Действующий

Об утверждении Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2013 год (с изменениями на 25 июля 2013 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

     Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики; равноправный общественный диалог по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений и обеспечивают общественный консенсус по основным вопросам развития России.
     Новая модель развития общества, обеспечивающая высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам, включает:
     развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта, образования и науки, здравоохранения и культуры, пенсионной системы и оказания социальных услуг и др.;
     повышение роли институтов гражданского общества в устойчивом развитии сельских территорий;
     развитие новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций и механизмов общественной экспертизы готовящихся решений;
     содействие развитию практики благотворительной и добровольческой деятельности граждан и организаций;
     создание прозрачной конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций (далее - НКО).
     Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей территорий.
     В соответствии с рекомендациями постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» распоряжением Правительства Самарской области от 21.10.2011 № 311-р утверждена и реализована Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 - 2012 годы.
     По состоянию на март 2013 года в ведомственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации учтены как действующие на территории Самарской области 4734 негосударственные НКО, из которых по организационно-правовой форме к социально ориентированным относятся 95%.
     Количество вновь регистрируемых НКО ежегодно увеличивается: если до 2011 года регистрировались в среднем по 370 организаций в год, то в 2011 году зарегистрировано 382, в 2012 году - 434 организации.
     В 2011-2012 годах сохранились основные тенденции развития сектора социально ориентированных НКО, отмечавшиеся в 2010 году:
     сокращение доли социально ориентированных общественных объединений граждан за счет роста числа религиозных организаций и НКО (в первую очередь - учреждений и органов территориального общественного самоуправления) - сегодня они составляют 37% от общего числа зарегистрированных НКО и уже не являются численно преобладающей группой (НКО - 42%, религиозные организации - 12%, профсоюзы - 9%);
     при сохранении основных особенностей территориального распределения социально ориентированных НКО в Самарской области (подавляющее большинство зарегистрированы в областном центре и Тольятти - 73%, на долю остальных 8 городов области приходится 12%, а на территории 27 сельских районов зарегистрированы 15% НКО) отмечается устойчивый рост числа зарегистрированных НКО в малых городах - Новокуйбышевск, Кинель, Отрадный, Жигулевск, Похвистнево, и постепенное сокращение числа зарегистрированных НКО в областном центре (в среднем на 0,4% в год);
     увеличивается доля социально ориентированных НКО, основная цель деятельности которых - предоставление услуг и пособий гражданам (НКО, обслуживающие домашние хозяйства), с 65% в 2009 году до 73% в 2011 году от общего числа зарегистрированных организаций.
     Тем не менее одной из наиболее острых проблем остается проблема продвижения социально ориентированных НКО на рынки предоставления социальных услуг населению. Опрос руководителей НКО в 2012 году показал, что большинство организаций оказывают социальные услуги сами того не осознавая. По этой причине они не позиционируют себя никаким образом на рынке социальных услуг и общество, включая потребителей услуг и представителей органов власти и сотрудников бюджетных учреждений, не воспринимает социально ориентированные НКО как поставщиков социальных услуг и не рассчитывает на них при решении задач государственной политики в социальной сфере. Необходимо добровольное и взаимовыгодное сотрудничество НКО с государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания населения, в том числе в сфере обмена информацией о клиентах, нуждающихся в тех или иных видах услуг, разработки стандартов и регламентов предоставления социальных услуг населению социально ориентированными НКО.
     Положительные изменения произошли в последние два года в развитии добровольчества в регионе:
     увеличилось в два раза число социально ориентированных НКО, специализирующихся на развитии добровольческой деятельности (до 7 НКО, в том числе зарегистрированы как юридические лица - 5);
     действует неформальная коалиция - ассоциация добровольческих организаций «ДоброСоседстВо!», координирующая добровольческие усилия граждан и некоммерческих организаций (в том числе через «Ярмарки добровольческих вакансий», лагеря по различным направлениям добровольческой деятельности - школьное и молодежное добровольчество, добровольцы за здоровый образ жизни; проекты «Добровольческий корпус спасателей» и др.);
     добровольцев обучают необходимым знаниям и навыкам в рамках реализации проекта «Общественная школа волонтера»;
     действует специализированный интернет-ресурс www.dobronews.info;
     расширяется практика поддержки и мотивации добровольцев: знаки публичного признания они получают от органов власти и других НКО на ежегодном региональном Форуме добровольцев, на форумах «Серебряный возраст» и «Добро.ру/Самара», в рамках программы «Начни карьеру с добрых дел» (учет добровольческого стажа при приеме на работу в НКО и бюджетные организации); от коммерческих организаций в рамках программы «Добрый дисконт» (скидки на товары и услуги лицам, имеющим «Книжку волонтера»).
