ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 марта 2013 года N 158-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2013 - 2018 ГОДЫ)

(в редакции распоряжений Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 N 481-р, от 24.10.2016 N 1416-р, от 26.12.2016 N 1735-р)


1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Удмуртской Республике (2013 - 2018 годы).

2. Установить, что объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики на выполнение целевых показателей, установленных Планом мероприятий ("дорожной картой") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Удмуртской Республике (2013 - 2018 годы), могут быть скорректированы в ходе исполнения бюджета Удмуртской Республики в соответствии с бюджетным законодательством.

3. Контроль за реализацией Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Удмуртской Республике (2013 - 2018 годы) возложить на Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики.

(в ред. распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 24.10.2016 N 1416-р)


Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ




Утвержден
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 18 марта 2013 года N 158-р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

   (в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2016 N 1735-р)


 I. Общее описание "дорожной карты"


1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания граждан в Удмуртской Республике (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания граждан в Удмуртской Республике, повышение ее уровня, качества и эффективности.

На 1 ноября 2016 года на территории Удмуртской Республики проживает 447828 пенсионеров, из них число получателей пенсии по старости - 376586 человек. При этом число получателей социальных услуг от общего числа пенсионеров составляет 255035 человек (56,9%).

В республике по состоянию на 1 декабря 2016 года создана развитая сеть организаций социального обслуживания, которая включает:

22 стационарные организации социального обслуживания, из них 9 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 2 дома-интерната для взрослых и детей, 7 психоневрологических интернатов, 2 дома-интерната для умственно отсталых детей, 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;

35 полустационарных организаций социального обслуживания, из них 33 комплексных центра социального обслуживания населения, социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов, центр психолого-педагогической помощи населению.

Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания, за 2015 год составила 98,4%, за 9 месяцев 2016 года - 98,7%.

В 2015 году организациями социального обслуживания обслужено 304,0 тыс. человек, которым предоставлено 22,4 млн. социальных услуг, за первое полугодие 2016 года обслужено 112,0 тыс. человек и предоставлено 15,3 млн. социальных услуг.

В 2013 году на социальное обслуживание было направлено 1317,0 млн. руб. Расходы в 2014 - 2017 годах представлены в следующей таблице:

Год

Бюджет

Внебюджет

Итого

всего, млн. руб.

в т.ч. ФОТ, млн. руб.

всего, млн. руб.

в т.ч. ФОТ, млн. руб.

всего, млн. руб.

в т.ч. ФОТ, млн. руб.

2014

1507,3

1267,2

371,6

24,1

1878,9

1291,3

2015

1483,5

1305,7

339,4

29,9

1822,9

1335,6

2016

1612,2

1347,3

398,0

31,0

2010,2

1378,3

2017

1626,6

1348,7

398,0

31,0

2024,6

1379,7


Социальные услуги предоставляются 1557 социальными работниками, которыми в основном работают женщины (95,57%) в возрасте от 30 до 60 лет, имеющие среднее специальное образование. В 2016 году социальные работники прошли курсы повышения квалификации по программе "Основы домашнего ухода".

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который направлен на развитие системы социального обслуживания, на повышение уровня социальных услуг, их качества и эффективности.

Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

В рамках реализации Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" внесены изменения в Закон Удмуртской Республики "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике", Правительством Удмуртской Республики и Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики принято 18 нормативных правовых актов, которые регламентируют вопросы социального обслуживания граждан.

В том числе принят приказ Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от 29 апреля 2016 года N 102 "Об утверждении Административного регламента Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги "Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании". Данным приказом установлен порядок предоставления государственной услуги по признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и определены критерии нуждаемости в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Оценка индивидуальной потребности заявителя в социальных услугах проводится создаваемой в территориальных органах Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики комиссией по установлению потребности заявителя в социальных услугах. Указанная комиссия составляет акт оценки индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах (по утвержденной форме), в котором указывается наличие либо отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги.

За 2015 год нуждающимися в социальном обслуживании признано более 30 тыс. человек. В 1 квартале 2016 года - более 7 тыс. человек. Наибольшее число граждан (68% в 2015 году и 71% в 1 квартале 2016 года от общего числа признанных нуждающимися) признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 5 ноября 2014 года N 425 "О порядке утверждения тарифов на социальные услуги, предоставляемые на территории Удмуртской Республики" определяет, что тарифы на социальные услуги, предоставляемые республиканскими учреждениями социального обслуживания, утверждаются Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, рассчитанных с учетом Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". В соответствии с указанным постановлением Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики издан приказ от 15 декабря 2014 года N 226 "Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые на территории УР". В связи с планируемым пересмотром перечня социальных услуг в 2017 - 2018 годах предполагается пересмотр тарифов на социальные услуги.

В сельских районах с 2011 года работает 33 выездные бригады социальной помощи (мобильные бригады), маршруты которых проходят по деревням, где пожилые граждане получают консультации специалистов отдела социальной защиты, услуги комплексного центра социального обслуживания. Такими мобильными бригадами охвачено 100% населенных пунктов республики. Социальные услуги предоставлены 100% обратившихся граждан. В 2015 году осуществлено 4355 выездов, социальные услуги получили 13757 человек, за 9 месяцев 2016 года осуществлен 2571 выезд и обслужено 7876 человек.

В 2012 году получили свое развитие услуги сиделки, которые предоставляются в 26 комплексных центрах социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе на дому вследствие частичной или полной утраты способности к самообслуживанию в соответствии с медицинским заключением. В 2015 году услугами сиделок воспользовался 261 человек. За 9 месяцев 2016 года сиделками обслужено 232 гражданина.

Дополнительно с целью оказания психологической и практической помощи комплексные центры социального обслуживания населения организуют проведение школы по уходу за тяжелобольными пожилыми и инвалидами для родственников.

Наиболее востребованы и хорошо развиваются службы срочной социальной помощи. 35 отделений, в которых работает 161 социальный работник, оказывают более 50 видов услуг: приготовление и доставка горячей пищи, ремонт обуви, обработка приусадебного участка, оздоровительные процедуры, раскрой и пошив одежды, консультации юриста, психолога, педагога.

В целях укрепления здоровья пожилых людей учреждениями осуществляется доставка лекарственных средств гражданам пожилого возраста. За 9 месяцев 2016 года лекарственные средства были доставлены 5418 гражданам. Социальным патронажем охвачен 4621 пожилой гражданин старше 80 лет.

Все более активное развитие в республике получает социальный туризм. За 9 месяцев 2016 года было проведено 220 мероприятий, в которых принял участие 2991 пожилой гражданин.

Одним из востребованных направлений является волонтерское движение, которым за 9 месяцев 2016 года охвачено 3276 граждан пожилого возраста. Участие в мероприятиях приняли 1577 волонтеров. Основные направления добровольческой деятельности - оказание социально-бытовых услуг (колка дров, доставка воды, уборка жилых помещений, расчистка двора и дорожек от снега, приобретение и доставка продуктов питания, лекарственных препаратов и другие услуги) и организация праздничных концертных программ.

В структуре 18 комплексных центров социального обслуживания существует сеть специальных жилых домов, предназначенных для одиноких пожилых граждан, жилье которых находится в аварийном и ветхом состоянии, а также оказавшихся в ситуации внутрисемейного конфликта. В республике по состоянию на 1 ноября 2016 года функционирует 24 специальных дома на 545 квартир и комнат, в которых 530 пенсионеров, годами живших в отдаленных деревнях без всяких удобств, приобрели возможность пожить в благоустроенном жилье. По желанию пожилых им предоставляется комплекс социальных услуг - доставка продуктов питания, медикаментов, помощь в уборке жилья. Необходимо отметить, что специальные жилые дома являются для бюджета республики малозатратными, так как в этих домах оплата жилья и коммунальных услуг проживающими производится за свой счет, при этом квартиры не могут быть приватизированы или переданы по наследству.

В 2014 году при Министерстве социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики создан Общественный совет. В 2015 году Общественным советом проведена независимая оценка качества в отношении 33 полустационарных организаций социального обслуживания с составлением рейтинга и вынесением рекомендаций по улучшению качества работы, в 2016 году независимая оценка проведена в отношении 14 стационарных организаций, в 2017 году планируется в отношении 10 организаций, оказывающих услуги семьям и детям.

В целях реализации задач "дорожной карты" в 2013 - 2016 годах выполнены следующие мероприятия.

В 2013 году принят Закон Удмуртской Республики "О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики в сфере социального обслуживания населения". С 1 января 2014 года 49 муниципальных учреждений социального обслуживания как имущественные комплексы переданы в собственность Удмуртской Республики. Осуществлена модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной базы, предусматривающая дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости. В рамках модернизации системы социального обслуживания достигнуты: единообразный комплексный подход к созданию многопрофильных современных учреждений социального обслуживания; единый подход к формированию системы оплаты труда работников учреждений; прямой финансовый контроль расходования бюджетных средств; единый подход к формированию государственного задания для учреждений; упрощение распределения финансовых потоков; быстрота принятия финансовых решений; переход на нормативно-подушевое финансирование; проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в труде, поднятие престижа социального работника.

В 2014 году основная часть социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних включена в структуру комплексных центров социального обслуживания. В качестве самостоятельных учреждений оставлены социально-реабилитационные центры, осуществляющие социальное обслуживание по межтерриториальному принципу.

В целях совершенствования системы оплаты труда Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики в 2010 году разработаны и утверждены показатели эффективности деятельности подведомственных учреждений и их руководителей. В 2013 году данные показатели актуализированы в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 287.

Целевые показатели деятельности учреждений утверждены приказом Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от 9 апреля 2013 года N 48 и разделены на три крупных блока:

1) показатели основной деятельности учреждения (выполнение государственного задания, обеспечение комплексной безопасности учреждения, оснащенность учреждения помещениями, оборудованием, техническими и иными средствами, удовлетворенность граждан качеством и доступностью предоставления социальных услуг и др.);

2) показатели финансово-экономической деятельности и исполнительская дисциплина учреждения (своевременность представления месячных, квартальных и годовых отчетов, планов финансово-хозяйственной деятельности, статистической отчетности, других сведений и их качество, целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств);

3) показатели деятельности учреждения (руководителя) по работе с кадрами (укомплектованность учреждения кадрами, соблюдение сроков повышения квалификации работников учреждения, доведение средней заработной платы в соответствии с региональной "дорожной картой" и т.д.).

Реализация мероприятий позволила повысить доступность услуг в сфере социального обслуживания, эффективность и качество их предоставления во взаимосвязи с переходом на "эффективный контракт". Так, за 2015 год службами сиделок обслужено 947 человек, мобильными бригадами - 53686 человек, 5532 волонтера помогли 16786 пожилым гражданам.

В целях сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников проводятся обучающие семинары, курсы повышения квалификации. Ежегодно работники учреждений участвуют во Всероссийском конкурсе "Лучший работник учреждения социального обслуживания", в период с 2013 года по 2016 год победителями стали 4 работника.

В целях обеспечения информационной открытости о деятельности в сфере социального обслуживания Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики систематически проводится проверка информации о государственных учреждениях, отчетов о результатах их деятельности, размещенных на сайтах: www.minsoc.udmurt.ru, www.bus.gov.ru, на соответствие порядку, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 года N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта".

Для дальнейшего развития системы социального обслуживания в Удмуртской Республике, повышения уровня, качества и эффективности предоставляемых социальных услуг необходимо дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятии престижа социального работника, выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.

2. Проблемами в сфере социального обслуживания граждан в Удмуртской Республике являются:

1) наличие очередности на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

По состоянию на 1 января 2014 года очередность в психоневрологические интернаты составляла 91 человека, на 1 января 2015 года - 104 человека, на 1 января 2016 года - 119 человек, из них 20 - в дома-интернаты общего типа и 99 - в психоневрологические интернаты. В 2013 и 2014 годах для решения вопроса по снижению очередности в стационарные учреждения социального обслуживания были переданы 2 здания Министерства образования и науки Удмуртской Республики (здание детского сада и детского дома-интерната), ремонтные работы по приспособлению переданных зданий закончены в 2015 году.

С целью ликвидации очереди в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, улучшения условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов завершен ремонт дополнительного здания Алнашского дома-интерната для престарелых и инвалидов, куда из очереди переведены 15 человек. В настоящее время очередь в дома-интернаты общего типа отсутствует.

По состоянию на 1 ноября 2016 года сохраняется очередь в психоневрологические интернаты и составляет 112 человек.

Для ее ликвидации в 2017 - 2018 годах планируется перевести из очереди:

25 человек - в феврале 2017 года во вновь открытый филиал Якшур-Бодьинского психоневрологического интерната;

70 человек - в Сарапульский психоневрологический интернат после проведения полной реконструкции дополнительных зданий;

20 человек - в Глазовский психоневрологический интернат после завершения капитального ремонта первого этажа здания (дополнительные площади).

В результате реализации вышеуказанных мероприятий очередность в психоневрологические интернаты в 2018 году будет ликвидирована.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»