Анализ современного состояния дорожной сети Республики Татарстан выявил ряд проблем развития дорожного хозяйства Республики Татарстан:
увеличение интенсивности движения и нагрузок на автомобильные дороги общего пользования Республики Татарстан;
техническое состояние сети автомобильных дорог общего пользования не полностью соответствует нормативным требованиям (существует "недоремонт");
недостаточная плотность дорог, существуют населенные пункты, не имеющие подъездов с твердым покрытием.
Социально-экономический анализ вышеуказанных проблем показывает, что они в основном связаны со значительными темпами экономического роста Республики Татарстан.
Несмотря на высокие темпы роста валового регионального продукта, значительно выросла и сама база валового регионального продукта, появился ряд инфраструктурных проектов в экономике (проекты "ТАНЕКО", проведение XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, проект реконструкции производственных мощностей ОАО "Казаньоргсинтез"), значительно повысивших и так чрезмерную нагрузку на транспортный каркас республики.
Прибавим к этому ряд инфраструктурных проектов: международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай", строительства Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, скоростной железной дороги "Москва - Екатеринбург", продолжение реализации которых запланировано в 2014 - 2024 годах и позднее, что не может не сказаться на транспортном каркасе республики, который требует опережающего инновационного развития.
(в ред. Постановлений КМ РТ от 29.04.2015 N 299, от 20.09.2019 N 854)
Прогноз развития Программы позволяет отчасти решить проблемы транспортного комплекса республики, накопившиеся в 2009 - 2012 годах, и создать предпосылки для дальнейшего совершенствования транспортной инфраструктуры Республики Татарстан с 2020 года при соответствующем финансировании программных мероприятий. Для сбалансированного развития транспортного комплекса в Республике Татарстан требуется решить ряд вопросов:
сохранение существующей сети автомобильных дорог общего пользования;
создание механизмов по компенсации "недоремонта" на дорогах Республики Татарстан;
соединение всех населенных пунктов дорогами с твердым покрытием;
повышение качества дорожных работ и применение инновационных технологий;
снижение выбросов и загрязнения окружающей среды от деятельности транспортного комплекса Республики Татарстан;