(с изменениями на 1 июля 2016 года)
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 17.06.2015 N 272;
постановлением Администрации области от 01.07.2016 N 217.
_________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17.1 Закона области от 06 июня 2008 г. N 769-ОЗ "О бюджетном процессе в Псковской области", постановлением Администрации области от 27 сентября 2012 г. N 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных (региональных) программ Псковской области", распоряжением Администрации области от 22 января 2013 г. N 9-р "Об утверждении Перечня государственных программ Псковской области" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Псковской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области на 2014-2020 годы".
2. Объемы финансирования Государственной программы Псковской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области на 2014-2020 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3. Признать утратившими силу с 01 января 2014 г.:
пункт 1 постановления Администрации области от 24 июля 2012 г. N 384 "О внесении изменений в отдельные акты Администрации области".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - начальника Государственного финансового управления Псковской области Баринову Т.А.
Губернатор области А.А. Турчак
Государственная программа псковской области
"Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области на 2014-2020 годы"
Паспорт (Паспорт в редакции постановления Администрации области от 17.06.2015 N 272)
| |
Ответственный исполнитель программы | Государственное финансовое управление Псковской области |
Соисполнители программы | Государственный комитет Псковской области по организации государственных закупок |
Участники программы | Администрация Псковской области, Управление внутренней политики Администрации области Государственный комитет Псковской области по организации государственных закупок, муниципальные районы (городские округа) области |
Подпрограммы программы | Подпрограмма 1 "Осуществление бюджетного процесса на территории Псковской области". |
Цели программы | Обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы Псковской области |
Задачи программы | Обеспечить координацию стратегического и бюджетного планирования; |
Целевые индикаторы программы | Охват бюджетных ассигнований областного бюджета показателями, характеризующими цели и результаты их использования; |
Этапы и сроки реализации программы | 2014-2020 годы, этапы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы, - 14465367 тыс. рублей, |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 01.07.2016 N 217) | |
Ожидаемые результаты реализации программы | Долгосрочная сбалансированность областного бюджета, усиление взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований; |
Государственная программа Псковской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области на 2014-2020 годы" (далее - Государственная программа) разработана в рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", в соответствии с которым перед органами государственной власти области ставится задача по повышению эффективности бюджетной политики как инструмента реализации государственной социально-экономической политики. Данная позиция подразумевает четкое определение объема бюджетного финансирования, необходимого для достижения конкретных количественно определенных целей государственной социально-экономической политики.
Государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере бюджетной, финансовой, денежной и кредитной политики области осуществляет Государственное финансовое управление Псковской области.
Основными задачами Государственного финансового управления Псковской области являются:
поддержание сбалансированности региональной бюджетной системы;
финансирование первоочередных расходов. Обеспечение выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы;
поддержание сбалансированности бюджетной системы местных бюджетов;
усиление контроля за эффективностью использования бюджетных средств.
Современное состояние и развитие системы управления государственными финансами в Псковской области характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых государственных услуг.
Начиная с 2007 года в сфере финансов в области реализуется областная долгосрочная целевая программа "Реформирование региональных финансов Псковской области на 2007-2019 годы", утвержденная постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 10 ноября 2006 г. N 1576.
В результате реализации указанной областной долгосрочной целевой программы проведены мероприятия по нормативному правовому регулированию и совершенствованию правовой базы в сфере управления региональными финансами, реформированию бюджетного процесса и управления расходами, проведению разумной долговой политики. Одновременно начата работа по внедрению на территории Псковской области процедуры бюджетирования, ориентированного на результаты, а именно, определены стратегические цели, задачи и показатели деятельности отдельных органов исполнительной власти Псковской области. Намечен план дальнейших действий Администрации Псковской области в данном направлении. Реализованы мероприятия реформирования региональных финансов в административной сфере по направлениям, касающимся государственного сектора экономики, совершенствования системы инвестиций, создания условий для развития доходной базы и совершенствования системы межбюджетных отношений в Псковской области.
По результатам проведения в 2007 году отбора субъектов Российской Федерации для получения субсидий согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 158 Псковская область вошла в число субъектов Российской Федерации, занявших первые десять мест по результатам оценки заявок.
