ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 сентября 2010 года № 274
Об утверждении республиканской целевой программы
«Социальное развитие села на 2011-2015 годы»
(с изменениями на 25 ноября 2013 года)
_______________________________________________________________
Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства УР от 4 сентября 2013 года № 392
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 25 ноября 2013 года № 525
_______________________________________________________________
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить республиканскую целевую программу «Социальное развитие села на 2011 - 2015 годы».
2. Утвердить государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы «Социальное развитие села на 2011-2015 годы» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, государственным заказчиком - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 06 сентября 2010 года № 274
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА НА 2011- 2015 ГОДЫ»
I. Паспорт республиканской целевой программы
«Социальное развитие села на 2011-2015 годы»
Наименование республиканской программы | Республиканская целевая программа «Социальное развитие села на 2011-2015 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» |
Государственные заказчики Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (государственный заказчик- координатор), Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнители республиканской программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики |
Цель Программы | Повышение жизненного уровня сельского населения на основе развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований; сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности; создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий; расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счёт роста собственных доходов; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления |
Задачи Программы | Стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов; поддержание высокой работоспособности; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест |
Целевые индикаторы Программы | Ввод в действие жилых домов (ввод и приобретение жилья для граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов); введение в действие общеобразовательных учреждений; ввод, реконструкция и техническое перевооружение линий электропередач; ввод в действие газовых сетей; ввод в действие локальных водопроводов; увеличение численности руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2015 годы, поэтапная реализация не предусмотрена |
Перечень подпрограмм | В состав Программы входит подпрограмма «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2011-2015 годы» |
Объёмы и источники финансирования Программы | Общая сумма расходов на реализацию Программы в 2011-2015 годах составляет 3362,4 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 595,6 млн.рублей, 2012 год - 633,7 млн.рублей, 2013 год - 670,6 млн.рублей, 2014 год - 710,3 млн.рублей, 2015 год - 752,2 млн.рублей. Средства федерального бюджета - 1185,8 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 208,8 млн.рублей, 2012 год - 222,9 млн.рублей, 2013 год - 236,5 млн.рублей, 2014 год - 251,0 млн.рублей, 2015 год - 266,6 млн.рублей. Средства бюджета Удмуртской Республики - 1535,1 млн.рублей, в том числе: 2011 год - 274,2 млн.рублей, 2012 год - 290,3 млн.рублей, 2013 год - 306,2 млн.рублей, 2014 год - 323,2 млн.рублей, 2015 год - 341,1 млн.рублей. Средства из внебюджетных источников - 641,5 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 112,8 млн.рублей, 2012 год -120,3 млн.рублей, 2013 год - 127,9 млн.рублей, 2014 год - 136,0 млн.рублей, 2015 год - 144,5 млн.рублей. Объёмы финансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, подлежат корректировке при исполнении бюджета Удмуртской Республики. Финансирование мероприятий по социальному развитию села за счет внебюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 1250 сельских семей; повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом на 10 процентов; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 100 процентов; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой; повысить удельный вес численности руководителей сельскохозяйственных организаций до 93 и более процентов; сохранить на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 6,810 тысячи рабочих мест и дополнительно создать 1600 рабочих мест |
II. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Однако социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, сохраняется отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Ситуация, сохраняющаяся в социальной сфере на селе, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий Удмуртской Республики. Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Системами центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения оборудовано 68,2 процента сельских населенных пунктов, сетевым газом - 34,2 процента жилья. Остро стоит проблема обеспечения качественной питьевой водой сельских населенных пунктов. Питьевой водой, отвечающей требованиям санитарного законодательства, обеспечено 40,7 процента сельских населенных пунктов, 55 процентов сельского населения пользуются водопроводами через водоразборные колонки.
Более 65 процентов общеобразовательных школ - сельские, в них обучаются 34 процента учащихся республики. 162 образовательных учреждения, расположенных в сельской местности, нуждаются в проведении текущего или капитального ремонта, 19 объектов образования требуют строительства новых зданий в связи с ветхим состоянием.
В сельской местности проживает более 32 процентов населения Удмуртской Республики. В 2004-2008 годах рождаемость в сельской местности держится на уровне 12,5 - 16,0 человек на 1000 человек сельского населения.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, увеличивает транспортные издержки сельхозтоваропроизводителей в себестоимости сельскохозяйственной продукции. 36 процентов сельских населенных пунктов не связаны с общей дорожной сетью дорогами с твердым покрытием, износ автомобильных дорог с покрытием переходного типа (гравийных) составляет около 90 процентов.
