(с изменениями на 16 декабря 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2019 N 791-П
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 19.02.2015 N 3/52-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 25.02.2015 N 4/71-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 06.05.2015 N 10/182-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 17.08.2015 N 18/405-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 26.10.2015 N 22/540-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 23.11.2015 N 24/586-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 07.12.2015 N 25/634-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 29.02.2016 N 4/72-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 14.07.2016 N 16/337-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 04.10.2016 N 22/460-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 17.10.2016 N 23/476-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 12.12.2016 N 28/602-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 02.02.2017 N 2/63-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 20.04.2017 N 9/182-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 22.05.2017 N 12/256-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 20.10.2017 N 25/513-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 27.11.2017 N 30/580-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 11.12.2017 N 32/623-П
ПостановленияПравительства Ульяновской области от 18.01.2018 N 1/18-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 30.03.2018 N 8/149-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 17.05.2018 N 12/200-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 16.08.2018 N 19/382-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 26.09.2018 N 21/461-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 29.10.2018 N 24/522-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/566-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 10.12.2018 N 28/614-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 20.02.2019 N 4/58-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 16.05.2019 N 9/206-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 17.07.2019 N 14/329-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 09.10.2019 N 23/497-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 18.11.2019 N 27/594-П
Постановления Правительства Ульяновской области от 16.12.2019 N 30/704-П
____________________________________________________________________
Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Ульяновской области "Управление государственными финансами Ульяновской области" на 2015 - 2021 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2015 - 2021 ГОДЫ
Наименование государственной программы | - | "Управление государственными финансами Ульяновской области" на 2015 - 2021 годы (далее - государственная программа). |
Государственный заказчик государственной программы (государственный заказчик - координатор государственной программы) | - | Министерство финансов Ульяновской области. |
Соисполнители государственной программы | - | отсутствуют. |
Подпрограммы государственной программы | - | отсутствуют. |
Проекты, реализуемые в составе государственной программы | - | региональный приоритетный проект "Поддержка местных инициатив на территории Ульяновской области"; |
Цели и задачи государственной программы | - | целью государственной программы является повышение эффективности реализации государственной политики в сфере управления финансами, обеспечение долгосрочной сбалансированности, устойчивости областного бюджета Ульяновской области (далее - областной бюджет) и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области (далее также - местные бюджеты). |
Целевые индикаторы государственной программы | - | доля расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области в утвержденном годовом объеме расходов областного бюджета (за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | 2015 - 2021 годы, этапы не выделяются. |
Ресурсное обеспечение государственной программы с разбивкой по годам реализации | - | общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета на финансовое обеспечение реализации государственной программы составляет 39036282,55405 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ресурсное обеспечение проектов, реализуемых в составе государственной программы | - | общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета на финансовое обеспечение проектов, реализуемых в составе государственной программы, составляет 512271,727 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемый эффект от реализации государственной программы | - | в результате реализации государственной программы планируются: |
Современное состояние системы управления государственными финансами Ульяновской области характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, повышением эффективности и результативности расходов областного бюджета.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Ульяновской области.
В результате реализации бюджетных реформ в Ульяновской области изданы все нормативные правовые акты, необходимые для поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в том числе для перехода к применению программно-целевого метода составления областного бюджета.
Благодаря переходу от составления областного бюджета на очередной финансовый год к составлению областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период начиная с 2009 года обеспечиваются преемственность и предсказуемость бюджетной политики, повышение устойчивости областного бюджета и местных бюджетов при различных сценариях социально-экономического развития Ульяновской области, обоснованность планирования расходов областного бюджета.
В Ульяновской области утверждены формализованные методики прогнозирования доходов областного бюджета от основных видов налогов, зачисляемых в областной бюджет, и распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ульяновской области.
В целях выполнения бюджетных обязательств Министерство финансов Ульяновской области постоянно контролирует ход исполнения областного бюджета, что гарантирует стабильное финансовое обеспечение первоочередных расходов областного бюджета, своевременное и полное выполнение принятых обязательств.
В настоящее время продолжается работа, направленная на обеспечение скоординированных действий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, налоговых органов, органов, являющихся главными администраторами неналоговых доходов областного бюджета, в сфере повышения качества налогового администрирования, улучшения собираемости налогов и сокращения объема недоимки.
В то же время, несмотря на проведенную работу, сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем в сфере управления государственными финансами, снижающих эффективность бюджетного процесса и деятельности органов государственной власти Ульяновской области по реализации своих полномочий:
значительный объем расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области;
значительный уровень дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных районов Ульяновской области;
существенная дефицитность местных бюджетов.
Указанные проблемы ранее решались в рамках реализации ведомственных целевых программ Министерства финансов Ульяновской области, однако в целях системного и последовательного достижения цели и эффективного решения поставленных задач разработана настоящая государственная программа.
Реализация государственной программы позволит решать перечисленные проблемы посредством применения инструментов межбюджетного регулирования и инструментов долговой политики.
Ситуация в сфере управления государственным долгом Ульяновской области характеризуется следующим образом.
Одним из важных инструментов обеспечения экономической и финансовой стабильности является продуманная и взвешенная долговая политика, которая жестко ориентирована на сокращение объема долговых обязательств Ульяновской области и расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области.
Основной целью долговой политики является обеспечение постоянного контроля над уровнем государственных заимствований, который способствует привлечению новых необходимых для области кредитов, их своевременному погашению и поддержанию ликвидности областного бюджета.
Причиной возникновения государственного долга Ульяновской области является недостаточный объем бюджетных средств, направляемых на покрытие дефицита областного бюджета, порождающий потребность в привлечении заемных источников финансирования дефицита областного бюджета.
В связи с повышением степени напряженности исполнения областного бюджета, обусловленной существенным увеличением объема социальных обязательств в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти и незначительным увеличением объема доходов областного бюджета, объективно существует потребность в привлечении заемных средств для выполнения расходных обязательств Ульяновской области, прежде всего социального характера.
Ульяновская область проводит долговую политику, направленную на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности Ульяновской области, устранение риска неисполнения или ненадлежащего исполнения бюджетных обязательств, поддержание сбалансированности областного бюджета и соответствия параметров областного бюджета ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Увеличение долговой нагрузки на областной бюджет обусловливается отсутствием возможности погашения долговых обязательств Ульяновской области за счет собственных доходов областного бюджета, а не за счет вновь привлеченных кредитов.
Увеличение долговой нагрузки ведет также к увеличению объема расходов на обслуживание государственного долга. Так, если величина процентной ставки, предусмотренная условиями кредитных договоров, заключенных с кредитными организациями в 2014 году, находилась в диапазоне от 9 до 11,27 процента годовых, то величина процентной ставки, предусмотренная кредитными договорами, заключенными с кредитными организациями в феврале 2015 года, составила уже 25 процентов годовых.
За последние годы объем расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области значительно увеличился, в связи с чем совершенствование деятельности в сфере управления государственным долгом является одной из актуальных целей бюджетной политики в регионе.
Для достижения этой цели предполагается решить ряд следующих задач:
оптимизировать структуру и снизить объем расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области;
обеспечить соблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений объема расходов на обслуживание государственного долга.
В результате решения указанных задач экономически обоснованный объем расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Ульяновской области не будет превышать 15 процентов утвержденного годового объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Сбалансированность местных бюджетов является важным условием надлежащего осуществления органами местного самоуправления своих полномочий.
Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации определена цель деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обозримой перспективе, которая выражается в обеспечении сбалансированности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Сложившаяся в Ульяновской области система межбюджетного регулирования позволяет каждому муниципальному образованию Ульяновской области независимо от объема налоговых и неналоговых доходов местного бюджета предоставлять определенный набор муниципальных услуг и обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.
Постоянное повышение уровня жизни населения приводит к возникновению спроса на получение муниципальных услуг более высокого качества. В условиях ограниченности объема бюджетных средств и незначительного экономического роста повышение качества предоставляемых муниципальных услуг может быть обеспечено в результате повышения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области.
В Ульяновской области с 2005 года функционирует стабильная система выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется с учетом требований бюджетного законодательства, в том числе принципа равноправия субъектов бюджетных правоотношений, в соответствии с единой методикой, утвержденной Законом Ульяновской области от 04.10.2011 N 142-ЗО "О межбюджетных отношениях в Ульяновской области".
Неравенство налоговых потенциалов муниципальных образований Ульяновской области и их потребностей в средствах, необходимых для финансового обеспечения предоставляемых муниципальных услуг, обусловливает существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области. Применяемая методика распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в Ульяновской области позволяет сократить разрыв между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями. В результате предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности разрыв между уровнями бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в 2012 году был сокращен с 17,2 до 3,6 раза, в 2013 году - с 24,7 до 4,2 раза, в 2014 году - с 28,4 до 5,0 раза.
Предоставление местным бюджетам дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности стимулирует органы местного самоуправления к более эффективному расходованию бюджетных средств и развитию налоговых потенциалов соответствующих муниципальных образований Ульяновской области.
Кроме того, бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области предоставляются субсидии из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с выплатой заработной платы работникам муниципальных учреждений (за исключением органов местного самоуправления) муниципальных районов и городских округов Ульяновской области и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, оплатой коммунальных услуг и твердого топлива (уголь, дрова) указанными муниципальными учреждениями (за исключением органов местного самоуправления) (включая погашение кредиторской задолженности).
В целях создания условий для эффективного решения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области вопросов местного значения необходимо продолжить работу по совершенствованию организации межбюджетных отношений, способствующей обеспечению равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области.
Развитие системы управления государственными финансами диктует необходимость более масштабного привлечения граждан к участию в бюджетном процессе. Все больше возможностей появляется для того, чтобы граждане непосредственно принимали участие в реализации тех или иных Проектов.
С 2015 года в Ульяновской области реализуются Проекты. Основная цель - финансовая поддержка отобранных на собраниях граждан в муниципальных образованиях наиболее эффективных Проектов, направленных на решение вопросов местного значения муниципальных образований Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Финансовое обеспечение реализации Проектов позволит оперативно решать наиболее острые социальные проблемы местного уровня на основе приоритетов, определенных самим населением, вовлекать население в решение местных проблем, привлекать для решения этих проблем местные ресурсы (средства населения, благотворителей, местного бюджета), укреплять диалог и взаимное доверие населения и органов местного самоуправления.