РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 07 октября 2013 года № 669-р
г. Ижевск
О разработке проекта республиканской целевой программы
«Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2014-2018 годы»
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» и в целях создания целостной системы муниципальной службы Удмуртской Республики, формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы, обеспечивающего эффективность деятельности органов местного самоуправления Удмуртской Республики:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2014-2018 годы».
2. Определить Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2014-2018 годы».
3. Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики разработать проект республиканской целевой программы «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2014-2018 годы» и в срок до 21 октября 2013 года представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич
Приложение
к распоряжению Правительства
Удмуртской Республики
от 07 октября 2013 года № 669-р
Концепция
республиканской целевой программы
«Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике
на 2014 - 2018 годы»
1. Обоснование соответствия решения проблемы целям
и приоритетным задачам социально-экономического развития
Удмуртской Республики
Концепция республиканской целевой программы «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2014-2018 годы» (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Удмуртской Республики от 20 марта 2008 года № 10-РЗ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике» и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных в программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы».
Разработка республиканской целевой программы «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2014-2018 годы» (далее - Программа) необходима в целях дальнейшей реализации мероприятий по внедрению эффективных кадровых технологий в органах местного самоуправления, формирования высококвалифицированного кадрового состава, совершенствования системы управления муниципальной службой и системы профессионального развития муниципальных служащих.
Программа является продолжением республиканской целевой программы «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы». Мероприятия Программы будут направлены на:
повышение эффективности системы профессионального развития муниципальных служащих;
повышение престижа муниципальной службы, установление открытости и информационной доступности деятельности муниципальных служащих;
обеспечение эффективности внедрения современных кадровых, информационных и управленческих технологий на муниципальной службе;
совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению и борьбе с коррупцией на муниципальной службе;
разработку научно-обоснованных методик оценки профессиональных и деловых качеств кадров при проведении конкурсов, аттестации и квалификационных экзаменов;
проведение работы по эффективному использованию кадровых резервов на муниципальной службе;
проведение экспериментов на муниципальной службе;
повышение материальных и моральных стимулов для муниципальных служащих к эффективному исполнению должностных обязанностей, проведение республиканских конкурсов на звание «Лучший муниципальный служащий Удмуртской Республики».
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить последовательность и системность развития муниципальной службы в Удмуртской Республике, повысить эффективность кадровой политики в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике, что в свою очередь позволит обеспечить целенаправленную работу органов местного самоуправления по реализации положений, определенных социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года».
2. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом
Одним из основных условий развития муниципальной службы в Удмуртской Республике является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, которое взаимосвязано с эффективным применением системы профессионального развития муниципальных служащих. Основой для решения данной задачи является постоянный мониторинг кадрового состава муниципальных служащих, выполняемых ими функций, а также потребностей органов местного самоуправления в кадрах.
По состоянию на 1 января 2013 года в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике замещали муниципальные должности и должности муниципальной службы 4429 человек.
Гендерный состав муниципальной службы за 2012 год следующий: мужчин - 1049, женщин - 3380 (в 3 раза больше). Средний возраст муниципальных служащих Удмуртской Республики - от 40 до 50 лет.
Около 47% муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, имеют стаж муниципальной службы более 10 лет, они придают стабильность муниципальной службе, обеспечивают высокий профессиональный уровень.
Вместе с тем, следует отметить, что в Удмуртской Республике ежегодно увеличивается количество муниципальных служащих в возрасте 60 лет и старше (в 2008 году- 1,6%, в 2012 году - 2%), а количество лиц до 30 лет уменьшается (в 2008 году - 20,5%, в 2012 году - 17,4%). Это говорит о том, что в органах местного самоуправления существует проблема омоложения муниципальных кадров. Привлечение на муниципальную службу талантливых молодых специалистов обеспечит преемственность поколений в системе муниципального управления, ротацию кадров в органах местного самоуправления, усиление конкуренции в процессе отбора, подготовки и карьерного роста муниципальных служащих.
Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики постоянно проводится обучение муниципальных служащих за счет средств бюджета Удмуртской Республики. За 2012 год количество муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, имеющих высшее профессиональное образование, увеличилось на 1,2% и составило . За 4 года реализации республиканской целевой программы «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы» количество лиц, имеющих высшее профессиональное образование, увеличилось на 8,2% (на 1 января 2008 года процент лиц, имеющих высшее образование, составлял 81,8%). Доля имеющих высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» от общей численности в 2012 году составила , от общей численности имеющих высшее образование составила .
В Удмуртской Республике сформирована эффективная система профессионального развития муниципальных служащих. За 2012 год получили дополнительное профессиональное образование 1047 человек или от общего числа муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности (в 2009 году - 26,6%, 2010 году - 26,1%, 2011 году - 24,9%).
Учитывая взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы и исходя из единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Таким образом, за ближайшие 3 года необходимо охватить обучением в системе высшего и дополнительного профессионального образования 4085 муниципальных служащих. Следовательно, в течение этого периода необходимо за счет средств бюджета Удмуртской Республики и средств местных бюджетов ежегодно охватывать обучением 1360 человек.( Указана фактическая численность муниципальных служащих по состоянию на 1 января 2013 года с учетом всех возрастных групп, включая 55 лет и старше.)
Количество лиц, назначенных на должности муниципальной службы из кадрового резерва, по сравнению с 2011 годом увеличилось на 3% и составило 95 человек или 14,5% (в 2009 году - 10,8%, 2010 году - 11%, 2011 году - 11,5%). Однако при формировании кадрового состава муниципальной службы кадровые резервы на должности муниципальной службы используются не в полном объеме, не проводятся конкурсные отборы при формировании кадровых резервов. В Удмуртской Республике кадровые резервы должны стать одним из основных источников формирования кадрового состава.
В 2012 году в муниципальных образованиях Удмуртской Республики увеличилось количество лиц, назначенных по результатам конкурса, на 3,1% и составило - 48 человек или от числа принятых (в 2010 году - 4,5%, 2011 году - 4,2%). Но вместе с тем, конкурсный отбор в органах местного самоуправления используется не в полном объеме. За 2012 год 514 граждан (78,2%) были назначены на вакантные должности муниципальной службы без проведения конкурса и не из состава кадрового резерва. Данная ситуация снижает уровень открытости и нарушает принцип равного доступа граждан на муниципальную службу, назначения на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности.
С развитием современных информационных технологий возникает проблема с их внедрением и использованием в деятельности органов местного самоуправления в Удмуртской Республике. Муниципальные служащие не в полной мере владеют соответствующими навыками и умениями. Компьютерная грамотность сотрудников недостаточна для эффективной эксплуатации информационных систем. В связи с этим информационные ресурсы при принятии управленческих решений используются не в полном объеме, что негативно отражается на эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Самостоятельным направлением развития муниципальной службы в Удмуртской Республике является профилактика и противодействие коррупции в муниципальных образованиях. В связи с принятием ряда нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, на кадровые подразделения в органах местного самоуправления возложены функции по проверке достоверности предоставляемых сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, повышение эффективности организации деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов и другие. Данная деятельность нуждается в выработке единого подхода, координации и методического сопровождения в целях повышения ответственности должностных лиц, повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и гражданского общества, обеспечения прозрачности деятельности органов местного самоуправления. Меры по противодействию коррупции должны проводиться комплексно и системно.
Средствами массовой информации недостаточно освещаются положительные аспекты деятельности муниципальных служащих. Необходимо повысить информированность населения Удмуртской Республики об условиях и порядке прохождения муниципальной службы, о деятельности органов местного самоуправления.
В целях создания положительного имиджа муниципального служащего, повышения роли и престижа муниципальной службы необходимо обеспечить открытость и гласность муниципальной службы посредством публикуемых в средствах массовой информации результатов проведенных конкуров на звание «Лучший муниципальный служащий Удмуртской Республики», опросов общественного мнения, выступлений руководителей органов местного самоуправления.
Также необходимо продолжить внедрение действенной системы стимулирования и мотивации муниципальных служащих к эффективному достижению качественных результатов профессиональной служебной деятельности.
С целью улучшения профессионально-квалификационного состава, уменьшения текучести и старения кадров в Удмуртской Республике необходимо использовать современные кадровые технологии, осуществлять постоянный мониторинг кадрового потенциала на муниципальной службе, активизировать процессы обновления и ротации кадров.
Республиканская целевая «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы» позволила начать формирование действенной системы муниципальной службы в Удмуртской Республике, усовершенствовать законодательную базу в сфере муниципальной службы, провести мониторинг общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих, провести мероприятия по формированию системы стимулирования муниципальных служащих к эффективному исполнению должностных обязанностей, совершенствовать систему обучения муниципальных служащих. Но вместе с тем, в связи с сокращением финансирования республиканской целевой программы «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы» в 2010-2011 годах решение ряда проблем правового и организационно-управленческого обеспечения муниципальной службы требует дальнейшей проработки программно-целевыми методами.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль за выполнением мероприятий Программы и оценку их результатов, внедрить на муниципальной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.
