По итогам 2011 года детское население Республики Татарстан составило 723 951 человек, или 19 процентов от общей численности населения, в том числе 1,7 процента - дети, оставшиеся без попечения родителей.
Во многом успешному устройству детей-сирот в семьи способствует организация предоставления дополнительных мер поддержки для данных категорий граждан.
Благодаря осуществляемой в республике поддержке семей сегодня численность детей, воспитывающихся в замещающих семьях, почти в 12 раз превысила количество воспитанников интернатных учреждений всех ведомств (в семьях - 11 102, в организациях для детей-сирот - 929).
На 01.11.2012 в региональном банке данных стоит на учете 1 121 ребенок, оставшийся без попечения родителей, из них воспитываются (обучаются): в домах ребенка - 115 человек; в детских домах и школах-интернатах - 575 человек; в домах-интернатах - 218 человек; в учреждениях профессионального образования - 173 человека; в других учреждениях различных ведомств - 40 человек.
В 2011 году в республике выявлен 1 301 ребенок из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 10 месяцев текущего года - 907 детей.
Устроены в семьи граждан в 2011 году 1 343 ребенка, оставшихся без попечения родителей, за 10 месяцев текущего года - 816 детей.
В республике накоплен опыт обучения и дальнейшего сопровождения замещающих семей. С 2006 года на базе Республиканского центра усыновления, опеки и попечительства было начато обучение будущих приемных родителей, в "школе приемных родителей" ежегодно проходили подготовку 700 семей.
С 1 сентября текущего года в республике подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляют 10 уполномоченных организаций, в том числе 8 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Республика Татарстан активно участвует в различных конкурсах. Так, в 2012 году в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от республики было направлено 14 заявок на участие в конкурсе городов России "Город без сирот".
По данным муниципальных органов управления образованием, на 1 января 2012 года всего в республике насчитывалось 3 316 инвалидов дошкольного возраста. Из них 1 279 детей посещают детские сады, в том числе 635 воспитываются в специализированных группах (компенсирующих и оздоровительных); остальные посещают общеразвивающие группы. В республике функционируют 405 муниципальных детсадов, имеющих группы компенсирующей направленности: 686 - для детей с нарушениями речи, 78 - зрения, 3 - слуха, 52 - интеллекта, 40 - опорно-двигательного аппарата. В них воспитываются 12 872 ребенка.
В целях организации комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения детьми образования в республике развивается сеть психолого-медико-педагогических комиссий.
В настоящее время в 51 государственном учреждении обучаются 5 746 детей, т.е. 47,3 процента от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста. В учреждениях реализуются учебные планы и программы для умственно отсталых, глухих и слабослышащих; обучаются 680 детей с множественными нарушениями, в т.ч. более 300 детей с умеренной умственной отсталостью.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие возможность обучаться в массовых школах, учатся по месту жительства. В настоящее время их число составляет 6 577, т.е. 50,5 процента от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста.
В настоящее время специальную коррекционную помощь, по оперативным данным директоров школ и школ-интернатов, оказывают 860 сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов, т.е. 58,6 процента от общего числа педагогов учреждений (в 2011 году - 710 дефектологов). На базе учреждений специального (коррекционного) образования проводятся семинары-совещания, конференции, педагогические чтения для педагогических работников, что способствует постоянному обновлению содержания образования, форм и методов коррекционно-воспитательной работы, внедрению современных технологий в процесс обучения.
Социальная адаптация и подготовка к успешной интеграции воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляются не только в ходе учебной деятельности, но и путем вовлечения детей в занятия спортом, художественным творчеством и т.д. Созданные условия позволяют выпускникам образовательных учреждений продолжить обучение в учреждениях профессионального образования. По оперативным данным, в текущем году более 74 процентов выпускников учреждений для детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта продолжат обучение в училищах, техникумах, институтах.
Для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья временно или постоянно посещать образовательное учреждение, организовано обучение на дому. В настоящее время такой формой обучения охвачено 2 016 детей (в т.ч. 1 492 ребенка обучаются по программам массовых школ, 565 детей - по программам специальных (коррекционных) учреждений).
Одновременно развивается и процесс интеграции: более распространенной моделью является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа. Таким образом, в настоящее время охвачено обучением по различным программам 97,8 процента детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 N 786 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".
В рамках Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан на проведение мероприятий по формированию в Республике Татарстан сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (от 30.05.2012 N 06.G65.24.0046), выполнены работы по адаптации зданий 35 общеобразовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
За последние годы сеть объединений творческой реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования детей получила дальнейшее развитие.
В 2011 году в учреждениях дополнительного образования детей системы образования занимались 2 235 детей с ограниченными возможностями здоровья (в сельской местности - 480 человек), 1 437 детей-инвалидов (в т.ч. в сельской местности - 176 человек).
Применение дистанционных технологий при обучении детей-инвалидов в Республике Татарстан осуществляется в рамках следующих программ и проектов.
Благодаря поддержке Правительства Республики Татарстан с 2005 года реализуются мероприятия по обеспечению детей-инвалидов, обучающихся на дому, специализированным компьютерным оборудованием для предоставления им равных возможностей получения общего образования с помощью инфокоммуникационных технологий. С 2005 года (в рамках проекта "Развитие информационной среды для детей с ограниченными возможностями" и Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы) на приобретение компьютерного и специализированного учебного оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому и в специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах, выделено 54,5 млн рублей, из них 22,6 млн рублей - из федерального бюджета и 31,9 млн рублей - из бюджета Республики Татарстан.
Детям-инвалидам, получившим аппаратно-программные комплексы в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61, организован доступ к сетевому образовательному ресурсу дистанционного обучения "Интернет-школа "Просвещение.Ру" (Телешкола). Дистанционное обучение организовано и на базе общеобразовательных учреждений с использованием возможностей сети Интернет (электронная почта, сеть Skype и прочее).
Вместе с тем существует ряд проблем, снижающих эффективность деятельности в данном направлении.
Несмотря на увеличение числа нуждающихся в оздоровлении и коррекции нарушений развития детей, количество дошкольных образовательных учреждений, имеющих группы компенсирующей и оздоровительной направленности, только за последний год уменьшилось на 22 единицы, количество специализированных групп в них - на 76.
В ряде районов в дошкольных образовательных учреждениях группы для детей с нарушениями в развитии отсутствуют, не проводятся заседания комиссии по выявлению и определению программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, вследствие чего нарушаются права детей в части своевременной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и направления в соответствующие учреждения.
В настоящее время в отдельных общеобразовательных школах отсутствуют необходимые условия для обучения детей указанной категории (отсутствуют кадры, необходимая материальная база, учебники и т.п.).