ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2014 года N 684
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 11 ИЮНЯ 2013 ГОДА N 241 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2013 года N 241 "О государственной программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Башкортостан" (с последующими изменениями).
Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 31 декабря 2014 года N 684
1. В Постановлении:
а) пункт 3 исключить;
б) пункты 4 - 6 считать соответственно пунктами 3 - 5.
2. В государственной программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Башкортостан" (далее - государственная программа), утвержденной указанным Постановлением:
1) паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт государственной программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Башкортостан"
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан |
Соисполнители государственной программы | Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан (по согласованию); Государственный комитет Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы "Открытая Республика"; Министерство образования Республики Башкортостан; Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан; Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре; Башкирская региональная общественная организация "Спасания на водах" (по согласованию); Башкирское региональное отделение Всероссийского общества спасания на водах (по согласованию); администрации муниципальных образований Республики Башкортостан (по согласованию) |
Цель и задачи государственной программы | Цель: создать условия для безопасной жизнедеятельности населения и устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан |
Задачи: повысить безопасность населения и защищенность потенциально опасных объектов экономики от угроз природного и техногенного характера в Республике Башкортостан; повысить безопасность объектов и защищенность граждан от пожаров; обеспечить безопасность людей на водных объектах Республики Башкортостан | |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2013 - 2017 годы без деления на этапы |
Перечень подпрограмм | 1) "Повышение безопасности населения и защищенности потенциально опасных объектов экономики от угроз природного и техногенного характера в Республике Башкортостан"; 2) "Пожарная безопасность в Республике Башкортостан"; 3) "Обеспечение безопасности людей на водных объектах"; 4) "Обеспечение реализации государственной программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Башкортостан" |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | Экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций и происшествий; количество населения, спасенного при чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах; количество населения, погибшего и травмированного при чрезвычайных ситуациях и оперативных событиях; экономический ущерб от пожаров; число спасенных на пожарах на одного погибшего, травмированного и пострадавшего на пожарах; число спасенных на водных объектах на одного погибшего в происшествиях на водных объектах; количество детей, обученных плаванию |
Ресурсное обеспечение государственной программы | Общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 7220193,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств: а) бюджета Республики Башкортостан - 1694193,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 397500,5 тыс. рублей; 2014 год - 404565,9 тыс. рублей; 2015 год - 310642,2 тыс. рублей; 2016 год - 290742,2 тыс. рублей; 2017 год - 290742,2 тыс. рублей; б) бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан - 25300,0 тыс. рублей, из них по годам: 2013 год - 3900,0 тыс. рублей; 2014 год - 3800,0 тыс. рублей; 2015 год - 4500,0 тыс. рублей; 2016 год - 5900,0 тыс. рублей; 2017 год - 7200,0 тыс. рублей; в) внебюджетных источников - 5500700,0 тыс. рублей, из них по годам: 2013 год - 1100700,0 тыс. рублей; 2014 год - 1100000,0 тыс. рублей; 2015 год - 1100000,0 тыс. рублей; 2016 год - 1100000,0 тыс. рублей; 2017 год - 1100000,0 тыс. рублей |
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы утверждается законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.";
2) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ОТ УГРОЗ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Республика Башкортостан занимает центральное географическое положение на территории Российской Федерации, на стыке ее европейской и азиатской частей, входит в состав Приволжского федерального округа.
Из природных опасностей для республики характерны: весеннее половодье, пожары, заморозки, засуха, ливневые дожди, опасные геологические процессы.
Опасные природные явления, как правило, не приводят к многочисленным жертвам среди населения, но наносят серьезный материальный ущерб, а также нарушают условия жизнедеятельности людей.
Весеннее половодье на территории республики происходит ежегодно. Паводкоопасными являются 225 рек, в поймах которых находятся 258 населенных пунктов, расположено свыше 20,0 тыс. жилых домов с населением до 80,0 тыс. человек.
Общая площадь земель лесного фонда Республики Башкортостан составляет 6,2 млн. га, при этом площадь лесных районов, где возможны лесные пожары, занимает 5,7 млн. га. Практически во всех районах республики имеются лесные участки и массивы, где существует высокая пожарная опасность. Также возможно возникновение торфяных пожаров (Кармаскалинский район, 2005-й год). Возникновение лесных пожаров обусловлено жаркой засушливой погодой в летний период и небрежным обращением населения с огнем.
Наиболее горимые леса расположены в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Буздякском, Бурзянском, Дюртюлинском, Зилаирском, Ишимбайском, Краснокамском, Кугарчинском, Туймазинском и Учалинском районах.
Заморозки и засуху можно отнести к наиболее неблагоприятным гидрометеорологическим явлениям для сельхозкультур. В целом территория Республики Башкортостан относится к зоне рискованного земледелия. Наиболее заморозкоопасными являются северо-восточная лесостепь, горные и предгорные районы, а также районы степного Зауралья. Особенно опасны поздние весенние и ранние осенние заморозки.
Засушливые явления чаще отмечают метеостанции южной и юго-западной лесостепной зоны, а также центральной лесостепи. Наибольший вред сельскому хозяйству наносят засухи, которые отмечаются поздней весной и ранним летом.
Ливневые дожди характерны для летних месяцев. Они часто сопровождаются грозами с градом, который оказывает губительное воздействие на урожай сельскохозяйственных культур. Наиболее активная грозовая деятельность развивается в июне - июле.
Широкое распространение в республике легкорастворимых в воде горных пород является одним из основных условий развития карстового процесса, который рассматривается как одно из основных проявлений опасных геологических процессов на территории региона (ее пораженность карстом составляет более 25%).
Воздействию карбонатного карста подвержена восточная часть муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан. В опасной зоне находятся 4 населенных пункта с населением более 4 тыс. человек. В районе населенных пунктов Ишеево, Иткулово, Петровское, Павловка наблюдаются ежегодные образования карстовых воронок, обвалов. На реке Зиган в деревнях Зигановка и Янги-Юрт муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан происходит ежегодный подмыв берегов от 0,5 до 3 м, существует угроза обрушения левого берега и расположенных на берегу хозяйственных построек.
Из техногенных опасностей для республики характерны аварии на опасных производственных объектах, системах жизнеобеспечения, аварийные и чрезвычайные ситуации на транспорте.
Техногенная опасность обусловлена высокой концентрацией промышленных предприятий. На территории республики производственную деятельность осуществляют 344 потенциально опасных объекта, свыше 750 гидротехнических сооружений. В зоне поражающих факторов техногенных чрезвычайных ситуаций проживает до 50% населения республики.
По масштабам негативных последствий наибольшую угрозу представляют химически опасные объекты, где хранится до 16 тыс. т аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ) различных наименований. Общая зона возможного химического заражения составляет до , или 2,5% территории республики с населением 699 тыс. человек.
Серьезную опасность для жителей региона могут представлять объекты топливно-энергетического комплекса. Риск крупных аварий здесь обусловлен значительным износом технологического оборудования (в среднем более 50%, а по отдельным видам - до 80%).
На территории Республики Башкортостан возможно возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами и взрывами на опасных производственных объектах: объектах нефте- и газодобычи и переработки, АЗС, ТЭЦ, нефте-, газо- и продуктопроводах, складах взрывчатых веществ, хлебокомбинатах, элеваторах и др. Основными видами обращающихся на данных объектах опасных веществ являются нефть и нефтепродукты, природный газ, взрывчатые вещества, пыль (мучная, зерновая, древесная) и др.
Основными причинами возникновения аварий на этих предприятиях являются следующие:
значительный износ основных производственных фондов и систем аварийного контроля и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
несвоевременный и некачественный ремонт оборудования, медленное решение вопросов, связанных с оснащением опасных объектов средствами предупреждения аварий (аварийной остановки технологических процессов, локализации источников аварий и т.д.);
несоблюдение производственным персоналом требований нормативных документов.
На пожаро- и взрывоопасных объектах возможны разливы нефти и нефтепродуктов, не сопровождающиеся пожарами и взрывами, но представляющие опасность для экономики и экологии региона. Доля таких производственных объектов достаточно велика: магистральные нефте- и продуктопроводы, внутрипромысловые и технологические трубопроводы, подземные и наземные резервуары, железнодорожные цистерны, нефтеналивные суда и т.д.
Магистральный нефте- и продуктопроводный транспорт представлен объектами ОАО "Уралсибнефтепровод", ОАО "Уралтранснефтепродукт" и ООО "Оренбурггазпром".
Наиболее развитая сеть трубопроводного транспорта функционирует в западной и северо-западной частях республики, в южном направлении (средний участок р. Белой), а также в районе г. Уфы.
Транспорт - это важнейшая составная часть инфраструктуры республики, обусловленная региональными особенностями, а именно: широким развитием грузоемких отраслей хозяйства (нефтяной, химической, сельскохозяйственной, горнорудной и др.) и расширяющимся ввозом недостающих видов сырья и топлива, машин и оборудования, товаров народного потребления. При этом транспортная сеть Башкортостана обеспечивает не только внутриреспубликанские, межрайонные и внешние экономические связи самой республики, но и мощные транзитные потоки грузов и пассажиров из азиатской части России в ее европейскую часть и обратно.
В пассажирских перевозках преобладающим является наиболее аварийным транспорт - автомобильный (89% общего объема перевозок).
Исходя из численности автопарка республики, вероятность попадания транспортного средства в дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) составляет в год. Условная вероятность гибели человека в ДТП - , получения травм - . Таким образом, индивидуальный риск смертельного поражения при ДТП для населения Республики Башкортостан равняется .
Значительную социальную напряженность в обществе, как правило, вызывают аварии на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства. По имеющимся расчетам при наихудшем сценарии развития событий при прорыве водопроводной магистрали возможно прекращение водоснабжения нескольких районов города, условия жизнедеятельности могут быть нарушены у 43 тыс. человек. Зона поражения составит до . Основными причинами таких событий являются износ основных фондов, коррозия и засорение сетей.
Анализ опасности территории Республики Башкортостан и выполненная на его основе оценка риска чрезвычайных ситуаций позволяют заключить, что основной вклад в величину комплексного показателя риска вносят чрезвычайные ситуации техногенного характера на опасных производственных объектах и аварии, связанные с перевозкой взрыво- и пожароопасных веществ автомобильным и железнодорожным транспортом.
Наиболее неблагоприятными с точки зрения показателей риска являются муниципальные районы Баймакский, Белебеевский, Белорецкий, Краснокамский, Куюргазинский, Мелеузовский, Стерлитамакский, Туймазинский, Уфимский, Учалинский, Хайбуллинский и Янаульский районы Республики Башкортостан. Наиболее благоприятными по данным показателям считаются муниципальные районы Аскинский, Бакалинский, Балтачевский, Бураевский, Бурзянский, Зианчуринский, Зилаирский, Кигинский, Миякинский и Татышлинский районы Республики Башкортостан. Подобное распределение риска связано прежде всего с наличием в "неблагоприятных" районах большого количества опасных производственных объектов и развитой транспортной сети, по которой возможна перевозка опасных грузов.
Анализ состояния пожарной безопасности показывает, что ежегодно в Республике Башкортостан происходит около 4,5 - 5,0 тыс. пожаров, на которых гибнут до 380 человек и до 360 человек получают травмы различной степени тяжести.
Риск возникновения пожаров (количество пожаров в год на 100 тыс. населения) за последние 5 лет уменьшился в Республике Башкортостан на 8,5% (со 123,8 до 113,3), а средний показатель по Приволжскому федеральному округу - на 18,5% (со 127,1 до 103,6). За этот же период в сельской местности республики риск возникновения пожаров уменьшился на 4,0% (с 64,2 до 61,6), а в городах - на 13,3% (с 59,6 до 51,7).
В установленное Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" нормативное время прибытия подразделений противопожарной службы из 4536 населенных пунктов Республики Башкортостан не попадают 433 населенных пункта (9,55% общего количества), проживающее в них население составляет 91366 человек (2,23% населения республики).
Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Республике Башкортостан, осуществляемый республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Республики Башкортостан в рамках своих полномочий, свидетельствует о недостаточном уровне развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Существующее информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не способствует устойчивому снижению основных показателей риска возникновения пожаров для территорий, населения и конкретных объектов.
Наличие большого количества водных объектов на территории республики привлекает значительное количество туристов, рыбаков, судоводителей. В летний период ежедневно на водоемах отдыхают более 100 тыс. человек. При этом в 2011 году на водоемах погибло 125 человек, в 2012 - 122 человека, в 2013 году - 115 человек. Как правило, это люди зрелого, работоспособного возраста.
Опыт последних лет свидетельствует о том, что гибель людей на водных объектах чаще всего происходит в несанкционированных местах купания, в то время как на специально оборудованных пляжах, оснащенных спасательными постами, людей обычно спасают.
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья отнесено к вопросам республиканского значения.
Таким образом, вопрос обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, при пожарах и на воде является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Башкортостан, решение которого будет способствовать ее стабильному социально-экономическому развитию.
Следует отметить, что потенциал соответствующих программ предыдущего периода в регионе реализован не в полном объеме. Это произошло по ряду причин:
недостаток ресурсов, необходимых для достижения устойчивой положительной динамики в решении основных программных задач;
недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач в условиях перераспределения функций в сфере защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций между уровнями государственной власти и органами местного самоуправления;
изменение системы распределения сфер ответственности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Башкортостан и республиканских органов исполнительной власти.
Оценка существующих угроз в среднесрочной перспективе для Российской Федерации в целом и для Республики Башкортостан в частности позволяет сделать вывод о том, что кризисы и чрезвычайные ситуации остаются одними из важнейших вызовов обществу.
Как показала практика прошедшего десятилетия, эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики.";
3) раздел 2 изложить в следующей редакции:
"2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р), одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является обеспечение комфортной и безопасной социальной среды, эффективности системы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Концепция стала основой для разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.