     Объемы благотворительных пожертвований и доля активно действующих благотворительных организаций даже при наличии благоприятного регионального законодательства (Закон Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области» предусматривает налоговые льготы коммерческим организациям - жертвователям и социально ориентированным НКО, получившим статус «Благотворительная организация в Самарской области») существенно зависят от состояния экономики региона и страны, а также от финансового благополучия организаций и граждан. В течение последних лет в Самарской области сохраняется доля благотворительных социально ориентированных НКО (5% от общего числа зарегистрированных НКО), стабильно развивается деятельность системообразующих фондов - городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти» и Регионального благотворительного фонда «Самарская губерния», которые ежегодно расширяют круг жертвователей - юридических и физических лиц, формируя именные, фамильные и тематические фонды и распределяя полученные средства через конкурсы на финансирование проектов социально ориентированных НКО, стипендии и иные формы поддержки граждан.
     В Самарской области активно развиваются современные формы социального партнерства, гражданского (общественного) контроля за деятельностью государства и механизмы общественной экспертизы принимаемых органами власти решений. Систему, обеспечивающую включение социально ориентированных НКО в мероприятия гражданского контроля и общественной экспертизы, сегодня образуют Общественный совет при Самарской Губернской Думе, рабочая группа (проектный центр) по внедрению принципов и механизмов системы «Открытое правительство» в деятельность органов исполнительной власти Самарской области при Администрации Губернатора Самарской области, 11 общественных советов при органах государственной исполнительной власти.
     В региональных общественных экспертно-консультативных и совещательных структурах сегодня представлены около 400 социально ориентированных НКО; на четверть увеличилось число представителей НКО, постоянно участвующих в общественной экспертизе различных решений органов законодательной и исполнительной власти региона в рамках экспертной комиссии Общественного совета при Самарской Губернской Думе и группы общественных экспертов экспертно-консультативного общественного совета при министерстве управления финансами Самарской области. Расширилась тематика общественной экспертизы - помимо оценки проектов законов и подзаконных актов, проектов областных бюджетов и отчетов об их исполнении общественной экспертизе регулярно подвергаются показатели результативности и эффективности деятельности государственных органов власти.
     Помимо дальнейшего развития вышеуказанных направлений общественного участия в принятии и реализации решений государственных органов власти сегодня необходима целенаправленная работа по развитию попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных и муниципальных учреждений социальной сферы: обеспечение участия в их работе заинтересованных социально ориентированных НКО и повышение квалификации их представителей по вопросам деятельности соответствующих учреждений.
     Активно развиваются формы государственной информационной поддержки деятельности социально ориентированных НКО, в первую очередь, за счет использования современных интернет-технологий: в 2011 - 2012 годах департаментом информационных технологий и связи Самарской области поддержаны проекты 9 организаций по созданию специализированных информационно-просветительских интернет-ресурсов социально ориентированных НКО на общую сумму более 11 млн. рублей.
     К специализированным региональным интернет-ресурсам - портал государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов» и сайт общественной палаты Самарской области - добавился портал «Социально ориентированные некоммерческие организации Самарской области» (http://www.songo63.ru).
