, но и становится инструментом решения задач регионального развития и повышения качества жизни населения, а также модернизации в иных сферах (управление, образование, здравоохранение, культура и др.).
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, предполагает переход региона к инновационному типу развития, непременным условием которого является создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области. Решение данной задачи обеспечивается в рамках реализации приоритетных национальных проектов, в осуществлении которых принимают участие органы государственной власти Самарской области.
Основные риски реализации Государственной программы:
прогнозный характер показателей (индикаторов) Государственной программы, предполагающий их уточнение в ходе ее реализации;
необходимость внесения изменений в Государственную программу в случае изменения федерального законодательства и законодательства Самарской области;
неактуальность планирования мероприятий Государственной программы относительно развития технологий;
недостаточная гибкость Государственной программы по отношению к изменению мировых тенденций развития информационных и телекоммуникационных технологий, внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти Самарской области;
дублирование и несогласованность выполнения работ в рамках Государственной программы и других государственных программ Самарской области, предусматривающих внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области;
пассивное сопротивление использованию инфраструктуры электронного правительства и распространению современных информационных и телекоммуникационных технологий со стороны органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области;
пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами, проведению мероприятий Государственной программы.