Самарская область исторически имеет достаточно развитую производственную базу стройиндустрии, сложившуюся в период промышленного освоения региона в 60 - 70-е годы прошлого века. За последние годы на многих предприятиях промышленности строительных материалов было проведено техническое перевооружение и модернизация производства, поэтому развитие базы стройиндустрии Самарской области по состоянию производства и наличию мощностей оценивается как удовлетворительное, при этом многие предприятия используют современные ресурсосберегающие технологии. В то же время степень износа основных фондов на отдельных предприятиях доходит до 50 - 80 %, что говорит о необходимости замены оборудования и перехода на более современные технологии производства.
Вследствие экономического кризиса в 2009 году, заметно сказавшегося на строительной отрасли страны, производство всех видов строительных материалов в России существенно снизилось. При этом среди основных строительных материалов наиболее сильное падение объемов продемонстрировал сегмент железобетонных изделии?: снижение производства в 2009 году по сравнению с 2008 годом в данном сегменте составило 39%, производство кирпича сократилось на 37% по сравнению с 2008 годом, производство ячеистых бетонов снизилось на 28%.
Относительно устойчивое восстановление объемов строительства, а затем и объемов производства и потребления строительных материалов началось только в 2011 году.
В 2011 и 2012 годах строительство жилья составило 78%, нежилых зданий - 22% от ежегодного объема строительства различных типов зданий.
Большую часть в строительстве новых объектов в России составляет строительство жилья. Так, в 2012 году на этот сегмент пришлось более 92% всех введенных здании?. При этом в кубическом исчислении доля жилых объектов заметно меньше (65,3%), а присутствие коммерческих и промышленных объектов, напротив, в разы больше по отношению к номинальному показателю. В общем объеме площадей доля промышленных здании? составляет 3,3%, в количественном объеме - не более 1,3%.
Тем не менее объемы ввода коммерческих площадей (включая административные) пока не достигли докризисных, отставание от наиболее успешного 2007 года составляет 15%.
В 2012 году массовое и индивидуальное строительство развивались примерно одинаковыми темпами. При этом, если доля индивидуального жилищного строительства во вводе жилья в целом по России в 2011 и 2012 годах составила 43%, то по Самарской области - 36%.
В ближайшие 2-3 года с учетом предусмотренных мер государственной поддержки ожидается увеличение объемов малоэтажного строительства. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), доля малоэтажного строительства увеличится до 60% в ежегодном объеме ввода жилья. Однако произойдет это только в случае, если малоэтажные поселки будут обеспечены инфраструктурой. Кроме недостаточной развитости инфраструктуры активное развитие малоэтажного строительства также осложнено высоким уровнем урбанизации и большей энергоэффективностью многоэтажной жилой застройки.
Вышеуказанные обстоятельства являются важными факторами в определении направлений развития отрасли производства строительных материалов, состояние которой в 2012 году характеризовалось ростом и восстановлением объемов производства после кризиса 2008-2009 годов.
На сегодняшний день основные производственные мощности производителей строительных материалов сконцентрированы в Самаре, Тольятти и Сызрани. На 2013 год в Самарской области действует 21 предприятие по производству сборных железобетонных конструкций и изделий общей мощностью 983,3 тыс. кубических метров в год, 3 завода по производству крупнопанельных жилых домов общей мощностью 322,3 тыс. кубических метров железобетонных изделий, что позволяет ввести 275,6 тыс. квадратных метров жилья в год. Ряд субъектов строительного рынка планирует развивать и модернизировать собственные мощности по производству крупных стеновых панелей с увеличением объемов производства.
На сегодняшний день в области действует 12 предприятий, выпускающих штучные стеновые материалы. Указанные материалы используются, прежде всего, для возведения самонесущих ограждающих стеновых конструкций зданий, а также небольших объектов, в том числе коттеджей.
В небольшом количестве керамзитобетонные и пенобетонные блоки выпускаются на действующих заводах по производству железобетонных изделий.