     За последние два года источники финансирования социально ориентированной деятельности НКО Самарской области не изменились: взносы учредителей и членов организации, пожертвования от коммерческих компаний и частных лиц, гранты и пожертвования от российских и международных фондов и НКО, поступления из регионального и местных бюджетов, доходы от собственной хозяйственной деятельности. Выборочный опрос активных социально ориентированных НКО показал, что объем привлекаемых ими для реализации своих программ и проектов средств в 2011 - 2012 годах в целом увеличился почти в два раза, несмотря на то, что у отдельных организаций доходы сократились в несколько раз. Проблема заключается в том, что средства предоставляются, как правило, на краткосрочные проекты, и это не позволяет НКО закреплять в организациях квалифицированные кадры сотрудников и добровольцев. Так, в группе социально ориентированных НКО, обслуживающих домашние хозяйства, обеспеченность кадрами в 2009 году составляла в среднем 1,2 единицы штатных сотрудников и 1,3 единицы добровольцев, а в 2011 году она снизилась до 0,84 единицы штатных сотрудников и 0,79 единицы добровольцев (т.е. сократилась на 23% и 38% соответственно). Очевидно, что социально ориентированные НКО Самарской области еще не преодолели последствия экономического кризиса - не сумели восстановить кадровый потенциал.
     В этих условиях особенно важным становится повышение квалификации руководителей и добровольцев социально ориентированных НКО, что может хотя бы частично компенсировать потерю кадровых ресурсов и сохранить качество и объемы социально ориентированной деятельности данных организаций. Обучение на курсах повышения квалификации сотрудников и добровольцев социально ориентированных НКО в 2012 году, организованных РАНХиГС совместно с Международным институтом рынка (краткосрочная образовательная программа - 72 учебных часа), и на семинарах по правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам деятельности НКО (в рамках реализации проекта «Школа НКО Самарской области») позволило повысить квалификацию 483 представителей более 200 социально ориентированных НКО и 78 общественных объединений без статуса юридического лица из 14 муниципальных образований Самарской области. Впервые социально ориентированные НКО Самарской области получили такие возможности развития своего кадрового потенциала.
     Укреплению материально-технической базы, повышению уровня проектной культуры и навыков управления целевыми финансовыми средствами в социально ориентированных НКО Самарской области способствовали конкурсы социальных проектов, организованные министерством здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета в 2011 и 2012 годах. Победителями конкурсов реализованы 74 проекта на общую сумму 33 420 тыс. рублей, из них 32 - организациями из 7 малых городов и 20 сельских районов области (44%).
     Увеличивается доля средств бюджета Самарской области, направляемых на государственную финансовую поддержку деятельности НКО, в том числе социально ориентированных (в 2012 году - 1,46%, в 2013 году запланировано на уровне 1,64%). Увеличивается число органов исполнительной власти, предоставляющих субсидии НКО (с 7 в 2011 году до 10 в 2013 году), и число социально ориентированных НКО - получателей субсидий (со 183 в 2010 году до 241 в 2012 году).
     Реализация Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 - 2012 годы позволила объединить усилия различных структур государственных органов исполнительной власти Самарской области, привнести системный подход в реализацию государственной политики по поддержке институтов гражданского общества и за короткий срок получить ощутимые положительные результаты в развитии деятельности социально ориентированных НКО.
     Однако очевидно, что полученные результаты требуют дальнейшего развития, а ощутимый социальный и экономический эффект от деятельности социально ориентированных НКО еще не достигнут. Для того чтобы вклад социально ориентированных НКО в социально-экономическое развитие Самарской области соответствовал потенциалу этих организаций, необходимо дальнейшее решение следующих вопросов:
     повышение финансовой устойчивости, уровня организационного развития и профессионализма социально ориентированных НКО;
     продвижение социально ориентированных НКО на рынки социальных услуг;
     развитие сети эффективно действующих фондов местных сообществ на территории области;
     развитие корпоративных форм добровольчества;
     организация взаимодействия между социально ориентированными НКО и органами власти всех уровней для совместного определения приоритетных направлений добровольческой и благотворительной деятельности;
     развитие общественных совещательных структур и общественной экспертизы во всех сферах социальной политики;
     результативное и эффективное участие социально ориентированных НКО в попечительских (общественных, наблюдательных) советах государственных и муниципальных учреждений социальной сферы.
     Наиболее эффективное решение обозначенных проблем возможно при использовании программно-целевого метода. Настоящая Программа носит комплексный характер и обеспечивает последовательность и результативность в осуществлении мер государственной поддержки социально ориентированных НКО Самарской области.
     Настоящая Программа разработана в соответствии с региональными нормативными правовыми актами:
     законами Самарской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Самарской области», «О благотворительной деятельности в Самарской области», «Об общественной палате Самарской области», «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области»;
     постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 № 252 «О Концепции партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества».