Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Удмуртской Республики на 2014 - 2020 годы»


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 04 сентября 2013 года № 392



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Устойчивое  развитие сельских территорий Удмуртской Республики
на 2014 - 2020 годы»


I. Паспорт республиканской целевой программы
«Устойчивое  развитие сельских территорий Удмуртской Республики
на 2014 - 2020 годы»

Наименование   
республиканской
программы      

республиканская целевая программа «Устойчивое  развитие сельских территорий Удмуртской Республики

на 2014 - 2020 годы» (далее - Программа)            

Основание      
для разработки
Программы      

распоряжения  Правительства  Российской Федерации: от 30 ноября 2010 года  № 2136-р, от 8 ноября 2012 года  № 2071-р; постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 1 июля 2013 года № 420-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Удмуртской Республики на 2014 - 2020 годы»

Государственные
заказчики (государственный заказчик-
     координатор)     
Программы      

Министерство сельского хозяйства и продовольствия        
Удмуртской Республики (государственный заказчик -         
координатор), Министерство строительства, архитектуры    
и жилищной политики Удмуртской Республики                

Разработчик    
проекта Программы      

Министерство сельского хозяйства и продовольствия        
Удмуртской Республики                                    

Исполнители    
Программы      

Министерство сельского хозяйства и продовольствия        
Удмуртской Республики, Министерство строительства,       
архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики

Цель Программы

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;

содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;

активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;

формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни

Задачи         
Программы      

комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений и удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

поддержка инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности

Целевые        
индикаторы     
Программы      

ввод (приобретение) 90,9 тыс. кв. метров

жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 60,9 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов;

сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности на 40%, в том числе молодых семей и молодых специалистов - на 57%;

ввод в действие общеобразовательных                                                       учреждений на 686 ученических мест;

сокращение числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, в сельской местности на 94,6%;

ввод в действие 3 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;

прирост сельского населения, обеспеченного фельдшерско-акушерскими пунктами (офисами врачей общей практики), на 2418 человек;

ввод в действие 60 тыс. кв. метров плоскостных спортивных сооружений;

прирост сельского населения, обеспеченного плоскостными спортивными сооружениями, на 20976 человек;

ввод в действие 909,07 км распределительных газовых сетей;

увеличение уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности до 53,8%;

ввод в действие 218,4 км локальных                                                         водопроводов;

увеличение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 71,69%;

реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку                  в 7 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;

реализация 5 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку;

создание 140 рабочих мест  

Сроки и этапы  
реализации     
Программы      

2014 - 2020 годы, поэтапная реализация не предусмотрена  

Объемы         
и источники    
финансирования
Программы      

Общая сумма расходов на реализацию Программы              в 2014 - 2020 годах составляет 4445,359 млн. рублей,        в том числе:

средства федерального бюджета - 1780,702 млн. рублей;
средства бюджета Удмуртской Республики -             2114,712 млн. рублей,
средства внебюджетных источников - 549,945 млн. рублей.

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

Финансирование мероприятий за счет внебюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении её реализации в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики

Ожидаемые      
конечные       
результаты     
реализации     
Программы      

решение жилищной проблемы для 40% семей, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе 57% молодых семей и молодых специалистов;        доведение доли обучающихся в благоустроенных               

общеобразовательных учреждениях до 94,6%;

расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики на 3 единицы;

увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 60 тыс. кв. метров;

повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности: газом - с 42,4% (2014 г.) до 53,8%, питьевой водой - с 69,29% (2014 г.) до 71,69%;

обеспечение реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в 7 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;

повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов путем поддержки 5 проектов местных инициатив


II. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны государства  к развитию сельских территорий.

Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной  Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, а также задачи по  продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 январяь 2010 года № 120, Государственной программой Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от  15 марта 2013 года № 102, требует пересмотра места и роли  сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:

осуществления мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности;

развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села;

улучшения жилищных условий сельского населения, поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений;

повышения престижности сельскохозяйственного труда;

развития местного самоуправления и институтов гражданского общества.

Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Однако социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, сохраняется отставание села от города по уровню и условиям жизни.

Ситуация, сохраняющаяся в социальной сфере села, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий Удмуртской Республики. Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского уровня.

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Системами центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения обеспечен 91% сельского населения, сетевым газом -41,3% жилья. Остро стоит проблема обеспечения качественной питьевой водой сельских населенных пунктов. Питьевой водой, отвечающей требованиям санитарного законодательства, обеспечено 68,59% сельского населения.

Более 70% общеобразовательных школ - сельские, в них обучаются 38% учащихся республики, 10 объектов образования находятся в аварийном состоянии.

Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.

Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки.

Показателями результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации республиканских целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 9 декабря 2003 года № 143 - III, и «Социальное развитие села на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 сентября 2010 года № 274.

В рамках реализации данных республиканских целевых программ  на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности за 2003-2012 годы было выделено 3,511 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 875,9 млн. руб., средств бюджета Удмуртской Республики - 1,423 млрд. руб., внебюджетных источников - 1,212 млрд. руб.  Было построено с 2003 по 2012 год 100 тыс. кв. метров жилья в сельской местности (2379 семей улучшили жилищные условия). Введены в эксплуатацию 1353 км распределительных газовых сетей, 108 км локальных водопроводов, проведена реконструкция одной школы на 108 учащихся с детским садом на 14 мест, построена школа на 98 учащихся, приобретены два пожарных автомобиля, завершено строительство инженерных сетей и благоустройство площадки под строительство 64 домов.

     
III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики

Исходя из задач социально-экономического развития республики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в социальном развитии села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:

социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;

необходимостью государственной поддержки развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;

межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском уровне, органов местного самоуправления.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские поселения не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Неблагополучие в состоянии социальной среды обитания наряду с низкой по сравнению с другими отраслями экономики заработной платой в сельском хозяйстве не способствуют повышению позитивной активности, работоспособности и результатов деятельности граждан, проживающих в сельской местности, и в итоге - укреплению престижности сельскохозяйственного труда и повышению привлекательности сельской местности.