Критическое влияние на стоимостные показатели конечного продукта оказывает необходимость использования качественных щебеночно-гравийных смесей (бетона) и металлоизделий (арматуры). Данные виды продукции являются поставляемыми в Самарскую область из других регионов, и контроль ценовых показателей возможен только через налаживание кооперационных связей с производителями данной продукции, находящимися в Уральском и Южном федеральных округах. При этом производство щебня и гравия может быть создано непосредственно на территории Самарской области при организации поставки качественного сырья в виде крупных пород водным транспортом из регионов добычи. Такие производственные терминалы целесообразно разместить в районе грузовых портов при налаживании поставок сырья в период навигации с дальнейшими поставками продукции автомобильным и железнодорожным транспортом потребителям Самарской области и соседних регионов.
Несмотря на то что Самарская область имеет собственные запасы и мощности по производству цемента, заложенный в Концепции жилищной политики Самарской области до 2020 года существенный рост объема вводимого жилья потребует роста потребления данного вида сырья. Руководством холдинга ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», в который входит ЗАО «Жигулевские стройматериалы», принято решение о строительстве нового завода по производству цемента сухим способом до 2015 года мощностью 2,2 млн. тонн цемента в год. Дефицит цемента может покрываться за счет поставок из соседних регионов - Саратовской области (Вольск), Республики Мордовия (Мордовцемент), Ульяновской области (Ульяновскцемент). Вместе с тем важно отметить, что в период до 2020 года ожидается ежегодный дефицит предложения цемента. Только жилищные программы способны поглотить весь прогнозный объем производства цемента в стране. Спрос на базовый строительный материал будет только расти. Дополнительный стимул развитию строительной отрасли придает чемпионат мира по футболу ФИФА 2018 в России, в проведении которого будут участвовать несколько городов России. Соответственно, эти города также будут предъявлять повышенный спрос на цемент ввиду высокой строительной активности в них. Важно также отметить такой возможный фактор удорожания строительства, как оптовая закупка цемента с целью его последующей продажи. Распространенность такой перепродажи подтверждается тем обстоятельством, что в 2012 году крупными и средними предприятиями было продано 8,9 млн. тонн цемента, что на 56% больше, чем в предыдущем году.
Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Минэкономразвития России, предусматривается снижение потребления цемента и, соответственно, бетонных и железобетонных изделий и конструкций в результате применения древесных материалов в малоэтажном строительстве. Предполагается также, что будет происходить замещение цемента в бетонных смесях и растворах другими материалами (зола, сера, молотое стекло). В частности, при производстве бетона до 20% цемента можно заменить молотым стеклом, что позволит сделать его устойчивым к воздействию воды.
Наиболее емкими сферами потребления цемента остаются жилищное и дорожное строительство, где наблюдается устойчиво растущий спрос и формируется более 95% общего количества потребляемого цемента. Ожидается, что доля дорожного строительства к 2020 году будет планомерно повышаться, чему будут способствовать программы строительства дорог с цементобетонным покрытием, а также развитие инфраструктуры железных дорог. На рынке дорожно-строительных материалов на ближайшие 10 лет также прогнозируется повышение спроса на цементобетонные смеси, качественный битум, геосинтетические прослойки и модифицирующие добавки. Использование цемента в промышленном производстве других строительных материалов в период до 2020 года будет расти вместе с темпами прироста соответствующих отраслей. Так, с 2015 по 2020 год потребность в мощностях для производства железобетонных изделии? и конструкции? увеличится почти в два раза.
Особенностью рынков целой группы базовых строительных материалов (товарного бетона, песка, кирпича и железобетона) является то, что данные рынки являются локальными, то есть ведущие роли принадлежат на них местным (региональным) поставщикам. Это связано со значительным удорожанием стоимости строительных материалов при перевозке на дальние расстояния, что делает их транспортировку нецелесообразной. Товарный бетон в силу технологических особенностей не может производиться далеко от объекта использования. Транспортировка железобетонных конструкций и изделий является дорогой. Транспортировка щебня обычно осуществляется на расстояние не более 300 км, песка - не более 100 - 200 км.
