ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2014 года N 568


Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области"

(с изменениями на 29 декабря 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 19.11.2014 N 709, от 18.12.2014 N 791, от 10.09.2015 N 566, от 09.11.2015 N 713, от 20.12.2016 N 772, от 30.06.2017 N 419, от 14.06.2019 N 404, от 18.08.2020 N 602, от 10.11.2022 N 964, от 22.02.2023 N 131, от 14.12.2023 N 1028, от 29.12.2023 N 1191, с изм., внесенными Постановлением Правительства Самарской области от 26.11.2021 N 935)




В целях расширения использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива на территории Самарской области Правительство Самарской области постановляет:


(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2023 N 1191)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" (далее - Государственная программа).


(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 18.08.2020 N 602, от 29.12.2023 N 1191)


2. Утратил силу с 1 января 2024 года. - Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2023 N 1191.


3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство промышленности и торговли Самарской области.


(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 14.06.2019 N 404)


4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу изменений в Закон Самарской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", связанных с реализацией настоящего Постановления.



Врио вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 12 сентября 2014 г. N 568



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее - Государственная программа)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 19.11.2014 N 709, от 18.12.2014 N 791, от 10.09.2015 N 566, от 09.11.2015 N 713, от 20.12.2016 N 772, от 30.06.2017 N 419, от 14.06.2019 N 404, от 18.08.2020 N 602, от 10.11.2022 N 964, от 22.02.2023 N 131, от 14.12.2023 N 1028, от 29.12.2023 N 1191)




Паспорт Государственной программы


Утратил силу с 1 января 2024 года. - Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2023 N 1191.



Стратегические приоритеты Государственной программы


(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2023 N 1191)




1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Государственной программы


Российская Федерация занимает 1-е место в мире по запасам природного газа. В условиях прогнозируемого сокращения спроса на природный газ в странах Европейского союза большое значение приобретает расширение внутреннего рынка, перспективным сегментом которого является природный газ, используемый в качестве моторного топлива, в компримированном и сжиженном виде.


Основным потребителем такого топлива является автомобильный транспорт.


В Самарской области газозаправочная инфраструктура на 01.01.2024 будет представлена сетью из 12 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС), реализующих компримированный природный газ (далее - КПГ), в таких городах, как Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, в п. Курумоч и с. Белозерки муниципального района Красноярский, а также 1 многотопливной заправочной станцией с модулем КПГ в г. Похвистнево.


Развитие рынка КПГ характеризуют два ключевых показателя: увеличение объема потребления КПГ на транспорте через региональную заправочную сеть и рост количества транспортных средств, использующих КПГ в качестве моторного топлива. Так, объем потребления КПГ на транспорте с 2014 года вырос в 6 раз и составил на начало 2023 года 29,98 млн. куб. м. Количество транспортных средств, использующих КПГ в качестве моторного топлива, в Самарской области, по данным ежегодной отчетности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД МВД России), выросло с 2014 года более чем в 4 раза и составило на начало 2023 года 3516 единиц. Однако доля транспорта на КПГ при этом в общем количестве транспорта в Самарской области невелика - 0,26% на начало 2023 года.


Согласно оценке ООО "Газпром газомоторное топливо" по итогам 2022 года Самарская область занимает 17-е место по объему потребления КПГ на транспорте среди 72 оцениваемых субъектов Российской Федерации. К 2026 году планируется увеличение данного показателя с 29,98 до 34,0 млн. куб. м.


Компримированный природный газ в качестве моторного топлива используют в основном для заправки городских и пригородных автобусов, легковых и грузовых малотоннажных автомобилей, коммунальной техники, имеющих незначительный радиус обслуживания и возможность дозаправки в течение рабочего дня на АГНКС.


Данные виды транспорта, работающие на традиционных видах топлива, являются основным источником выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников, объем которых, по данным Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, за 2022 год составил 69,59 тыс. тонн, в том числе выбросы от автотранспорта - 68,59 тыс. тонн. Внедрение газомоторной техники способствует уменьшению негативного влияния транспорта на состояние окружающей среды.


Основными факторами, сдерживающими развитие рынка КПГ, являются:


недостаточное количество заправочных станций КПГ, расположенных в зоне оптимальной транспортной доступности;


отсутствие или незначительные объемы производства техники, использующей КПГ в качестве моторного топлива, а также более высокая покупная цена такой техники по сравнению с ценой техники, использующей традиционные виды топлива;


низкие темпы переоборудования автотранспортных средств для использования КПГ в качестве моторного топлива;


возникновение у организаций, эксплуатирующих технику, использующую КПГ в качестве моторного топлива, дополнительных расходов на модернизацию производственной базы и подготовку персонала;


недостаточное количество сертифицированных центров, предлагающих услуги по переоборудованию техники для использования КПГ в качестве моторного топлива, ее обслуживанию и ремонту;


недостаточная информированность бизнеса о преимуществах использования КПГ в качестве моторного топлива.


Основными факторами, сдерживающими развитие заправочной инфраструктуры КПГ в Самарской области, являются:


длительный срок реализации проектов строительства газозаправочных объектов по причинам долгого поиска земельных участков для их размещения и приведения таких объектов в соответствие нормативно-техническим требованиям действующего законодательства Российской Федерации;


низкий уровень загрузки существующих объектов газозаправочной инфраструктуры, что делает экономически невыгодным дальнейшее развитие сети газозаправочной инфраструктуры для компаний-инвесторов.


Основными факторами, влияющими на темпы переоборудования транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива в Самарской области, являются:


ограниченные возможности перевода существующей техники на использование КПГ из-за конструктивных особенностей или длительного срока эксплуатации;


недостаточная информированность физических и юридических лиц о возможностях переоборудования транспортных средств на использование КПГ в качестве моторного топлива в Самарской области (о технических особенностях эксплуатации таких автомобилей, возможности государственной финансовой поддержки переоборудования, маркетинговых программах компаний, эксплуатирующих объекты газозаправочной инфраструктуры);


необходимость получения заключения предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства перед проведением работ по установке газобаллонного оборудования и последующей регистрации установки газобаллонного оборудования в ГИБДД МВД России.



2. Описание приоритетов и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Приоритеты и цель государственной политики в сфере реализации Государственной программы установлены с учетом национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Ключевыми документами стратегического планирования в сфере развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации являются Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р (далее - Энергетическая стратегия), и государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 (далее - государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики").


В соответствии с Энергетической стратегией целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике на период до 2035 года.


Энергетическая стратегия определяет необходимость ускоренного перехода (модернизационного рывка) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы. Одной из характеристик данного рывка является расширение спектра применения газомоторного топлива.


На территории Самарской области одним из инструментов реализации государственной энергетической политики является Государственная программа.


Целью Государственной программы является расширение использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива в Самарской области.


Данная цель коррелирует со следующими приоритетами государственной энергетической политики Российской Федерации, установленными Энергетической стратегией:


гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, в особенности субъектов Российской Федерации, расположенных на геостратегических территориях;


первоочередное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики;


переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;


развитие конкуренции в конкурентных видах деятельности топливно-энергетического комплекса на внутреннем рынке;


рациональное природопользование и энергетическая эффективность.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»