По итогам выполнения первого этапа указанной областной долгосрочной целевой программы согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2008 г. N 618 Псковская область заняла второе место по уровню выполнения первого этапа программ реформирования региональных финансов субъектов Российской Федерации, отобранных в 2007 году для получения субсидий.
Размер субсидий из федерального бюджета Псковской области составил 347,1 млн. рублей. Общий объем реализации областной долгосрочной целевой программы "Реформирование региональных финансов Псковской области на 2007-2019 годы" составлял 692,25 млн. рублей, из них 345,15 млн. рублей или 49,9% составляли средства областного бюджета.
В 2011-2013 годах Государственным финансовым управлением Псковской области реализуется областная долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Псковской области на 2011-2013 годы". Реализация указанной программы способствует дальнейшему процессу развития бюджетной системы Псковской области, реформированию финансово-бюджетной сферы, инициируемому как на федеральном уровне, так и собственными потребностями областного бюджета.
В рамках реализации областной долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Псковской области на 2011-2013 годы" достигнуты следующие результаты:
увеличилась доля расходов областного бюджета, распределяемых в соответствии с программно-целевыми принципами бюджетного планирования, с 21% в 2011 году до 40% в 2013 году;
обеспечена возможность контроля эффективности и расходования средств, передаваемых в виде целевых межбюджетных трансфертов;
повысилась прозрачность расходов областного и местных бюджетов;
создана система финансового обеспечения государственных учреждений в зависимости от объема и качества оказываемых услуг;
повысилась ответственность учреждений за качество оказываемых услуг и обеспечена открытость информации о деятельности государственных учреждений;
реестр расходных обязательств согласован с перечнем государственных услуг Псковской области;
принятие решений о новых расходных обязательствах основывается на целях социально-экономического развития Псковской области;
повысилось качество планирования расходов бюджета Псковской области;
повысилась эффективность функционирования созданной в Псковской области системы управления кредиторской задолженностью.
создана система мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, которая, в том числе, учитывает изменение правового статуса государственных учреждений Псковской области и совершенствование механизмов и процедур бюджетного процесса;
осуществляется оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области;
улучшился обмен информацией между жителями области, органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления.
В результате мероприятий по реформированию финансов в Псковской области создана целостная нормативная правовая база; осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию; бюджетный процесс организован с учетом безусловного исполнения всех ранее принятых расходных обязательств; в межбюджетных отношениях используются единые принципы и формализованные методики; при составлении проекта областного бюджета применяется программно-целевой метод.
В настоящее время в Псковской области:
обеспечена четкая законодательная регламентация процесса формирования и исполнения областного бюджета, осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств;
осуществлен переход от годового к среднесрочному формированию областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области на трехлетний период;
законодательно закреплены правила налогового регулирования, порядок и условия предоставления налоговых льгот;
произведено разграничение полномочий и расходных обязательств Псковской области и муниципальных образований, сформированы на новой основе межбюджетные отношения, законодательно утверждена методика распределения дотаций из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, основанная на объективных критериях оценки бюджетной обеспеченности и налогового потенциала муниципальных образований.
Вместе с тем, не все законодательно внедренные принципы и механизмы в полной мере удалось реализовать на практике, некоторые из перспективных мероприятий реализуются с недостаточной результативностью. Сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, на высоком уровне сохраняется доля неэффективных расходов консолидированного бюджета Псковской области. Бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием. Структура и динамика расходов недостаточно учитывают цели социально-экономического развития Псковской области.
Существующие инструменты целеполагания, интегрированные на региональном уровне в бюджетный процесс (областные долгосрочные целевые программы, ведомственные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований), в недостаточной степени увязаны со Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года и между собой и продолжают рассматриваться некоторыми органами исполнительной власти в качестве декларативных документов, а не планов реальных действий.
Данная ситуация является следствием сложившейся годами практики сметного финансирования государственных учреждений, органов государственной власти области вне зависимости от фактически достигнутых результатов. Кроме того, сложившаяся ситуация вызвана отсутствием механизмов мотивации главных распорядителей бюджетных средств к повышению качества финансово-экономического планирования, а также отсутствием применения финансовых и иных санкций за некачественное бюджетное планирование.