(с изменениями на 18 июня 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 05.11.2013 N 507, от 26.05.2014 N 234, от 31.12.2014 N 684, от 27.08.2015 N 334, от 28.08.2015 N 342, от 02.06.2016 N 219, от 02.11.2017 N 504, от 18.06.2018 N 259)
В целях повышения безопасности населения и защищенности потенциально опасных объектов экономики от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития республики Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Башкортостан" (далее - Программа).
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.11.2013 N 507)
2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 02.11.2017 N 504)
3. Исключен. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 684.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.11.2013 N 507)
4. Государственному комитету Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан оказывать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан необходимую методическую помощь при разработке программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 02.11.2017 N 504)
5. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан до 1 декабря 2017 года обеспечить внесение изменений в муниципальные программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусматривающих включение в них подпрограммы "Построение, развитие, внедрение и эксплуатация АПК "Безопасный город".
(п. 5 введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.11.2017 N 504)
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Магадеева М.Ш.
Президент
Республики Башкортостан
Р.З.ХАМИТОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 05.11.2013 N 507, от 26.05.2014 N 234, от 31.12.2014 N 684, от 27.08.2015 N 334, от 28.08.2015 N 342, от 02.06.2016 N 219, от 02.11.2017 N 504, от 18.06.2018 N 259)
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 684)
Ответственный исполнитель государственной программы | Государственный комитет Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям |
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 02.11.2017 N 504) | |
Соисполнители государственной программы | Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан (по согласованию); Государственный комитет Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы "Открытая Республика"; Министерство образования Республики Башкортостан; Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан; Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре; Башкирская региональная общественная организация "Спасания на водах" (по согласованию); Башкирское региональное отделение Всероссийского общества спасания на водах (по согласованию); администрации муниципальных образований Республики Башкортостан (по согласованию) |
Цель и задачи государственной программы | Цель: создать условия для безопасной жизнедеятельности населения и устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан |
Задачи: повысить безопасность населения и защищенность потенциально опасных объектов экономики от угроз природного и техногенного характера в Республике Башкортостан; повысить безопасность объектов и защищенность граждан от пожаров; обеспечить безопасность людей на водных объектах Республики Башкортостан; повысить общий уровень общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания | |
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 02.11.2017 N 504) | |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2013 - 2017 годы без деления на этапы |
Перечень подпрограмм | 1) "Повышение безопасности населения и защищенности потенциально опасных объектов экономики от угроз природного и техногенного характера в Республике Башкортостан"; 2) "Пожарная безопасность в Республике Башкортостан"; 3) "Обеспечение безопасности людей на водных объектах"; 4) "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Республики Башкортостан"; 5) "Обеспечение реализации государственной программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Башкортостан"; |
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 02.11.2017 N 504) | |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | Экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций и происшествий; количество населения, спасенного при чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах; количество населения, погибшего и травмированного при чрезвычайных ситуациях и оперативных событиях; экономический ущерб от пожаров; число спасенных на пожарах на одного погибшего, травмированного и пострадавшего на пожарах; число спасенных на водных объектах на одного погибшего в происшествиях на водных объектах; количество детей, обученных плаванию; количество пилотных муниципальных образований Республики Башкортостан, в которых создан АПК "Безопасный город" |
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 02.11.2017 N 504) | |
Ресурсное обеспечение государственной программы | Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2013 - 2017 годах составит 7817044,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств: а) бюджета Республики Башкортостан - 2197050,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 397500,5 тыс. рублей; 2014 год - 408270,3 тыс. рублей; 2015 год - 316883,1 тыс. рублей; 2016 год - 558124,2 тыс. рублей; 2017 год - 516272,8 тыс. рублей; б) федерального бюджета - 23046,5 тыс. рублей, в том числе в 2015 году - 23046,5 тыс. рублей; в) местных бюджетов - 25300,0 тыс. рублей, из них по годам: 2013 год - 3900,0 тыс. рублей; 2014 год - 3800,0 тыс. рублей; 2015 год - 4500,0 тыс. рублей; 2016 год - 5900,0 тыс. рублей; 2017 год - 7200,0 тыс. рублей; г) внебюджетных источников - 5571647,0 тыс. рублей, из них по годам: 2013 год - 1100700,0 тыс. рублей; 2014 год - 1100000,0 тыс. рублей; 2015 год - 1146881,2 тыс. рублей; 2016 год - 1113060,8 тыс. рублей; 2017 год - 1111005,0 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18.06.2018 N 259) |
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы утверждается законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 684)
Республика Башкортостан занимает центральное географическое положение на территории Российской Федерации, на стыке ее европейской и азиатской частей, входит в состав Приволжского федерального округа.
Из природных опасностей для республики характерны: весеннее половодье, пожары, заморозки, засуха, ливневые дожди, опасные геологические процессы.
Опасные природные явления, как правило, не приводят к многочисленным жертвам среди населения, но наносят серьезный материальный ущерб, а также нарушают условия жизнедеятельности людей.
Весеннее половодье на территории республики происходит ежегодно. Паводкоопасными являются 225 рек, в поймах которых находятся 258 населенных пунктов, расположено свыше 20,0 тыс. жилых домов с населением до 80,0 тыс. человек.
Общая площадь земель лесного фонда Республики Башкортостан составляет 6,2 млн. га, при этом площадь лесных районов, где возможны лесные пожары, занимает 5,7 млн. га. Практически во всех районах республики имеются лесные участки и массивы, где существует высокая пожарная опасность. Также возможно возникновение торфяных пожаров (Кармаскалинский район, 2005-й год). Возникновение лесных пожаров обусловлено жаркой засушливой погодой в летний период и небрежным обращением населения с огнем.
Наиболее горимые леса расположены в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Буздякском, Бурзянском, Дюртюлинском, Зилаирском, Ишимбайском, Краснокамском, Кугарчинском, Туймазинском и Учалинском районах.
Заморозки и засуху можно отнести к наиболее неблагоприятным гидрометеорологическим явлениям для сельхозкультур. В целом территория Республики Башкортостан относится к зоне рискованного земледелия. Наиболее заморозкоопасными являются северо-восточная лесостепь, горные и предгорные районы, а также районы степного Зауралья. Особенно опасны поздние весенние и ранние осенние заморозки.
Засушливые явления чаще отмечают метеостанции южной и юго-западной лесостепной зоны, а также центральной лесостепи. Наибольший вред сельскому хозяйству наносят засухи, которые отмечаются поздней весной и ранним летом.
Ливневые дожди характерны для летних месяцев. Они часто сопровождаются грозами с градом, который оказывает губительное воздействие на урожай сельскохозяйственных культур. Наиболее активная грозовая деятельность развивается в июне - июле.
Широкое распространение в республике легкорастворимых в воде горных пород является одним из основных условий развития карстового процесса, который рассматривается как одно из основных проявлений опасных геологических процессов на территории региона (ее пораженность карстом составляет более 25%).
Воздействию карбонатного карста подвержена восточная часть муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан. В опасной зоне находятся 4 населенных пункта с населением более 4 тыс. человек. В районе населенных пунктов Ишеево, Иткулово, Петровское, Павловка наблюдаются ежегодные образования карстовых воронок, обвалов. На реке Зиган в деревнях Зигановка и Янги-Юрт муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан происходит ежегодный подмыв берегов от 0,5 до 3 м, существует угроза обрушения левого берега и расположенных на берегу хозяйственных построек.
Из техногенных опасностей для республики характерны аварии на опасных производственных объектах, системах жизнеобеспечения, аварийные и чрезвычайные ситуации на транспорте.
Техногенная опасность обусловлена высокой концентрацией промышленных предприятий. На территории республики производственную деятельность осуществляют 344 потенциально опасных объекта, свыше 750 гидротехнических сооружений. В зоне поражающих факторов техногенных чрезвычайных ситуаций проживает до 50% населения республики.
По масштабам негативных последствий наибольшую угрозу представляют химически опасные объекты, где хранится до 16 тыс. т аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ) различных наименований. Общая зона возможного химического заражения составляет до , или 2,5% территории республики с населением 699 тыс. человек.
Серьезную опасность для жителей региона могут представлять объекты топливно-энергетического комплекса. Риск крупных аварий здесь обусловлен значительным износом технологического оборудования (в среднем более 50%, а по отдельным видам - до 80%).
На территории Республики Башкортостан возможно возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами и взрывами на опасных производственных объектах: объектах нефте- и газодобычи и переработки, АЗС, ТЭЦ, нефте-, газо- и продуктопроводах, складах взрывчатых веществ, хлебокомбинатах, элеваторах и др. Основными видами обращающихся на данных объектах опасных веществ являются нефть и нефтепродукты, природный газ, взрывчатые вещества, пыль (мучная, зерновая, древесная) и др.
Основными причинами возникновения аварий на этих предприятиях являются следующие:
значительный износ основных производственных фондов и систем аварийного контроля и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
несвоевременный и некачественный ремонт оборудования, медленное решение вопросов, связанных с оснащением опасных объектов средствами предупреждения аварий (аварийной остановки технологических процессов, локализации источников аварий и т.д.);
несоблюдение производственным персоналом требований нормативных документов.
На пожаро- и взрывоопасных объектах возможны разливы нефти и нефтепродуктов, не сопровождающиеся пожарами и взрывами, но представляющие опасность для экономики и экологии региона. Доля таких производственных объектов достаточно велика: магистральные нефте- и продуктопроводы, внутрипромысловые и технологические трубопроводы, подземные и наземные резервуары, железнодорожные цистерны, нефтеналивные суда и т.д.
Магистральный нефте- и продуктопроводный транспорт представлен объектами ОАО "Уралсибнефтепровод", ОАО "Уралтранснефтепродукт" и ООО "Оренбурггазпром".
Наиболее развитая сеть трубопроводного транспорта функционирует в западной и северо-западной частях республики, в южном направлении (средний участок р. Белой), а также в районе г. Уфы.