____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 16 октября 2023 года N 1315
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую концепцию ценовой (тарифной) политики на 2013-2015 годы (далее - Концепция).
2. Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам совместно с Министерством экономики Республики Татарстан, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и государственным бюджетным учреждением "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан" до 1 июля 2013 года разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план основных мероприятий по реализации Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление экономики, финансов и распоряжения государственным имуществом Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Концепция ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан (далее - Концепция) представляет собой систему определенных единых принципов и приоритетов в деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти республики в сфере регулирования цен (тарифов), отнесенной к их компетенции.
Разработка и внедрение Концепции как неотъемлемой части Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан будет содействовать развитию рыночных отношений, что приведет к повышению качества товаров и услуг и в целом к эффективной рыночной экономике.
Концепция содержит цели, задачи, принципы ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан и методы ее реализации и разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы", Законом Республики Татарстан от 14 июля 2012 года N 49-ЗРТ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Татарстан", а также Программой развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.03.2012 N 198.
Ценовая (тарифная) политика в Республике Татарстан формируется в контуре рыночных отношений хозяйствующих субъектов, а также в системе ценового (тарифного) регулирования. Если первое основано на принципах рыночной конкуренции, то второе ориентировано на государственное регулирование, построенное на соблюдении сбалансированности интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг).
Можно утверждать, что пакет нормативных правовых актов, определяющих политику государственного регулирования, на сегодняшний день достаточен для построения эффективной системы баланса интересов указанных выше субъектов хозяйственной деятельности. Вместе с тем практическая реализация установленных законодательством норм обуславливает развитие регулирующих норм исходя из приоритетов развития региональных экономик. В контексте Концепции под региональными экономиками понимаются экономические системы муниципальных образований в Республике Татарстан. В качестве системных проблем в этой сфере на сегодня можно выделить следующие:
непрозрачность деятельности отдельных компаний - производителей ресурсов, цены и тарифы на которые регулируются;
отсутствие достаточного количества инструментов факторного анализа влияния регулирующего воздействия изменения цен и тарифов на экономические показатели деятельности хозяйственных субъектов, секторов экономики, республики в целом и ее регионов;
недостаточная координация и интеграция деятельности субъектов, задействованных в системе мониторинга, аудита деятельности и ее регулирования (здесь и далее речь идет о регулируемой деятельности);
отсутствие долгосрочного характера регулирования в ценовой (тарифной) политике;
отсутствие информации о перечне хозяйствующих субъектов, имеющих признаки монопольной деятельности на локальных рынках, а также мониторинга этой ситуации;
отсутствие порядка формирования и использования рыночных цен при осуществлении государственных и муниципальных закупок;
дефицит кадровых ресурсов в сфере регулирования цен и тарифов, а также анализа деятельности как поставщиков, так и потребителей товаров и услуг.
Учитывая, что перечисленные проблемы носят системный характер и тесно взаимосвязаны, их решение возможно лишь программным путем, следовательно, все вновь разрабатываемые и действующие программы по реализации Концепции должны быть ориентированы на это.
Целями ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан являются:
обеспечение баланса интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат государственному регулированию;
повышение качества товаров (работ, услуг), тарифы (цены) на которые подлежат регулированию;
создание условий развития в республике конкурентной среды.
Достижение сформулированных целей осуществляется путем решения следующих задач:
координация деятельности субъектов, имеющих отношение к процессам регулирования ценовой политики в области регулирования цен (тарифов), и организационных мероприятий в соответствии с основными целями и принципами ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан;
установление экономически обоснованных тарифов (цен), подлежащих регулированию;
поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования в регулируемых видах деятельности;
развитие внебюджетных направлений деятельности в социальной сфере путем расширения вариативных форм предоставления услуг и привлечения коммерческих организаций;
разработка и внедрение единых методологических основ формирования цен и тарифов, позволяющих применять различные методы их регулирования;
обеспечение информационного сопровождения ценовой (тарифной) политики;
обеспечение контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями;
расширение участия общественных институтов и органов местного самоуправления в сфере тарифно-ценового регулирования;
усиление эффективности контроля за применением цен (тарифов), установленных в соответствии с законодательством;
создание условий для развития конкурентных отношений;
обеспечение выполнения мероприятий по социальной защите льготных категорий граждан Республики Татарстан при осуществлении государственного регулирования тарифов (цен) на товары (работы, услуги);
создание механизма публичных обсуждений по проектам социально значимых управленческих решений в сфере ценового регулирования.
Реализация поставленных задач будет осуществляться путем:
разработки и утверждения плана основных мероприятий по реализации Концепции;
изменения законодательства Республики Татарстан и нормативной правовой базы ценового регулирования Республики Татарстан;
формирования предложений о совершенствовании федерального законодательства в указанной области.
В настоящее время прямое регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления:
а) фиксированных, предельных цен или коэффициентов к ним;
б) нормативного соотношения между стоимостью сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции;
в) ограничения уровня затрат, включаемых в цены и тарифы, уровня рентабельности;
г) ограничения размеров надбавок, наценок (скидок) в сфере распределения товаров;
д) декларирования изменения цен и тарифов.
Косвенное воздействие на уровень цен и тарифов в регулируемых и нерегулируемых отраслях осуществляется путем:
а) совершенствования договорных отношений между хозяйствующими субъектами и органами государственного регулирования цен и тарифов;
б) предоставления дотаций и субсидий из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги;
в) разработки ежегодных планов мероприятий сокращения затрат по муниципальному хозяйству в целом и по каждому предприятию, учреждению в отдельности;
г) организации эффективного контроля за правильностью применения предприятиями, учреждениями регулируемых цен и тарифов;
д) мониторинга нерегулируемых цен и тарифов, в том числе нерегулируемых цен на электрическую энергию.
Принципы ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан:
стабильность тарифного регулирования и соблюдение при его осуществлении определенных законодательством оснований и сроков пересмотра установленных цен (тарифов);
согласованность ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан:
1) с программами развития отдельных отраслей в Российской Федерации;
2) с программами развития отдельных отраслей в Республике Татарстан;
доступность для потребителей товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.
Ценовая (тарифная) политика Республики Татарстан в отношении субъектов регулируемой деятельности основывается как на общих, так и на следующих специальных принципах:
экономическая обоснованность цен (тарифов);
обязательность раздельного учета регулируемыми организациями объемов реализации продукции (услуг), доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;
доступность информации о регулируемой деятельности организаций, цены (тарифы) на товары (работы, услуги) которых подлежат государственному регулированию;
внедрение экономических механизмов стимулирования энергосбережения при установлении цен и тарифов;
инвестиционная привлекательность;
развитие конкуренции.
Экономическая обоснованность цен (тарифов) предполагает:
1) единую методическую основу, скоординированное формирование и утверждение цен и тарифов по всем сферам регулирования, а также координацию хозяйственной деятельности и инвестиционной политики предприятий-производителей со стратегическими интересами развития инфраструктуры республики и прогнозируемыми изменениями социально-экономической ситуации в ней;
2) включение в состав затрат только экономически обоснованных расходов организаций, в отношении которых осуществляется ценовое (тарифное) регулирование;
3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг);
4) стандартизация перечней и регламентов оказания услуг;
5) осуществление контроля за правильностью формирования и применения регулируемых цен и тарифов, а также за соблюдением конкурсных процедур при выборе поставщиков и подрядчиков регулируемыми организациями;
6) учет результатов деятельности производителей товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Обязательность раздельного учета регулируемыми организациями объемов продукции (услуг), доходов и расходов по регулируемым видам деятельности предполагает соблюдение организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, ведение раздельного учета объемов продукции (услуг), доходов и расходов.
Доступность информации о регулируемой деятельности организаций, цены (тарифы) на товары (работы, услуги) которых подлежат государственному регулированию, предполагает обеспечение информационной доступности для населения сведений о товарах (работах, услугах) организаций, их стоимости в порядке, установленном действующим законодательством. Стандарты раскрытия информации этими организациями должны обеспечивать:
доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц;
прозрачность деятельности при производстве регулируемых товаров (работ, услуг);
прозрачность информации о закупках товаров, работ, услуг регулируемыми организациями;
открытость регулирования деятельности;
публичность условий реализации регулируемых товаров (работ, услуг) для потребителей (цена, качество, доступность, надежность);
неограниченность доступа потребителей к регулируемым товарам (работам, услугам);
публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ) и производственных программ.
Для целей Концепции под энергосбережением понимается реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Внедрение экономических механизмов стимулирования энергосбережения включает следующее:
1) экономические механизмы стимулирования использования предприятиями и организациями вне зависимости от формы собственности и формы управления технологий, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов;
2) исключение из состава расходов, учитываемых при формировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги), непроизводительных расходов энергетических ресурсов, обусловленных несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
3) обеспечение учета расхода энергетических ресурсов для контроля за их использованием, а также приоритетное создание систем автоматизированного управления энергопотреблением;
4) установление предельных норм расходования энергетических ресурсов при разработке регламентов оказания услуг, подлежащих государственному регулированию.
Инвестиционная привлекательность обеспечивается за счет:
1) создания условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем инфраструктуры, в том числе для обновления основных производственных фондов организаций, цены (тарифы) на товары (работы, услуги) которых подлежат государственному регулированию;
2) осуществления в установленном порядке мониторинга выполнения инвестиционных и бюджетных целевых программ.
Развитие конкуренции в Республике Татарстан предполагает: