Повышение эффективности управления региональными финансами невозможно без обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Курской области. Устойчивость и сбалансированность являются основными показателями качества состояния и перспектив развития бюджетной системы.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются точность прогнозирования доходов бюджета области, соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов государственной власти, повышение эффективности бюджетных расходов областного бюджета.
В предшествующие годы в Курской области осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на реформирование системы управления общественными финансами региона и повышение эффективности бюджетных расходов.
В целях улучшения качества управления региональными финансами и организации бюджетного процесса принято постановление Администрации Курской области от 07.07.2011 N 301-па "О порядке конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств областного бюджета", что позволяет определить наиболее эффективные направления финансирования принимаемых расходных обязательств.
Ежегодно приказом Министерства финансов и бюджетного контроля Курской области утверждается методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
(в ред. постановления Администрации Курской области от 30.12.2022 N 1696-па)
Для увеличения поступления доходов в консолидированный бюджет Курской области необходимо проведение последовательной налоговой политики, установление оптимальной налоговой нагрузки.
На территории области действуют Законы Курской области "О транспортном налоге", "О налоге на имущество организаций", "Об установлении дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков", "О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков", "О ставках налога на игорный бизнес в Курской области", "О введении на территории Курской области патентной системы налогообложения", "О налогообложении индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению", "Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций на территории Курской области", "О введении на территории Курской области специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Министерством финансов и бюджетного контроля Курской области принят приказ от 27.04.2023 N 81 "Об утверждении Порядка организации работы по согласованию решений налогового органа о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, а также пени и штрафов, подлежащих зачислению в областной бюджет".
(в ред. постановлений Правительства Курской области от 01.03.2023 N 246-пп, от 26.12.2023 N 1427-пп)
Доля региональных налоговых льгот в общем объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составила в 2011 году 1,6%, в 2012 году - 2,6%, в 2013 году - 3,6%.
Для проведения работы по инвентаризации установленных региональным законодательством льгот по налогам и оценке их эффективности постановлением Администрации Курской области от 05.09.2011 N 441-па утвержден Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) региональных налоговых льгот.
В рамках реализации названного выше постановления Администрации Курской области от 05.09.2011 N 441-па проведена оценка за 2012 год эффективности налоговых льгот, установленных Законами Курской области "О налоге на имущество организаций", "О транспортном налоге", "О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков".
В результате данной оценки по организациям, осуществляющим производство и реализацию произведенной ими сельскохозяйственной продукции, при условии, что в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) доля выручки от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов, льгота в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество организаций признана неэффективной.
С учетом результатов оценки льгот принят Закон Курской области от 9 декабря 2013 года N 118-ЗКО "О внесении изменения и дополнений в Закон Курской области "О налоге на имущество организаций", устанавливающий с 1 января 2015 года налоговую ставку по налогу на имущество организаций в размере 0,3% для организаций, производящих сельскохозяйственную продукцию по перечню видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства", и реализующих эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов, что позволит увеличить доходную базу областного бюджета.