Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2020 года N 477


Об утверждении Государственной программы Псковской области "Поддержка развития местного самоуправления в Псковской области"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.24 на основании постановления Правительства области
от 25.12.2023 N 509

_____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17.1 Закона области от 06 июня 2008 г. N 769-ОЗ "О бюджетном процессе в Псковской области", постановлением Администрации области от 27 сентября 2012 г. N 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области", распоряжением Администрации области от 22 января 2013 г. N 9-р "Об утверждении Перечня государственных программ Псковской области" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Псковской области "Поддержка развития местного самоуправления в Псковской области".

2. Объемы финансирования Государственной программы Псковской области "Поддержка развития местного самоуправления в Псковской области" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

3. Комитету по финансам Псковской области в срок до 01 марта 2021 г. обеспечить в установленном порядке внесение изменений в постановление Администрации области от 28 октября 2013 г. N 495 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области" в части исключения мероприятий и порядка предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета на развитие институтов территориального общественного самоуправления и поддержку проектов местных инициатив.

4. Признать утратившим силу постановление Администрации области от 01 июля 2015 г. N 310 "О порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение необходимых условий для проведения в городе Пскове общегосударственных, областных и международных мероприятий".

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Руководителя Аппарата Псковской области Дмитриева С.С.


Губернатор области                                                           М.Ведерников

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 30.12.2020 N 477

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "Поддержка развития местного самоуправления в Псковской области"

     

ПАСПОРТ Государственной программы Псковской области "Поддержка развития местного самоуправления в Псковской области"


Ответственный исполнитель Государственной программы Псковской области "Поддержка развития местного самоуправления в Псковской области" (далее - Государственная программа)

Управление по местному самоуправлению и территориальному развитию Администрации Псковской области

Соисполнители Государственной программы

-

Участники Государственной программы

Комитет по финансам Псковской области, Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области, Управление делами Администрации Псковской области, Ассоциация "Совет муниципальных образований Псковской области", органы местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления)

Подпрограммы Государственной программы

Подпрограмма 1. "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и совершенствование территориальной организации местного самоуправления".

Подпрограмма 2. "Вовлечение населения в осуществление местного самоуправления, поддержка гражданских инициатив"

Цели Государственной программы

Создание условий для устойчивого развития местного самоуправления в Псковской области

Задачи Государственной программы

1. Стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности, а также повышение уровня квалификации, профессиональных и деловых качеств лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих.

2. Совершенствование территориальной организации местного самоуправления.

3. Повышение активности участия населения в осуществлении местного самоуправления, создание условий для развития проектов местных инициатив, поддержка гражданских инициатив

Целевые индикаторы Государственной программы

Число муниципальных образований области, обеспечивших рост сводной (межотраслевой) эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;

доля городских и сельских поселений, в которых приняты правовые акты, направленные на создание условий для развития местных инициатив граждан, в общем числе поселений области;

количество территориальных общественных самоуправлений (далее также - ТОС), учрежденных в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), в муниципальных образованиях области;

доля рассмотренных ходатайств о присвоении почетного звания "Край партизанской славы" в общем количестве поступивших от муниципальных районов и городских округов ходатайств

Этапы и сроки реализации Государственной программы

2021 - 2026 годы (один этап)

Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы - 282585 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета - 281500 тыс. рублей;
из местного бюджета - 1085 тыс. рублей;
в том числе:
на реализацию подпрограммы "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и совершенствование территориальной организации местного самоуправления":
всего - 173 195 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета - 173 000 тыс. рублей;
из местного бюджета - 195 тыс. рублей;
на реализацию подпрограммы "Вовлечение населения в осуществление местного самоуправления, поддержка гражданских инициатив":
всего - 109390 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета - 108500 тыс. рублей;
из местного бюджета - 890 тыс. рублей;
Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы по годам составит:
из областного бюджета:
2021 год - 50245 тыс. рублей;
2022 год - 33120 тыс. рублей;
2023 год - 33620 тыс. рублей;
2024 год - 54655,6 тыс. рублей;
2025 год - 55155,6 тыс. рублей;
2026 год - 55655,6 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

Повышение уровня эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Повышение уровня квалификации, профессиональных и деловых качеств лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих.

Создание эффективной территориальной организации местного самоуправления.

Увеличение количества населения, вовлеченного в осуществление местного самоуправления

     

I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Государственной программы


Развитие местного самоуправления является одним из важнейших элементов в реализации государственной политики всех уровней власти.

В соответствии с пунктом 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Местное самоуправление, являясь одновременно и институтом народовластия, и самостоятельным уровнем публичной власти, наиболее приближенным к населению, выступает центральным элементом в механизме взаимодействия гражданского общества и государства. Эффективно организованное местное самоуправление позволяет рационально использовать ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти. Инструментом реализации функций и задач органов местного самоуправления является муниципальная служба.

Достижение цели эффективной работы органов местного самоуправления возможно только при поддержке со стороны органов государственной власти области.

Стратегия социально-экономического развития Псковской области на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Администрации области от 10 декабря 2020 г. N 670-р, предполагает активное участие в ее реализации органов местного самоуправления. Создание условий для социально-экономического развития Псковской области в целом невозможно без создания благоприятных для жизни условий в каждом муниципальном образовании Псковской области в отдельности.

Для обеспечения стабильного развития Псковской области необходимо создать условия для развития муниципальных образований. Необходимо укреплять основы местного самоуправления, повышать эффективность деятельности органов местного самоуправления, так как именно их работоспособность во многом определяет качество жизни населения и возможности муниципальных образований к развитию; привлекать жителей Псковской области к непосредственному участию в осуществлении местного самоуправления и посредством этого выстраивать эффективную систему взаимодействия органов местного самоуправления с населением, создавать эффективную территориальную организацию местного самоуправления.

Характеристика местного самоуправления в Псковской области немногим отличается от других субъектов Российской Федерации. Основной характерной особенностью муниципальных образований в Псковской области является наличие большого количества малонаселенных поселений.

По состоянию на 01.06.2020 в Псковской области создано 2 городских округа, 24 муниципальных района, 25 городских поселений и 85 сельских поселений.

Подавляющее большинство муниципальных образований в Псковской области (более 90%) представляют собой поселения с численностью населения менее 5 тыс. человек.

В 21 муниципальном образовании со статусом сельского поселения численность населения составляет менее 1 тыс. человек. Эти муниципальные образования имеют ограниченные финансовые ресурсы и неразвитую инфраструктуру, ввиду чего не представляют интереса ни для граждан, ни для инвесторов. Недостаточность налогооблагаемой базы и отсутствие источников финансирования для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, имеют место во всех малонаселенных муниципальных образованиях области.

Органы местного самоуправления малонаселенных поселений не обладают возможностью самостоятельного решения вопросов местного значения.

Основными инструментами влияния на сложившуюся в муниципальных образованиях ситуацию являются государственные программы, система распределения межбюджетных трансфертов.

В муниципальных образованиях недостаточно используется ресурс в виде активного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1370, предусматривают, что органы государственной власти должны создавать правовую и экономическую основу деятельности органов местного самоуправления, реализовывать государственную политику, направленную на развитие местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.

Механизм вовлечения населения в процесс развития своих поселений в Псковской области активно стал использоваться начиная с 2019 года благодаря тому, что в Псковской области большое внимание стало уделяться мерам государственной поддержки территориального общественного самоуправления. Жители Псковской области стали активно участвовать в создании территориального общественного самоуправления.

Уровень "покрытия" территории муниципальных образований территориальным общественным самоуправлением пока еще остается низким.

Вместе с тем такая форма объединения инициативных граждан позволяет решать большой спектр вопросов, ориентируясь исключительно на приоритетные потребности населения, проживающего на данной территории, а также вовлекать население в непосредственное решение вопросов местного значения.

Территориальное общественное самоуправление - не единственная форма участия населения в местном самоуправлении. В настоящее время в Псковской области не развиты такие формы реализации местных инициатив, как инициативное бюджетирование, институт старост населенных пунктов.

Недостаточно активное вовлечение населения в процесс развития территорий приводит к тому, что в результате местное самоуправление подменяется муниципальным управлением. Соответственно, органы местного самоуправления ограничивают свои ресурсы и снижают возможности по реализации возложенных на них задач. В свою очередь население также недостаточно активно поддерживает инициативы органов местного самоуправления из-за неверия в их способность добиться реальных улучшений. Это оказывает отрицательное влияние на эффективность местного самоуправления.

Имеющийся опыт в Псковской области показывает, что общественные инициативы жизнеспособны лишь там, где органы государственной власти и органы местного самоуправления их поддерживают и оказывают постоянное содействие в их реализации.

Существует проблема недостаточности кадрового потенциала органов местного самоуправления.

Деятельность органов местного самоуправления протекает в условиях постоянно изменяющегося законодательства, большого количества реализуемых проектов. В этой связи большие требования предъявляются к результатам деятельности, в том числе к правовому обеспечению работы. В этих условиях очень важна способность муниципальных служащих быстро ориентироваться в происходящих процессах, совершенствовать правовое поле, грамотно реализовывать предусмотренные действующим законодательством процедуры, оперативно принимать квалифицированные решения.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления области зависит от профессиональной подготовки и деловых качеств выборных должностных лиц и муниципальных служащих. В этой связи наиболее актуальным является реализация комплексных мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня муниципальных служащих Псковской области.

В настоящее время кадровое обеспечение является проблемным вопросом для органов местного самоуправления, в особенности для малонаселенных поселений.

В небольших поселениях подбор кандидатов на муниципальные должности и должности муниципальной службы существенно ограничен отсутствием необходимых специалистов в составе населения и недостаточными возможностями для привлечения специалистов извне. При этом перечень и объемы задач в малонаселенных муниципальных образованиях ничем не отличаются от задач, стоящих перед крупными поселениями, а зачастую и усложняются отсутствием ресурсов для их решения.

Необходимость оказания лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим образовательной, консультационной, методической и информационной поддержки очень актуальна и востребована.

Большое количество стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления задач, необходимость координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления требует использования программного метода для достижения позитивных результатов в работе с муниципальными образованиями.

Реализация мероприятий Государственной программы позволит обеспечить эффективность работы органов местного самоуправления, в том числе путем повышения квалификации муниципальных служащих, позволит поддержать муниципальные образования, принявшие решения, касающиеся территориальной организации местного самоуправления, будет способствовать увеличению количества населения, вовлеченного в осуществление местного самоуправления.

Решение существующих проблем в сфере повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и активизации участия граждан в решении вопросов местного значения будет способствовать созданию условий для развития местного самоуправления в Псковской области.

II. Приоритеты государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития области, описание целей и задач Государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и основные ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определяются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Основными положениями государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1370, Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2035 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 10 декабря 2020 г. N 670-р.

Приоритетами государственной политики в сфере поддержки развития местного самоуправления являются:

содействие повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления;

совершенствование территориальной организации, обеспечивающей социально-экономическое развитие;

повышение престижа муниципальной службы и совершенствование кадрового состава муниципальных служащих;

поощрение развития общественных инициатив и территориального общественного самоуправления;

привлечение населения к участию в осуществлении местного самоуправления.

Приоритеты государственной политики в сфере поддержки развития местного самоуправления в полном объеме определяют цели государственной программы поддержки развития местного самоуправления.

Основной целью Государственной программы является создание условий для устойчивого развития местного самоуправления в Псковской области.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности, а также повышение уровня квалификации, профессиональных и деловых качеств лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих.

2. Совершенствование территориальной организации местного самоуправления.

3. Повышение активности участия населения в осуществлении местного самоуправления, создание условий для развития проектов местных инициатив, поддержка гражданских инициатив.

Реализация мероприятий Государственной программы позволит обеспечить:

повышение уровня эффективности деятельности органов местного самоуправления;

повышение уровня квалификации, профессиональных и деловых качеств лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих;

создание эффективной территориальной организации местного самоуправления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»