Последовательная реализация мероприятий Программы приведет к созданию условий для дальнейшего развития муниципальной службы, повышению ее роли и престижа, эффективности и результативности кадровой политики.
3. Характеристика и прогноз развития проблемы
без использования программно-целевого метода ее решения
Необходимость использования программно-целевого метода предусмотрена Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Удмуртской Республики от 20 марта 2008 года № 10-РЗ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике».
Проблемы развития муниципальной службы в Удмуртской Республике являются комплексными и требуют согласованного использования кадровых, финансовых, информационных и иных ресурсов. Программно-целевой метод позволит обеспечить комплексное решение проблем на протяжении срока реализации Программы, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
В 2014-2018 годах необходимо продолжить развитие системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, улучшить условия прохождения муниципальной службы, повысить эффективность кадровой политики в сфере муниципальной службы, результативность, роль и престиж муниципальной службы.
Отказ от использования программно-целевого метода решения проблем, возникающих на муниципальной службе в Удмуртской Республике, может привести к негативным последствиям, связанным с отсутствием финансирования мероприятий, направленных на:
проведение научно-исследовательских работ по вопросам муниципальной службы, внедрению современных кадровых, информационных и управленческих технологий на муниципальной службе;
повышение материальных и моральных стимулов для муниципальных служащих к эффективному исполнению должностных обязанностей;
проведение экспериментов на муниципальной службе;
проведение мониторинга общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
повышение престижа муниципальной службы, установления открытости и информационной доступности деятельности муниципальных служащих;
совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению и борьбе с коррупцией на муниципальной службе;
проведение работы по эффективному использованию кадровых резервов на муниципальной службе и др.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Анализ развития муниципальной службы в Удмуртской Республике позволяет предположить следующие варианты решения основных проблем:
1. Отказ от использования программно-целевого метода для обеспечения развития муниципальной службы в Удмуртской Республике.
При реализации данного сценария развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике будет осуществляться в одном приоритетном направлении - повышении профессионального уровня муниципальных служащих с целью улучшения качественного состава и сокращения числа лиц, не имеющих высшего профессионального образования. Решение данной проблемы будет осуществляться за счет средств бюджета Удмуртской Республики в рамках государственного заказа на профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих в Удмуртской Республике.
Негативными последствиями реализации данного сценария будут являться:
отсутствие финансирования мероприятий, направленных на внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы в муниципальных образованиях, механизмов мотивации, стимулирования, оценки деятельности муниципальных служащих и повышения престижа муниципальной службы в Удмуртской Республике;
невозможность проведения научно-исследовательских работ по развитию муниципальной службы в Удмуртской Республике.
2. Использование программно-целевого метода для обеспечения развития муниципальной службы в Удмуртской Республике.
Такой сценарий предполагает обеспечить последовательность и системность развития муниципальной службы, продолжить внедрение на муниципальной службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий, повысить эффективность и результативность профессиональной деятельности муниципальных служащих в Удмуртской Республике.
К положительным сторонам данного сценария можно отнести наличие сформированной целостной системы муниципальной службы в Удмуртской Республике, создание необходимых условий для профессионального развития муниципальных служащих, внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации муниципальных служащих, реализацию современных механизмов стимулирования труда на муниципальной службе, разработку и внедрение муниципальных программ развития муниципальной службы в Удмуртской Республике и проведение экспериментов в рамках муниципальных программ.
На успешное выполнение Программы и достижение поставленных задач могут повлиять организационные, кадровые и финансовые риски, связанные с бюджетным финансированием реализации мероприятий Программы. Данные риски могут привести к изменению сроков, стоимости, неполному достижению целевых индикаторов, поэтому в процессе реализации мероприятий возможны корректировки.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Программа носит среднесрочный характер и реализуется в 2014 - 2018 годах в один этап.
Для решения обозначенных в Концепции проблем в Программе предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития муниципальной службы, организация обеспечения органов местного самоуправления методическими материалами по вопросам муниципальной службы;
создание условий для профессионального развития и подготовки муниципальных служащих;
внедрение современных кадровых, информационных и управленческих технологий на муниципальной службе, обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала, повышение эффективности и престижа муниципальной службы.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям эффективности, позволяющим
оценивать ход реализации Программы по годам
Цель Программы - создание целостной системы муниципальной службы в Удмуртской Республике, формирование высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы, обеспечивающего эффективность деятельности органов местного самоуправления в Удмуртской Республике.
Для достижения указанной цели Программы необходимо решение следующих основных задач:
совершенствование нормативной правовой базы Удмуртской Республики по вопросам муниципальной службы;
развитие единой системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих;