Ключевым элементом комплексного развития территорий городов и поселений в целях формирования комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека является градостроительная политика.
Принятый в 2004 году Градостроительный кодекс Российской Федерации определил процедуры разработки и утверждения основных документов реализации градостроительной политики: документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории. Такая система планирования пространственного развития обеспечивает организацию строительства, в том числе жилищного, с учётом общественных интересов, одновременно устанавливая прозрачные и устойчивые правила для застройщиков и инвесторов.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора. Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства.
На практике градостроительная документация пока еще не стала доминирующей формой организации территорий в общественных интересах. Преобладающей остается административно-разрешительная система в отношении каждого проекта строительства, в том числе жилищного, что приводит к хаотичной застройке городов и низкому качеству организации среды проживания граждан.
Согласно требованиям градостроительного законодательства наличие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки является необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на строительство.
Приоритетной задачей в этой сфере становится завершение в 2013 - 2014 годах разработки и утверждения генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований - сельских поселений на территории Удмуртской Республики.
Основными проблемами архитектурного и градостроительного проектирования являются:
дефицит местных бюджетов, отсутствие финансовой возможности по разработке документов территориального планирования органами местного самоуправления;
отсутствие цифровых топографических карт;
недостаточный уровень компетентности в вопросах архитектуры и градостроительства органов местного самоуправления.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в Удмуртской Республике утверждены:
1) схема территориального планирования Удмуртской Республики;
2) генеральные планы 5 городских округов;
3) правила землепользования и застройки 5 городских округов;
4) 25 схем территориального планирования муниципальных районов;
5) генеральный план одного городского поселения;
6) правила землепользования и застройки одного городского поселения.
Разработаны Нормативы градостроительного проектирования по Удмуртской Республике, которые утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16 июля 2012 года № 318 «Об утверждении Нормативов градостроительного проектирования по Удмуртской Республике».
Из 310 сельских поселений республики в 205 поселениях утверждены Генеральные планы, Правила землепользования и застройки утверждены в 310 сельских поселениях. В 105 поселениях принято решение об отсутствии необходимости разработки генерального плана.
В период с 2006 по 2012 годы на софинансирование разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории было выделено из средств бюджета Удмуртской Республики 170 млн. рублей.
Финансово - экономический кризис существенно повлиял на состояние строительной отрасли в республике. Одним из факторов, также ограничивающим объёмы строительства, является ресурсное ограничение строительного комплекса. Его развитию мешают изношенность производственных мощностей, низкая конкурентоспособность местных строительных материалов, недостаточный уровень внедрения современных технологий строительства, дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях, что, как следствие, приводит к удорожанию стоимости строительства.
Основной стратегической целью социально - экономического развития Удмуртской Республики на среднесрочную перспективу является обеспечение устойчивого экономического роста на основе перехода экономики республики на модель инновационного развития, предусматривающую диверсификацию, выпуск наукоёмкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, эффективное использование природного, производственного, трудового и научного потенциала.
Промышленность строительных материалов - базовая отрасль строительного комплекса, обеспечивающая реализацию приоритетных государственных национальных проектов, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, республиканской целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011 - 2015 годы».
В целях стимулирования развития в Удмуртской Республике производства современных строительных материалов с учётом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для обеспечения жилищного, социально - культурного, промышленного строительства, а также модернизации жилищного фонда на период до 2020 года и повышения доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов, осуществляется реализация мероприятий республиканской целевой программы «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 мая 2012 года № 217 (далее - Республиканская целевая программа «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Удмуртской Республике до 2020 года»).