В рамках реализации республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» с 2003 года по 2009 год построено 56,1 тыс.кв.м жилья (5348 человек, проживающих в сельской местности, улучшили жилищные условия). Введено в эксплуатацию 983,5 км распределительных газовых сетей, 45,4 км локальных водопроводов, проведена реконструкция одной школы на 108 учащихся с детским садом на 14 мест, приобретено два пожарных автомобиля, освоено из всех источников финансирования 1883 млн.рублей.
III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики
Исходя из задач социально-экономического развития республики на ближайший период и долгосрочной перспективы для преодоления критического положения в социальном развитии села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Республиканской целевой программы социального развития села обусловлена:
- социально-политической остротой проблемы, её общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;
- необходимостью государственной поддержки развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
- межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к её решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском уровне, органов местного самоуправления;
- необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Проблема развития сельской местности сегодня является не только социальной проблемой общества, но и экономической проблемой аграрного производства. Социальная инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться на содержании сельскохозяйственных предприятий, тем самым увеличивая их непроизводственные расходы и снижая рентабельность. В связи с отсутствием бюджетного финансирования на содержание большая часть инженерных объектов ещё не передана муниципалитетам.
С другой стороны, в сельской местности практически нет других источников дохода, кроме как в сельскохозяйственных организациях, что заставляет их сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности на своей территории и ведет к снижению производительности труда и увеличению затрат производства.
Перечисленный ряд проблем предопределил необходимость разработки и реализации Республиканской целевой программы социального развития села в интересах развития республики.
IV. Цели и задачи Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- повышение жизненного уровня сельского населения на основе развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
- сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;
- создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счёт роста собственных доходов;
- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
- стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
- повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров;
- повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений;
- повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Основные пути решения программных задач:
- приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на республиканском и местном уровнях;
- разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
- повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путём формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
- разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
- снижение стоимости сельского жилищного строительства путём внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья «под ключ», развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
- создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников в целях организации функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
- формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
Сроки реализации Программы учитывают ресурсные возможности федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики. Этот период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости.
При реализации Программы произойдет переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, созданию предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
V. Целевые индикаторы Программы
Индикаторами Программы являются:
- улучшение жилищных условий сельских семей и повышение уровня коммунального обустройства жилья в сельской местности;
- повышение уровня обеспеченности села образовательными учреждениями;
- увеличение обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями, снижение заболеваемости сельского населения;
- повышение надежности и эффективности электроснабжения населения в сельской местности;
- повышение уровня газификации сельского населения и инженерной обеспеченности сельских населенных пунктов, улучшение экологической среды и условий быта сельского населения;
- повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой;
- улучшение условий жизнедеятельности сельского населения, повышение уровня комфортности сельского быта;
- расширение сети дорог общего пользования и приведение в нормативное состояние существующих сельских дорог;
- создание условий для получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания;
- повышение образовательного уровня сельского населения и информированности по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов.
Количественные показатели целевых индикаторов представлены в приложении 3 к Программе.
VI. План мероприятий Программы
Программа призвана способствовать реализации задач, определенных основными направлениями Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, Прогнозом социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2012 годы, утвержденным распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 6 октября 2009 года № 856-р.
В связи с этим необходимо осуществить комплекс основных организационно-практических мероприятий.
Конкретные мероприятия Программы указаны в приложении 1 к настоящей Программе.
Расширение сети дорог общего пользования и приведение в нормативное состояние существующих сельских дорог будет реализовываться в соответствии с республиканской целевой программой «Развитие автомобильных дорог в Удмуртской Республике (2010-2015 годы)», утверждённой постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 октября 2009 года № 300.
VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт средств бюджета Удмуртской Республики, федерального бюджета и внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Программы за счёт средств федерального бюджета осуществляется на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий Программы за счёт внебюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством.
Общий объем финансирования Программы в 2011-2015 годах составит 3362,4 млн. рублей, в том числе:
1) капитальные вложения, всего 3188,6 млн.рублей, в том числе по годам: 2011 год - 561,4 млн.рублей, 2012 год - 598,8 млн.рублей, 2013 - 635,7 млн.рублей, 2014 год - 675,4 млн.рублей, 2015 год - 717,3 млн.рублей;
2) подпрограмма «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики», всего 173,6 млн.рублей, в том числе по годам:
2011 год - 34,2 млн.рублей, 2012 год - 34,9 млн.рублей, 2013 год - 34,9 млн.рублей, 2014 год - 34,9 млн.рублей, 2015 год - 34,9 млн.рублей.
Затраты на реализацию Программы определены исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов.