Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 18 марта 2013 г. N 180
"Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального
дела в Республике Татарстан на период до 2020 года"


В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года.

2. Предложить главам муниципальных образований Республики Татарстан учитывать положения указанной Концепции при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию театрального искусства.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Концепция
долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан
 на период до 2020 года
(утв. постановлением КМ РТ от 18 марта 2013 г. N 180)

     
1. Общие положения


Концепция долгосрочного развития театрального дела в Республике Татарстан на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана на основе Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р, а также на основе Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ.

В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Республике Татарстан, обоснована необходимость ее разработки, сформулированы цели и задачи, определены основные направления развития театрального искусства в регионе, механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

В Концепции используются следующие понятия:

театральное дело - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;

театральная деятельность - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей;

театральное искусство - один из видов исполнительского искусства (наряду с музыкальным и цирковым искусством), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем), делающими его сценические произведения - спектакли уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;

виды театрального искусства - драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, театр пантомимы;

театр - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;

труппа - творческий коллектив артистов театра;

спектакль - акт показа сценического произведения, название сценического произведения в репертуаре театра;

репертуар - совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;

постановка - создание спектакля;

новая постановка - новый спектакль, подготовленный и включенный в репертуар театра;

репетиция - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера и хормейстера) при подготовке новой постановки или корректировке поставленного ранее спектакля;

репертуарный театр - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;

свободная площадка - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или репетиций спектаклей различных театральных организаций;

гастроли - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);

театральный фестиваль - показ (смотр) достижений театрального искусства;

национальный театр - профессиональный театр, осуществляющий постановки на татарском языке, языках иных народов, проживающих на территории Республики Татарстан, и имеющий отличные от русского театра принципы и методы воплощения национальных сценических форм, иной содержательной и тематической направленности, специфику взаимодействия сцены и зала.


2. Цель и задачи Концепции


Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут ее потребности в культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.

Республика Татарстан - один из признанных профессиональным сообществом России и зарубежья театральных центров со сложившейся в течение нескольких веков уникальной театральной культурой. Одной из важнейших особенностей театрального искусства в Республике Татарстан является развитие взаимообогащающих друг друга русской и татарской театральных традиций. Наличие двух национальных театральных культур стимулирует развитие театрального искусства в целом, так как русские театры активно посещаются представителями татарского народа, а в татарских осуществляется синхронный перевод спектаклей на русский язык.

Обеспечение максимальной доступности для граждан Татарстана культурных благ - один из показателей повышения качества жизни татарстанцев. Посещение театра способствует формированию высокого уровня культуры в городе, регионе, в стране в целом. Театральное искусство в современном Татарстане занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды.

В предстоящем десятилетии театральное дело должно обеспечить не только сохранение достижений отечественной сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему духовным запросам жителей Татарстана.

Целью настоящей Концепции является определение путей развития театрального искусства, сохранение имеющихся достижений и особенностей творчества каждого из республиканских театров, динамичного развития с учетом современных взглядов на театральное искусство, создание единого театрального пространства.

Формирование вектора развития театрального искусства необходимо осуществлять в сочетании традиционных форм с использованием инновационных подходов на базе достижений татарстанского, российского и мирового опыта и на основе расширения межнационального межкультурного диалога в Республике Татарстан.

В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела, которые можно сгруппировать следующим образом:

1) реализация художественной миссии театров, в том числе:

создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения,

сохранение и развитие русского и национального драматического искусства,

поддержка развития драматургии, в том числе национальной, науки о театре, театральной критики,

активизация и поддержка гастрольно-фестивальной деятельности;

2) повышение общественного, социального статуса театра, в том числе:

повышение роли театра в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений,

создание качественно новых постановок, отражающих тенденции развития современного общества с учетом театральных потребностей разных групп населения. Особое внимание необходимо уделить развитию театра для детей и подростков,

расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства театрального пространства в республике;

3) увеличение финансирования и улучшение материально-технической базы театров, в том числе:

государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, негосударственных театров, увеличение их доли в театральном деле,

поддержка театров малых городов республики,

развитие грантовой системы, выделение правительственных грантов для театров малых городов, театров кукол и ТЮЗов,

доведение заработной платы в театрах до средней заработной платы в регионе;

4) вопросы кадрового обеспечения, в том числе:

повышение профессионального уровня театральных специалистов - целевые курсы в ведущих театральных вузах страны по различным специальностям, постдипломное образование, проведение семинаров и форумов,

целевое обучение и распределение творческих кадров для театров республики с решением на государственном уровне жилищной проблемы;

5) внедрение современных технологий в сферу театрального дела, в том числе:

создание интернет-порталов, совершенствование сайтов театральных учреждений,

создание единой электронной системы оповещения театральных деятелей о предстоящих фестивалях, конкурсах как в России, так и за рубежом, а также единой электронной базы данных о фестивалях и конкурсах, проходящих в России и за рубежом, поделив ее на сектора - виды театров (камерный, кукольный и т.д.),

внедрение в театрах системы электронной продажи билетов.

Для решения этих задач предусматривается комплекс следующих мер:

сохранение и развитие сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;

совершенствование нормативной правовой базы театрального дела;

повышение художественного качества театрального предложения;

разработка косвенных показателей художественного качества театрального предложения;

организация и проведение конкурсов, смотров, фестивалей в области театрального искусства и драматургии;

тесное сотрудничество и совместное участие театров в проектной деятельности Союза театральных деятелей Республики Татарстан;

создание и разработка программ и механизмов, позволяющих обеспечить посещение театров республики социально не защищенными группами населения;

создание и разработка программ, направленных на повышение социальной защищенности театральных деятелей;

популяризация в обществе театрального искусства;

развитие детского театра с целью социализации, воспитания творческой личности;

разработка доступных и эффективных методов мониторинга театральной деятельности и отчетности театральных коллективов;

разработка системы индикаторов эффективности театральной деятельности.


3. Доступность театрального искусства для населения Татарстана

     
Театральное дело в Республике Татарстан


История русского драматического театра в г. Казани ведется с 1791 года, когда по инициативе казанского губернатора князя С.М. Баратаева в городе возник публичный театр. Благодаря сложившимся обстоятельствам и личностям, принимавшим деятельное участие в судьбе театра, он занял одно из ведущих мест в русской театральной провинции. В 1836 году в г. Казани появляется М.С. Щепкин, который ставит здесь "Ревизора" и сам играет в этом спектакле роль Городничего. Его ежегодные до 1841 года приезды вместе с дочерью, а затем гастроли П.С. Мочалова, В.И. Живокини, А.Е. Мартынова закрепили на казанской сцене принципы реалистического искусства. Казанский театр уже в те годы начинает сравниваться по своему уровню с Петербургским и Московским императорскими театрами. В 1849-1852 годах город строит для своего театра каменное здание, не уступавшее по своей технической оснащенности лучшим российским театрам. С 1852 года художественную часть театра возглавляет знаменитый тогда на всю Россию Н.К. Милославский. "Поволжскими Афинами" называют Казань в годы антрепризы П.М. Медведева, длившейся с небольшими перерывами с 1867 по 1888 год. Талантливейший педагог, он умел раскрыть актерские дарования. Казанский театр становится в эти годы поистине "кузницей кадров" для императорской сцены: актеры, прошедшие в Казани школу Медведева, были украшением Александринского и Малого театров. Все годы, начиная с Медведева и кончая последними предреволюционными антрепренерами, репертуар казанского театра держался на произведениях А.Н. Островского, А.Ф. Писемского, Ф.М. Достоевского, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького.

В 1919 году театр обрел статус государственного. В XX веке за театром закрепилась слава одного из ведущих театральных коллективов страны, с творчеством которого связаны имена режиссеров З.М. Славяновой, А.Д. Дикого, Е.А. Простова, Э.М. Бейбутова, Н.Ю. Орлова, Е.Д. Табачникова, С.В. Таюшева, актеров Н.И. Якушенко, Е.Е. Жилиной, В.М. Павловой, Н.С. Провоторова и многих других, чьи имена вписаны в историю советского театра.

В Казани начинал свой профессиональный актерский путь Василий Иванович Качалов, имя которого русский драматический театр носит с 1948 года.

В настоящее время высокохудожественный репертуар, основанный на лучших произведениях русской и мировой классики и современной драматургии, профессиональная стабильная труппа, в составе которой много мастеров сцены, современная режиссура и сценография, не чуждые духу поисков и экспериментов, жанровое разнообразие постановок делают Казанский академический русский Большой драматический театр им. И. Качалова интересным самым широким слоям публики как у себя в городе, так и далеко за его пределами.

Постоянные оперные сезоны в Казани начались в 1874 году в антрепризе П.М. Медведева. Именно с этого времени начинаются регулярные оперные представления, а во главе оперной труппы встают выдающиеся организаторы русского театрального дела: П.М. Медведев и М.М. Бородай. Художественное руководство осуществляли крупные дирижеры У.И. Авранек, И.О. Палицин, В.И. Сук, Л.П. Штейнберг, режиссер Н.Н. Боголюбов и другие. На казанской сцене пели знаменитые русские певцы Ю. Закржевский, Николай и Медея Фигнеры, Л.Д. Яковлев, И. Тартаков, М. Максаков, О. Камионский, Ф. Шаляпин. До 1917 года в Казанской опере было осуществлено 130 премьер.

В 1934 году Советом Народных Комиссаров ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра (именно оперного, а не оперы и балета). Возведение здания началось в 1936 году, но в связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство здания театра затянулось на 20 лет. Основу оперной труппы составили выпускники Московской консерватории и Татарской оперной студии при ней. Торжественное открытие Татарского государственного театра оперы и балета состоялось 17 июня 1939 года. В этот день была показана опера "Качкын" ("Беглец") Н. Жиганова. Поскольку строительство собственного здания еще не было закончено, спектакли проходили в помещении Татарского государственного театра, на сцене русского Большого драматического театра, а также на других площадках г. Казани.

28 сентября 1956 года новое здание Татарского государственного театра оперы и балета было открыто оперой Н. Жиганова "Алтынчеч". В том же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза, поэта Мусы Джалиля, работавшего в театре заведующим литературной частью в 1939-1941 годах. В 1988 году театру было присвоено звание "академический".

В г. Казани основаны и ежегодно проводятся Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина и Международный фестиваль классического балета им. Р. Нуриева. Оба фестиваля являются "визитными карточками" музыкально-театрального Татарстана. С каждым годом они набирают силу, становятся все более популярными и являются одними из важнейших культурных событий Татарстана и России.

С 1994 года театр ежегодно проводит международные гастрольные турне по странам Европы (Голландия, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Португалия, Дания, Франция, Великобритания), в ходе которых представляет зарубежной публике до 120 спектаклей в год.

В 2005 году в здании театра проведена капитальная реконструкция. Техническая оснащенность на уровне европейских стандартов, явившаяся результатом реконструкции, позволяет театру создавать новаторские спектакли со сложной сценографией, световыми эффектами.

У театров Республики Татарстан богатая и яркая история. На рубеже XIX-XX веков в традиционном татарском обществе произошли колоссальные сдвиги. Группа мусульман-реформистов считала своим призванием работу на благо прогресса. Джадиды действовали путем воспитания и просвещения, пытаясь показать муллам и всем верующим преимущества современной цивилизации. Они подчеркивали необходимость открытия "врат иджтихада" (богословия) для разрешения задач, которые ставила перед мусульманами европейская цивилизация. В более широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие родного языка, литературы и искусств, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.

На пике реформ - 22 декабря 1906 года - в г. Казани актерами-любителями из среды демократически настроенной молодежи исполнен первый общедоступный спектакль на татарском языке. Несмотря на то, что первые татарские пьесы были написаны и исполнялись любителями и шакирдами медресе в "домашних" театрах еще в конце XIX века, именно этот день вошел в историю как дата зарождения профессионального татарского театра.

Весной 1907 года в г. Оренбурге выпускник Казанской учительской школы, талантливый музыкант и певец, выдающаяся личность - Ильяс Кудашев-Ашказарский организовал первую профессиональную театральную труппу, в которой поначалу были одни юноши. Позже в Нижнем Новгороде к труппе присоединились первая актриса татарского и мусульманского мира С. Гиззатуллина-Волжская и еще при жизни названный современниками "отцом татарского театра" Габдулла Кариев, в 1908 году возглавивший труппу "Сайяр" ("Передвижник"). Названием труппа обязана родоначальнику современной татарской поэзии, великому Габдулле Тукаю и характеру своей деятельности - непрекращающимся гастролям по городам и весям России.

За первые два десятилетия театр совершает колоссальный рывок и выходит на качественно новый художественный уровень. В 1926 году он первым среди национальных театров получает академический статус. В 1939 году театру присвоено имя классика татарской драматургии Галиасгара Камала. За этот период, несмотря на сталинские репрессии, обрушившиеся на татарскую культуру, возникла самобытная национальная драматургия, представленная именами К. Тинчурина, Т. Гиззата, Н. Исанбета, сформировалась своеобразная эстетика и театральная школа, десятки актеров получили почетные звания. В 1957 году театр удостоен ордена Ленина - высшей награды СССР.

Период с 1966 по 2002 год вошел в историю театра как "эпоха Марселя Салимжанова" - бессменного главного режиссера и лидера, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий России и Татарстана, обладателя премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство". В репертуаре театра свыше 20 наименований мировой и татарской классики, современной драматургии. Татарский государственный академический театр имени Г. Камала - участник многих престижных фестивалей России и зарубежья. Театр является организатором Международного театрального фестиваля и образовательного форума "Науруз", Всероссийского фестиваля молодой режиссуры "Ремесло", конкурса "Новая татарская пьеса" и театральной премии имени Дамира Сиразиева, выступает партнером ведущих театральных коллективов России и зарубежья, среди которых Академический Малый драматический театр - Театр Европы, театр "Мено Фортас" (Э. Някрошюс). Ежегодно в театре осуществляются международные театральные проекты, организуются семинары и мастер-классы лучших театральных специалистов мира. На базе театра проходят обучение студенты Казанского государственного университета культуры и искусств и Казанского театрального училища, лучшие из которых пополняют состав труппы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»