В 2011-2012 годах рынки строительных материалов демонстрировали растущую ценовую динамику, наиболее существенный рост цен официальная статистика зафиксировала на рынке кирпича.
Кирпичное строительство является трудоемким и поэтому дорогим, но традиционно используется в индустриальной застройке. Кирпич как конструкционный материал достаточно легко заменяется другими видами стеновых материалов, в особенности при условии их более низкой цены. В регионах с развитым производством стеновых блоков (прежде всего газобетона) развитие рынка кирпича замедляется. В 2010-2012 годах заметно увеличилось потребление кирпича отечественного производства в сегменте индивидуальных потребителей по сравнению с сегментом массового жилищного строительства.
Производство в Самарской области таких материалов, как теплоизоляционные материалы, гидроизоляционные материалы, мелкоштучные санфаянсовые изделия, производство керамогранита, технического стекла имеют достаточный запас наращивания мощности с обеспечением потребности не только самой Самарской области, но и для реализации в других регионах.
В то же время отставание российской промышленности в 90-е годы прошлого века позволило зарубежным компаниям обосноваться на российском рынке строительных материалов, обеспечив высокий уровень конкуренции, сохраняющийся в настоящий момент во многих сегментах рынка, например, в области лакокрасочных материалов, сухих строительных смесей и т.д.
В сегменте материалов общестроительного назначения (цемент, арматура и металлопрокат, кирпич и т.п.) зарубежные производители не могут составить достойной конкуренции российским заводам из-за высоких транспортных расходов. Вследствие этого производимые на территории региона материалы общестроительного назначения обладают очевидным конкурентным преимуществом. Вместе с тем в условиях высоких рыночных цен на отечественный цемент для российского потребителя с каждым годом становится все доступнее зарубежная продукция. В 2008 году в России отменены таможенные пошлины на ввоз цементной продукции, что было связано с так называемым «цементным кризисом». Импортные поставки оказали существенное влияние на выход из «цементного кризиса». За счет дешевой турецкой и китайской продукции производители были вынуждены снизить цену на данный строительный материал. В 2009 году стоимость цемента снизилась на 32% относительно уровня цен 2008 года.
Транспортировка же стекла, кровельных материалов менее затратная и не сильно сказывается на конечной себестоимости строительства. Здесь существует конкуренция не только среди российских производителей, но и иностранных поставщиков. На рынке керамического кирпича, одного из самых востребованных и популярных строительных материалов, отечественные производители пока не обеспечивают существующий спрос.
Российская строительная отрасль в целом преодолела последствия финансового кризиса и спада деловой активности. Об этом однозначно свидетельствует не только увеличение числа возведенных коммерческих и жилых объектов, но и быстрое восстановление спроса на строительные и отделочные материалы. И хотя этот спрос в последние годы все в большей степени удовлетворяется стараниями отечественных производителей, но роль импорта во многих сегментах рынка строительных материалов по-прежнему довольно значима. Чрезмерная зависимость от зарубежной продукции подавляет развитие российских производителей и создает дополнительные риски для строительных компании?, связанные с таможенным оформлением и логистикой. В то же время из-за вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия не может использовать заградительные пошлины, а это влечет неизбежное увеличение поставок из-за границы, в том числе строительных материалов.
Общемировым показателем в практике жилищного строительства является ввод жилья на уровне одного квадратного метра на человека в год. Считается, что при этом уровне удается не только обеспечивать потребности новых поколении? в жилье, но и удерживать на приемлемом для населения уровне цены на недвижимость. Показатели, ориентированные на соответствующую ежегодную динамику ввода жилья, предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2012 № 2227-р. Таким образом, залогом успешной реализации в Самарской области упомянутых Указом Президента Российской Федерации и государственной программой является значительное увеличение интенсивности жилищного строительства в регионе, а также связанного с этим строительства сопутствующей инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры. Это требует от промышленности строительных материалов и роста производственных мощностей, и диверсификации производства.
Перед промышленностью строительных материалов в долгосрочной перспективе основной задачей будет являться обеспечение строительного комплекса современными, конкурентоспособными и инновационными строительными материалами и изделиями, позволяющими обеспечить строительство энергоэффективных и экологичных зданий и сооружений.
Реализация Концепции жилищной политики Самарской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 685 (далее - Концепция жилищной политики Самарской области до 2020 года) потребует существенной модернизации сектора производства строительных материалов, его оптимизации и дооснащения, изменения структуры планирования и управления. Совокупный объем ежегодного ввода в эксплуатацию жилья должен увеличиться практически в 2 раза по отношению к 2013 году: с 1,7393 млн. квадратных метров до 3,4 млн. квадратных метров жилья к 2020 году. Такой рост невозможно обеспечить за счет существующих мощностей и при преимущественном применении каркасно-монолитных технологий строительства, строительства из мелкоштучного кирпича.
В рассматриваемый период структура потребления строительных материалов в значительной степени будет определяться интенсивностью освоения новых технологий в строительном комплексе и внедрения новых видов материалов с повышенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Реализация планов государства в области жилищного и инфраструктурного строительства потребует не только значительных объемов финансирования и завершения начатой модернизации строительной деятельности, но и поставок большого количества строительных материалов. В этих условиях развитие строительства жилья и других видов строительства в Самарской области должно быть, прежде всего, обеспечено собственными строительными материалами основных видов, производимыми на территории региона.
При этом сформировавшаяся в конце XIX - начале XX вв. форма отраслевого хозяйствования сегодня не отвечает возросшим требованиям рынка в части межотраслевого и междисциплинарного взаимодействия. Обособленный отраслевой подход приводит к существенным отклонениям в структуре планирования и прогнозирования, управления и статистического учета, формирования исходных цен и в результате - конечной стоимости продукта.
Следствием такого подхода являются:
отсутствие планирования объемов совокупного выпуска продукции (конечного продукта), что приводит либо к затариванию излишками, либо к снижению загрузки оборудования по отдельным позициям, либо к дефициту;
отсутствие кооперационных связей, что приводит к внутренней конкуренции, построенной на принципах демпинга, и что, в конечном итоге, сказывается на финансовой устойчивости операторов рынка, приводит к их банкротству, вследствие чего существует риск монополизации отдельных товарных групп либо потери данных товарных групп для региона. В этой ситуации появляется необходимость ввоза товаров из других регионов.
Отраслевой подход также обеспечивает неэффективное государственное прогнозирование и планирование развития соответствующей отрасли. Так, например, из предусмотренных постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129 «О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года» к реализации в 2006 - 2009 годах восьми инвестиционных проектов в сфере производства строительных материалов реализовано только три. При этом один из реализованных инвестиционных проектов, ориентированный изначально на обеспечение отечественного строительного рынка высококачественными строительными материалами (щебень и известь), способными конкурировать с импортной продукцией, увенчался вводом производства (дробления) щебня, предназначенного не для строительства жилых домов, а для использования при благоустройстве. Не отличаются большей эффективностью и мероприятия, связанные с реализацией инвестиционных проектов в период 2011 - 2014 годов (в некоторых проектах срок реализации до 2015 года). Так, из пятнадцати инвестиционных проектов, предусмотренных перечнем мероприятий по модернизации и расширению производства строительных материалов и конструкций в Самарской области на 2011 - 2015 годы, прилагаемым к областной целевой программе «Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2010 № 576, реализовано в настоящее время или находится на стадии реализации только три.
Вышеописанные факторы, связанные с применением отраслевого подхода, в конечном итоге, оказывают ощутимое влияние на стоимость конечного продукта, например, на стоимость квадратного метра жилья в регионе.
Отсутствие эффективного планирования объемов совокупного спроса на строительные материалы на территории Самарской области и кооперационных связей между предприятиями является значимым препятствием на пути к обеспечению жилищного строительства местными строительными материалами в запланированных объемах. Такой уровень обеспеченности строительства местными строительными материалами обусловлен не протекционистской политикой по отношению к местным производителям, а конъюнктурой существующего рынка и задачей увеличения объема ввода жилья для всех регионов Российской Федерации, в том числе и тех, из которых на сегодняшний день осуществляется ввоз в Самарскую область некоторых строительных материалов. Соответственно, ввоз строительных материалов из других регионов уже в ближайшей перспективе будет возможен лишь в случае перенасыщения строительными материалами местных рынков либо в случае закупки строительных материалов по более высокой стоимости. К тому же закупка строительных материалов в других регионах с отнесением транспортных расходов по их доставке на себестоимость строительства означает невыполнение другой задачи, обозначенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» - снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 % по отношению к ценам 2012 года.
Важность решения задачи развития местной промышленности в Самарской области обусловлена также и необходимостью пополнения в долгосрочной перспективе источников налоговых доходов Самарской области (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций) и муниципальных образований в Самарской области (налог на доходы физических лиц и земельный налог).
Формирование кластерной политики на строительном рынке Самарской области должно способствовать решению проблем планирования объемов совокупного выпуска продукции и улучшению кооперационных связей.
Необходимо создание условий для обеспечения стабильного долговременного спроса на рынке строительных материалов, позволяющего организациям промышленности строительных материалов произвести модернизацию существующих производственных мощностей и в кратчайшие сроки довести объемы выпуска продукции строительной индустрии до требуемой потребности с учетом ежегодных объемов потребления.
Увеличение в период до 2020 года объемов дорожного и иного строительства, в том числе в рамках подготовки Самарской области к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в России, рост объемов капитального ремонта эффективным образом скажутся на развитии предприятий строительной отрасли и повышении их экономической устойчивости (ускоренное развитие технологий, материалов и оборудования), что, в свою очередь, повлечет снижение стоимости строительных материалов и снижение себестоимости вновь строящегося жилья. Кроме того, снижение стоимости строительных материалов и, соответственно, снижение стоимости жилья возможны за счет предоставления адресной государственной поддержки предприятиям строительной отрасли в целях обеспечения внедрения инновационных технологий. Также следует провести исследования и обеспечить предприятия строительной отрасли необходимыми кадрами (рабочими и специалистами со средним профессиональным образованием). Исследования по Москве показали, что предприятия строительной отрасли используют не все имеющиеся мощности и испытывают нехватку кадров. В свою очередь, в Самаре стоимость строительных материалов превышает стоимость аналогичного материала в Москве и Санкт-Петербурге.
Настоящая Концепция предусматривает развитие базы промышленности строительных материалов Самарской области (с учетом внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, материалов и решений) с выходом на максимальную обеспеченность строительными материалами на внутреннем рынке, в том числе достижение полного обеспечения строительных объектов, предусмотренных мероприятиями реализуемых в Самарской области жилищных программ, основными строительными материалами и совершенствование структуры производства основных видов строительных материалов и изделий, а также формирование условий для продвижения продукции строительной индустрии региона на внешних рынках. Основные индикаторы реализации настоящей концепции представлены в приложении.
Важно отметить особую значимость реализации настоящей Концепции в условиях создания новых форм стимулирования субъектов Российской Федерации к расширению сферы применения инновационного бизнеса. Так, в Послании Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации 2013 года определена задача федеральным органам государственной власти по дополнительному финансированию субъектов Российской Федерации, развивающих инновационное предпринимательство. Так, согласно позиции Президента Российской Федерации субъект Российской Федерации, вкладывающий средства регионального бюджета в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, должен получить право на средства федерального бюджета, предоставляемые региону в форме межбюджетных трансфертов, в пределах затрат субъекта Российской Федерации на создание инфраструктуры таких площадок. Источником таких межбюджетных трансфертов станут дополнительные федеральные налоги, которые в течение трёх лет поступят от размещённых в соответствующей инновационной среде предприятий.
Таким образом, возможность привлечения дополнительных федеральных средств в экономику Самарской области должна быть использована при реализации настоящей Концепции.